Урок чтения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида по русской народной сказке "Вершки и корешки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • воспитывать умение слушать друг друга;
  • развивать смекалку, мышление, артистизм;
  • воспитывать интерес к чтению и бережное отношение к книге;
  • выявить разницу между сказками;
  • закрепить представления учащихся о сказках как сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки;
  • обогащать и развивать словарный запас обучающихся; коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся;
  • формирование навыков беглого осмысленного выразительного чтения; воспитание навыков связного повествовательного рассказывания;
  • формирование правильного произношения;
  • коррекция логического мышления на основе упражнений учащихся в установлении причинно-следственных связей.

Оборудование: учебники чтения, презентационное сопровождение урока, книги со сказками, иллюстрации к сказкам, "волшебный" сундучок с предметами, загадки о сказочных персонажах, пословицы и поговорки о сказках, портреты писателей сказочников, мультфильм, раскраски, разрезные картинки к тексту.

Ход урока

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, рапорт дежурного.

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять и внимательно читать.
Прозвенел сейчас звонок, начинать пора урок.
Наступила тишина, сказка в гости к нам пришла.

2. Логопедическая минутка: звук и буква "с", характеристика: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твёрдый.

Артикуляционная гимнастика: наказать непослушный язык, почистить зубы, сделать язык широким, загнать мяч в ворота.

Чтение слогов хором, по рядам, индивидуально:

Чтение скороговорок:

Ос- ос- ос сильный мороз.
Ос-ос-ос на дворе трещит мороз.
Ос-ос-ос заморозил нас мороз.
Ос-ос-ос заморозил щёки, нос.

Береги нос в сильный мороз.
Сильный мороз хватает за нос.
Не боюсь тебя, мороз, растираю снегом нос!

Игра "Наборщик" - собрать слова из набора букв (сказка, добро, герои, автор, народ).

3. Активизация знаний.

1) Беседа о видах сказок.

2) Отгадать сказку. Учитель называет сказочных персонажей, а дети отгадывают, из какой они сказки.

  • Лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? ("Теремок".)
  • Самовар, муха, базар? ("Муха - цокотуха".)
  • Топор, каша, солдат? ("Каша из топора".)
  • Замок, кот, маркиз, шляпа, людоед, мельница? ("Кот в сапогах".)

3) Отгадать загадку.

Он бегает по Африке и кушает детей -
Гадкий, нехороший, жадный: (Бармалей.)

Девочка спит и пока не знает, что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт, в нору упрячет бессовестный крот:

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка. Г.Х.Андерсен.)

По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра! ("По щучьему веленью".)

Колотил да колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с носом. ("Лиса и журавль".)

Красна девица грустна, ей не нравиться весна,
Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка! ("Снегурочка".)

У отца был мальчик странный, необычный - деревянный,
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный, кто же это? (Буратино.)

4) Ответить на вопросы:

  1. Где хранилась смерть Кощеева? (На конце иглы.)
  2. Как звали собаку из сказки А.Толстого "Золотой ключик"? (Артемон.)
  3. Как звали человеческого детёныша, который вырос в джунглях? (Маугли.)
  4. Кто поймал "золотую" рыбку? (Старик.)
  5. В кого превратился братец Иванушка? (В козлёночка.)
  6. Назовите жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках.)

5) "Из какой это сказки?" Ребята, нам принесли "волшебный" сундучок. Отгадайте, кому из героев принадлежат эти вещи и из какой он сказки?

- золотое яичко ("Курочка Ряба".)

- хрустальная туфелька ("Золушка".)

- красная шапочка ("Красная шапочка".)

- горошина ("Принцесса на горошине".)

- золотой ключик ("Приключения Буратино".)

4. Физкультминутка. Последняя вещь принадлежала малышу Буратино. (На доске картина с изображением Буратино)

Буратино потянулся, раз нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развёл - ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать на носочки надо встать.

5. Объявление темы урока. Работа по учебнику. Стр.48.

Самостоятельное чтение сказки обучающимися.

Чтение по цепочке.

6. Анализ содержания сказки. Что мужик с медведем решили посеять первый раз? Как мужик решил поделить урожай? Понравились ли медведю вершки у репы? Почему? Что медведь и мужик посеяли во второй раз? Как медведь решил поделить урожай? Как по-другому можно назвать вершки у пшеницы? Для чего нужны вершки пшеницы? Что можно сделать из зёрен пшеницы? Доволен ли был медведь тем, что получил корешки пшеницы? Почему? Почему медведь с мужиком больше не дружили?

Определение типа сказки. Можно ли сказку "Вершки и корешки" назвать волшебной? Почему? А к сказке о животных? Какого же типа эта сказка?

Характеристика героев сказки. Что можно рассказать о мужике? Какой он? А медведь? Какой он?

7. Физкультминутка для глаз.

8. Выборочное чтение. Игра "Голова и хвост" (учитель начинает строку, ученики находят и дочитывают предложение. Игра "Прятки" (учитель читает текст и заменяет в нём некоторые слова, дети находят ошибки).

9. Обобщение. Просмотр мультфильма с последующим обсуждением, собирание "осколочных" картинок к тексту с комментированием (приложение №1). Придумать продолжение сказки.

10. Итог урока. Что понравилось и почему? Чему учит эта сказка? Как бы вы поступили на месте мужика или медведя? Показ нескольких вариантов книг со сказкой "Вершки и корешки" и более полный вариант сказки "Мужик, медведь и лиса". (Приложение №2)

11. Домашнее задание: выразительно читать и пересказывать, нарисовать рисунки к тексту (слабым ученикам дать раскраски - приложение №2 и образец рисунка),

В заключение урока звучит песня "В мире много сказок".

Презентация.