Образовательная цель урока: закрепить знания об описании как типе речи, умения различать разные типы речи и соединять их в одном тексте.
Развивающая цель урока: продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся, пополнить словарный запас слов и расширить знания по истории вещей, развить наблюдательность и внимательность к окружающим нас предметам.
Воспитывающая цель урока: воспитание познавательных и эстетических качеств личности учащихся.
Оборудование: презентация урока, несколько предметов, предложенных для описания (зонтики) и слова на доске:
стержень | механический |
каркас из восьми спиц | зонтик-полуавтомат |
купол | зонтик-автомат |
ручка | зонтик-трость |
непромокаемая ткань | металлический |
Дизайн – художественное проектирование создаваемых предметов.
На уроке в устном опросе учащимся предлагается вспомнить, какие типы речи им известны, как строится текст-повествование, какова композиция текста-описания: общее впечатление о предмете, описание его деталей, возможная, но необязательная его оценка.
Тренировочным материалом могут служить упражнения из учебника по выбранной программе.
Обязательны на этом уроке примеры текстов смешанного типа: повествование с элементами описания.
В слове учителя напомним детям о том, что словесное описание помогает увидеть предмет, представить его в своём воображении. Таким образом, описание – это словесное изображение предметов путём перечисления их признаков.
Обычно на уроках по описанию предмета в качестве объектов предлагаются матрёшка или мягкая игрушка. Что если отойти от общепринятого? Пусть на этот раз это будет… (включаем презентацию к уроку, на первом слайде которой заключена загадка о предмете описания) зонтик!
С этим предметом связаны имена известных сказочных персонажей (учитель предлагает угадать по включенному фрагменту на слайде, о ком идёт речь). Конечно, это герои Андерсена и Памелы Трэверс: Оле Лукойе и Мери Поппинс. Вспоминается также Пятачок, друг Вини Пуха, который ходит с зонтиком под деревом, отвлекая пчёл от друга - сладкоежки. Это герой произведения Алана Милна и Бориса Заходера.
Много ли мы знаем о зонтике? Этот предмет имеет интересную историю своего происхождения.
Показ слайдов сопровождается комментированием учителя.
Примерное возникновение зонтика – одиннадцатый век до нашей эры. Сначала он был только солнцезащитным. Ручка зонтика достигала полутора-двух метров в длину. В Китае и Египте, где и появились первые зонтики (об этом свидетельствуют сохранившиеся древние рисунки), существовала даже должность носителя зонтика над господином.
Со временем внешний вид зонтиков и их назначение менялись: сначала они были хрупкими солнцезащитными, с кружевами и каменьями у состоятельных модниц (загорелое лицо в те далёкие времена было свойственно только простолюдину!), потом появились прочные купола зонтиков из непромокаемых материалов от дождя и снега.
Первоначально основания зонтиков были тростниковыми или деревянными, позже- с металлическими конструкциями спиц каркаса и ручки.
С первых дней своего возникновения зонтики были не собирающимися, с удлиненными ручками. Прошло время, и для удобства хранения зонтики стали сначала просто собирающимися, потом складывающимися в два-три, а теперь и в четыре раза, что позволяет упаковать зонтик в изящный футляр, чуть больший, чем для очков!
Учителю необходимо обратиться к этимологии слова “зонтик”. На первый взгляд, слово имеет уменьшительно-ласкательный суффикс. Однако это не так. В русский язык слово “зонтик” вошло при Петре I от нидерландского “zonnedeck” – навес от солнца. Таким образом, слово “зонт” произошло позднее, путём отсечения суффикса. Такой способ образования слов называется бессуффиксным.
Учитель предлагает ребятам образовать однокоренное прилагательное к слову “зонтик” и спрашивает, где они с ним встречались. Это прилагательное можно встретить при характеристике растений, внешне очень похожих по зонтик. Их так и называют: “зонтичные растения”.
Внешне зонтик очень похож на гриб. Их так и называют: грибы-зонты.
Предлагается вспомнить предметы, внешне похожие на зонтик. Учащиеся называют парашют, палатку, детскую песочницу.
Учитель знакомит ребят с новым словом. Это слово “дизайн”. Записывается лексическое значение слова и подбираются однокоренные слова: дизайнер, дизайнерский.
Продолжается разговор об объекте описания тем, что со временем дизайн купола зонтика тоже изменился: от круглого маленького до больших и средних, разных по форме куполов;
ручки тоже приобретали разные формы. Неизменной вот уже несколько веков остаётся мода на зонтики - трости. Можно встретить зонтик на ремне для ношения его за спиной. Редко, но можно увидеть предлагаемые дачникам шапочки – зонтики.
В наше время зонтик обрёл стандартные размеры своих составляющих компонентов: диаметр матерчатого купола 100-110 см, металлический стержень – 50 см, 8 металлических спиц на каркасе, длина каждой от центра составляет 55 сантиметров. Ручка в основном из пластмассы разного дизайна. Для удобства на ручке имеется шнурок-петля для руки, а на материале купола, в четырёх сантиметрах от края, пришита снаружи стягивающая матерчатая полоска с лентой-липучкой. У каждого зонта из этого же материала имеется чехол для компактного хранения зонтика.
Учитель предлагает вспомнить, как собирается зонтик, вместе с ребятами разбирает значение слов, записанных на доске: механический, полуавтомат, зонтик-автомат (полный автомат).
Способ сборки зонтика демонстрируется учителем на предлагаемом для описания зонтике.
В заключении учитель подводит итог, повторяя вместе с учащимися названия частей зонтика, разновидности и назначение зонтиков; вспоминаются лексические значения новых слов.
Учитель сообщает о том, что на следующем уроке они должны будут сочинить рассказ или сказку.
Учитель: Какого типа речи будет ваш текст? (Повествование)
Учитель: Что изменится, если в рассказ или сказку вы включите описание зонтика? (Это будет текст смешанного типа речи: повествование с элементами описания)
Учитель: У вас есть время обдумать сюжет своего произведения, решить, кто будет героем или героями его. Предмет для описания перед вами. Это один из данных зонтиков.