Коррекционная направленность музыкально-ритмических движений в работе с детьми с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Со II половины XX века особое место в педагогике занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными проблемами в развитии. Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его мыслей, чувств, отношения к окружающему, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания таких детей. Коррекционные возможности музыкального искусства по отношению к ребенку с проблемами проявляются прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществление коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации. Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального воспитания из ряда артпедагогических методик, т.е. методик, основанных на синтезе двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность:  музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую.  Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель -  формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами.

Наше дошкольное образовательное учреждение является учреждением компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

К детям с нарушением зрения относят разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, с разной структурой и составом нарушенных функций.

Наше дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания в детском саду» с учетом своеобразия развития детей и формирования их познавательной деятельности.

Музыкальное воспитание является составной  частью общей системы обучения и воспитания детей. Оно взаимодействует со всеми сторонами коррекционно-развивающего процесса и решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Составной частью музыкального воспитания детей с нарушением зрения являются музыкально-ритмические движения, которые осуществляют не только развитие такого ребенка, но и коррекцию и компенсацию имеющихся у него отклонений в развитии средствами музыки и движения.

Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность, а также наилучшим образом для детей с нарушением зрения преодолеваются трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность  двигательных актов, их аритмичность и гиподинамия.

Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью и т.д. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть  ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам. Связь музыки и движения обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.

Практика показывает, что чем раньше музыкально-ритмические движения начинают использоваться в работе с детьми с проблемами зрения (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, моторики, пластичности, ориентировке в пространстве, выразительности движений, а также в развитии музыкальных способностей.

Движения под музыку складываются из двух компонентов:

  • музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
  • навыков выразительного движения (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений.

В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами зрения  решаются следующие задачи:

  • развитие музыкального восприятия, умение передавать различные средства музыкальной выразительности, отражать в движениях жанры музыки (марш, танец, песню);
  • овладение «языком движений», умение с помощью жестов, мимики в танце, игре передавать музыкальный образ;
  • развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
  • осуществление средствами движения коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка с проблемами зрения.

Естественные для ребенка подвижность, двигательная активность, эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности. Но особенно важно то, что для детей с нарушением зрения оно является средством ориентировки в окружающем мире и в информации. Двигательный анализатор у таких детей лежит в основе умения точно и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности. Поэтому занятия движениями, усвоение двигательного действия, формирование чувства ритма имеют особенно важное значение в жизнедеятельности детей с нарушением зрения.

В нашем дошкольном учреждении занятия музыкально-ритмическими движениями мы выделяем в самостоятельный раздел.  Эти занятия носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности. В них мы используем множество световых, цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров, что помогает легче развивать зрительно-двигательную ориентировку в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения. Особенно полезны для детей с нарушением зрения упражнения, танцы, игры с предметами, музыкально-речевые игры.

На первом этапе работы с детьми мы проводим их диагностическое обследование, в процессе которого выявляем имеющиеся у них отклонения в развитии.  Т.е. стараемся изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, общее состояние здоровья и его двигательные возможности. Постоянно поддерживаем связь с врачом-офтальмологом и тифлопедагогами. Только после этого мы определяем возможности и перспективу развития ребенка средствами музыки и движения, намечаем пути и содержание коррекционного воздействия средствами музыки и движения, подбираем упражнения, игры, танцы, последовательность и методику проведения. Учитывая недостатки детей в развитии пространственной ориентировки и координации движений, в основу занятий с детьми по музыкально-ритмическим движениям берем следующие зрительные задачи:

– формирование у детей бинокулярного зрения,
– укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций,
– совмещение зрительного и слухового образов,
– употребление цветов, тренирующих сетчатку,
– развитие слуховой и пространственной ориентировки, глазомерной оценки протяженности.

Через решение этих задач решаются задачи по коррекции зрения.

Хочу подчеркнуть, что ведущая роль на этих занятиях принадлежит музыкальному руководителю, но и активность воспитателя является непременным условием качественного проведения занятия с коррекционными задачами.

В занятия  мы подбираем игры и упражнения, танцы наиболее подходящие для решения коррекционных задач.

1. Те, которые сами по себе содержат элементы коррекции.

Например,  упражнения:  «Бегите ко мне» автор Дубянская, муз Тиличеевой (способствует развитию прослеживающих функций);  «Птички летают» Банникова (способствует развитию переферического зрения, «Карусель» русская нар. мел. (развивает пространственную ориентировку), «Смело идти и прятаться» Баркович (развитие понятия «ближе-дальше», пространственной ориентировки), «Змейка» Щербачев (развивает прослеживающие функции глаз).

Игры: «Прогулка» Преображенского (способствует развитию слуховой и пространственной ориентировки), «Мотылек» Рустамова (развивает прослеживающие  функции глаза и пространственную локализацию), «Зеркало» русская нар. мелодия (развивает подражательные функции), «Повтори» белорусская нар. мелодия и «Сделай, как мы» Вебер (развивает зрительную память и движения подражательного характера), «Ловим бабочек» Генералова (помогает развитию пространственной локализации и прослеживающих функций), «Зоркие глаза» муз. Глинки (развивает прослеживающие функции, фиксацию и боковое зрение).

2. Те упражнения и игры, которые дополнены коррекционными задачами.
Так, для успешного решения таких  коррекционных задач, как ориентировка по цвету в упражнениях «Дождик» Меерсона, «Мячики прыгают, мячики покатились» Теплицкой, «Упражнение с флажками» муз. Шуберта,  играх «Зайчики скачут в свободный домик», «Вожаки» муз. Бетховена  мы  вводим ориентиры определенных цветов.

3. Упражнения, танцы, игры с предметами:   с мячами, обручами, лентами,
игрушками, платочками, флажками, шарами (игры «Магазин игрушек» латвийская нар. мелодия, «Дети идут в гости» Феоктистовой, «Игра со звоночками» Рожавской, «Игра с флажками» муз. Чичкова, «Прятки с платочками» венгерская нар. мелодия, «Кто скорее возьмет игрушку» латвийская нар. мелодия; упражнения «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Передача платочка» Ломовой, «Упражнения с погремущками» Жилина, «Упражнение с мячами» Александрова), которые помогают развитию зрительного анализатора, совмещая зрительный и слуховой образ.

Предмет, с которым ребенку приходится исполнять какое-либо движение, должен быть изучен им при помощи зрения и осязания. Упражнения  мы показываем детям с близкого расстояния, часто подходя к каждому ребенку отдельно, делаем это вдвоем с воспитателем группы, повторяем показ по нескольку раз, развивая у детей подражательные функции. При объяснении часто используем наглядно-игровые методические приемы во время занятий с подгруппами детей. Например, прежде, чем показать детям, как расположиться по залу врассыпную, в круг, парами по кругу и т.д.  объясняем и показываем это с помощью матрешек на столе.

Регулярные занятия по музыкально-ритмическим движениям к концу учебного года дают хорошие результаты:

  • дети, плохо ориентирующиеся в пространстве, страдающие нарушением координации движений, начинают свободно передвигаться, выполнять различные перестроения;
  • легко справляются с задачами, связанными с развитием прослеживающих функций;
  • безошибочно определяют, что расположено ближе, что дальше, в каком направлении нужно двигаться, чтобы достичь цели;
  • легко совмещают зрительный и слуховой образ.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.

Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Особенно сложные и серьезные задачи встают в этот период перед ребенком с нарушением зрения, ведь акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение музыкально-ритмических движений в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок раскрепощается, учится владеть своим телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности, ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку.  Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.

Литература:

  1. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002 г.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И.Плаксиной – Москва, «Город», 1999 г.