Цель: формирование представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями экономики: природные богатства, капитал, труд людей.
- Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- Способствовать формированию культуры чтения и речи (формулировка выводов, проблемы и гипотез);
- Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока: урок по ТРКМ.
Форма работы индивидуальная, работа в парах, группах
Приемы технологии развития критического мышления: игра: «Верите ли вы, что…», чтение с пометками «INSERT», «Кластер», «Чтение с остановками», «Корзина идей», «Синквейн».
ХОД УРОКА
1 часть. Вызов (5 мин.)
– Ребята, с какой большой темой мы
начали работать на прошлом уроке?
– И начнем мы наш урок вот с такого задания.
Игра «Верите ли вы, что…»
Правила игры: у вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «–». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей… (+)
- Экономика – это возможность заработать деньги (–) искусство ведения хозяйства
- Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (–) сельское хоз-во
- Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (–) промышленность
- Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)
- Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)
- Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)
- Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+)
– Положите листочек на середину парты.
Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это бегемот? (–) (Кит)
– КИТ. Что вы представили?
– В далёком прошлом люди не знали, что Земля
имеет форму шара. Многие тогда думали, что Земля
плоская и покоится на трёх китах.
– Сейчас, конечно, никто так не думает. Но
осталось образное выражение «три кита», которое
означает основу, фундамент чего-то.
– Послушайте стихотворение. Если вы будете
внимательны, вы сумеете выполнить задание,
которое я вам дам после прослушивания
стихотворения.
Основа жизни – три кита –
Об этом помните всегда.
А в экономике основа –
Три важных и полезных слова:
Природные богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой темы увидеть можно тут.
2 часть. Осмысление (20 мин.)
– Прочитайте слова, записанные на доске.
ЭКОНОМИКА природные богатства капитал труд воздух вода полезные ископаемые почва растения |
животные физический умственный здания дороги станки оборудование инструменты человек |
– Найдите слова, которые звучали в
стихотворении?
– Это не просто слова, это основа чего? ЭКОНОМИКИ!
(Выставляю на доску карточки)
– Сформулируйте тему урока.
– Прочитайте, первой кит экономики – это... (Природные
богатства)
– Выберите слова, которые вы бы подарили первому
киту экономики.
– Кто желает?
– Согласны с ним?
(Помещаю в кластер)
Приём «INSERT»
– Работаем с учебником.
– Откройте учебник. Стр. 41. Возьмите в руки
карандаш. Внимательно прочитайте текст.
Если найдёте новую информацию о природных
богатствах, то ставьте «+».
(Ученики читают глазками)
– Что нового вы для себя узнали?
– Совпали ли наши предположения с информацией
учебника?
– Все ли природные богатства, о которых вы
прочитали, отмечены у нас на доске?
– Зачитайте «Как нужно использовать
природные богатства?»
– Бережно. Это как?
– Следующий кит экономики –
капитал.
– Как вы понимаете значение этого слова?
– Деньги, я с вами согласна.
– Но только ли деньги являются капиталом? Ответ
на этот вопрос найдите в тексте учебника.
Страница 44.
– Нашли ответ на вопрос? Капитал – это только
деньги? Что ещё является капиталом?
– Какие слова отнесём ко второй основе
экономики? (Здания, дороги, станки,
оборудование, инструменты)
– Откройте тетрадь с.25 №2.
– Прочитайте задание. Приготовьтесь к чтению по
ролям.
– Кто участвует в споре? Читаем. Я читаю слова
автора. Слова Димы читает _______________, а слова Олега
– ___________________.
– Вы теперь грамотные помогите ребятам
разрешить спор.
– Отметьте кто прав. Как вы считаете? (Дима.
Капитал – это всё то, что создано руками людей
для производства новых товаров и услуг).
– Закройте тетради.
– Мы прочитали, что люди, которые руководят
предприятиями и фирмами, обычно стремятся
увеличить капитал.
Работаем в группах
– Займите свои места. Правила работы в группе вы помните.
– Попробуйте представить себя в роли
государственного чиновника, главы города.
Кто является главой нашего города? (Чёрная
Раиса Леонидовна)
– Что бы вы сделали, будь вы на месте главы
города, чтобы увеличить капитал нашего города?
(Построить в городе фабрики, заводы, приобретать
современное оборудование, приглашать молодых
специалистов с высшим образованием)
– Чья группа готова? Вам слово.
(выступление представителей групп)
– Будем надеяться, что вы вырастите и сумеете
претворить свои мечты в жизни.
– У нас остались на доске слова умственный
и физический.
– Что может быть одновременно и умственным и
физическим?
– Труд!
– Подберите прилагательные к слову труд. Какой? (Эффективный,
добросовестный, честный, качественный,
недобросовестный)
– Говорят, работать спустя рукава. Это как?
– А каким ещё может быть труд, чтобы наша
экономика была богаче, лучше, прочитайте в
учебнике стр. 45.
– Зачитайте, что делает труд успешным?
– Какую тайну экономики мы раскрыли сегодня на
уроке? Обратимся к кластеру.
– Можно ли сказать, что какой-то кит главнее? Нет,
они все важны!
– Вернёмся к таблице. Оцените достоверность
утверждений, используя полученную на уроке
информацию. Я вам читаю вопросы, которые
начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы
обсуждаете ответы в парах. Если вы верите, то
во второй строке поставьте знак «+», если нет, то
«–».
- Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей… (+)
- Экономика – это возможность заработать деньги (–) искусство ведения хозяйства
- Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (–) сельское хоз-во
- Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (–) промышленность
- Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)
- Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)
- Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)
- Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+)
– Совпали ли наши предположения?
– У кого изменились мнения?
3 часть. Рефлексия. Творческое размышление (10 мин.)
– Откройте тетрадь с.24 №1.
– Выполните задание в тетради.
– Так что же такое экономика? Для чего она нужна?
– Кто догадался, какое слово у меня спряталось за
этой карточкой? (человек)
– К какой основе экономики вы можете
поместить слово человек?
– Проверяем. Отстаивайте свою точку зрения.
– Согласны вы, ребята?
– А я своё мнение оформила так:
– Человек и экономика. Есть ли какая-нибудь связь между этими словами?
Ради человека и во имя человека существует экономика, потому что она призвана удовлетворять наши потребности, потребности людей!
Дома: У – стр. 46-47
Т – стр. 25 № 3, 4
* Можете выбрать любое ключевое слово, которое
относится к теме «Экономика» и составить свой
синквейн.
Работаем в группах
– Давайте сочиним стихотворение – синквейн на тему «Экономика».
Экономика
Сильная, мощная, слабая, развитая, денежная
Изучает, удовлетворяет, производит, создаёт
Удовлетворяет разнообразные потребности людей
Улучшает жизнь людей
Правильно веди экономику
Богатство! Благополучие! Счастье!
– А теперь продолжите мою фразу:
– Урок интересный, потому что …
– Я могу похвалить себя …
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …
– Мне было трудно, потому что …