Учебно-воспитательные цели урока.
Оборудование.
- Схемы.
- Карты.
- Атласы.
- Карточки-транспаранты.
- Мультимедийная система.
- Слайды.
Ход урока
1. Оргмомент (готовность к уроку) | Приветствие. |
2. Эмоциональный настрой | Звучит произведение. Э.Захарова “Вечерние сумерки”, что создает определенный эмоциональный настрой. |
3. Мотивация | Кто-же, если не мы? Когда же, если не сейчас? |
4. Актуализация знаний | Задание классу: разобрать
карточки каждой из групп учащихся. Подготовить
сообщения, в каждом из них отобразить 3 аспекта:
Слово учителя: Русская равнина – сердце нашего государства, давно заселенный и освоенный район. Благодаря неповторимым пейзажам и очарованью русской природы, здесь занимались живописью В.Д. Поленов, И.И. Левитан, И.В. Шишкин. Все многообразие и самобытность природы отображено в народном декоративном творчестве и прикладном искусстве. Сегодня Русская равнина густо заселена, ее природные ресурсы интенсивно используются. Давайте постараемся разобраться в причинах ухудшения окружающей среды в районах Русской равнины и подумаем о мерах оказания помощи в экологически кризисных районах. |
5. Обьяснение нового материала | Слово учителя: 5.1. 1 группа учащихся подготавливает сообщение и выводит его на экран, сопровождая показ демонстрацией слайдов: - Агроклиматические ресурсы благоприятны для активной хозяйственной деятельности и проживания населения. Благодаря влиянию господствующего западного переноса атлантический воздух летом приносит прохладу и осадки, а зимой тепло и влагу. Территория выровнена, поэтому практически везде климат умеренно-континентальный, с возрастающей континентальностью к югу и востоку. Так среднемесячная температура января изменяется от – 8 градусов на западе, до – 11 градусов на востоке, а июльская температура колеблется от +18 градусов до +20 градусов с северо-запада на юго-восток. 5.2. 2 группа учащихся занимается водными ресурсами, составляет сообщение и выводит его на экран, сопровождая показ слайдами. - Водные ресурсы представленными реками и озерами. Основная водная артерия – река Волга. Длина ее 3531 километров. - Волга имеет огромное хозяйственное значение, т.к. пересекает важнейшие экономические районы России. Она связывает центральный район России с Северо-Западным, Волго-Вятским, Поволжским, Уральским и Каспийским морем. - Река Дон имеет длину 1870 километров. На значительном протяжении долина Дона следует по восточному краю Среднерусской возвышенности. У станицы Цимлянской возведена плотина, обеспечивающую работу гидроэлектростанции и подачу воды для орошения и обводнения. - Большинство рек Русской равнины по уровню загрязненности относятся или к “умеренно загрязненным” или к “сильно загрязненным”. Основными источниками загрязнения являются объекты жилищно-коммунального хозяйства и предприятия текстильной, машиностроительной, химической, мясо и молокоперерабатывающей промышленности. - Подземные воды распространены на всей территории Русской равнины. Наиболее богаты подземными водами Воронежская и Тамбовская области, а артезианскими бассейнами – Курская и Белгородская. Минерализация вод очень высокая, поэтому здесь созданы бальнеологические курорты: Кашин, Старая Русса, Липецк, Серноводское. - На северо-западе Русская равнина обмывается водами Балтийского моря, на севере Белое море, на севера-востоке Баренцево, на юго-западе она обмывается Черным морем, а на юго-востоке Каспийским. Балтийское море богато морепродуктами, имеет месторождения нефти, обнаружены железно-марганцовые конкреции и залежи янтаря. По дну Балтийского моря ведется прокладка газопровода “Северный поток”. Разработке и освоению препятствуют жесткие экономические требования, связанные с незначительным водным обменом моря и океана, а также усиленное загрязнение вод стоками с территории прибрежных государств. - Белое и Баренцево моря являются районами интенсивного рыбного промысла, используется как морской путь, соединяющий Европейскую часть России и порты западных и восточных стран. (Териберка, Индига, Нарьян-Мар, Вардё, Вадсё, Киркенес). Начиная с 20 века транспортная роль Черного моря резко возросла, кроме того увеличился объем морских перевозок, обеспечивающих экспорт нефти из портов России. - В экологическом отношении ухудшение ситуации связано с переловом рыбы и браконьерством в отношении осетровых. - В Каспийском море осуществляется добыча нефти и газа, на шельфе ведется добыча соли, известняка, камня, песка, глины. В Каспийском море добывают более 90% мирового вылова осетровых, хотя процветает нелегальная добыча осетровых и их икры. 5.3. 3 группа учащихся подготовила информацию о земельных ресурсах Русской равнины. – За счет того, что район высоко урбанизирован, периодически уменьшается количество пахотных земель, а их качество ввиду длительного применения минеральных удобрений резко ухудшилось. Мелиорация несмотря на миллионные вложения не дала ощутимых результатов, а в ряде мест (Мещёра) мелиорация привела к нарушению водного режима почв, минерализации торфа и уменьшению почвенного плодородия. На многих площадях снизилась урожайность зерновых и картофеля. Экологическая обстановка в черноземной части Русской равнины рассматривается, как национальное бедствие. В результате хозяйственной деятельности человека разрушился почти на 80% почвенный покров, а эрозионным процессам подвержено почти 70% сельхозугодий. 5.4. 4 группа подготовило сообщение об использовании топливных и минеральных ресурсов Русской равнины. И выявила два экологически кризисных районов равнины: Кольский полуостров (зона Севера) и КМА. - Кольский полуостров находится на крайнем северо-западе Русской равнины, почти полностью за Полярным кругом. Острота кризисной экологической ситуации вызвана несколькими факторами: наличие мощной добывающей промышленности, являющейся причиной нарушения земель, загрязнением рек и озер; развитием цветной металлургии, сильно загрязняющей окружающую среду, размещением в городе Мурманске базы “Атомфлота”, что связано с отстоем и утилизацией старых кораблей. - Нагрузка на природу в условиях Севера часто приводит к неспособности экосистем Севера к самоочищению из-за низкой биологической продуктивности. - КМА – является самым крупным по запасам месторождений железных руд в России и одним из крупнейших в мире. Здесь ежегодно добывается свыше 100 миллионов тонн руды. Но мы знаем, что в природе все взаимосвязано. Любое вторжение в неё немедленно вызывает цепную реакцию: добыча руды —> нарушение земель —> потеря чернозема —> изменение водного баланса —> изменение растительности —> изменение ландшафта. Это приводит к полному изменению ландшафта Среднерусской степи и образованию антропогенного ландшафта. Минеральные ресурсы Русской равнины представлены железными рудами КМА, залежами бокситов (Тихвин, Тиман), титановыми россыпями (Тиман), залежами алмазов (Архангельск). В Печорском, Донецком и Подмосковных бассейнах залежи бурых углей, нефть и газ (Самарская область, Татарстан, Оренбург) много торфа и химического сырья (фосфориты, каменные соли). В Белгородской, Брянской, Московской и Тульских областях распространены мел, мергель, цементное сырье, тонкозернистые пески. Активная добыча спровоцировала ухудшение условий окружающей среды и образование кризисных районов добычи. (Кольский полуостров и КМА) 5.5. 5 группа учащихся делает короткое сообщение о биологических ресурсах Русской равнины. - Лесистость территории составляет около 20%, а в связи с массовой вырубкой изменился видовой состав лесов. Во многих случаях леса не восстанавливались, а оказались замещены суходольными лугами. Благодаря влиянию человека были изменены условия местообитания животных. Сильно уничтожены промысловые животные тундры и лесотундры: песец, горностай, боровая дичь, из рыбы семга, сиг, щука, окунь, голец. - Созданы заповедники, охраняющие типичные комплексы и особо редких животных и растений: Биосферный Приокский Террасный (охрана зубров), Окский, Центрально-Черноземный им В.В.Алехина, Галичья гора, Лес на Ворксле. |
6. Практическая работа | 6.1. Проектная деятельность. - Составьте проект мелиоративных работ в Нечерноземье и определите очередность районов, нуждающихся в защите почв от эрозии. - Выделить отрицательные и положительные результаты преобразования рек Русской равнины. - Составьте проект мелиоративных работ в Нечерноземье нуждающихся в осушении. 6.2. Заслушиваем представителей каждой из групп со своими проектами. |
7. Закрепление | Вопрос: - Как вывести
Кольский полуостров из экологического кризиса? - Почему при добыче полезных ископаемых необходимо переходить на чистые технологии по выпуску цветных металлов? - Пользуясь картой назовите крупнейшие заповедники Русской равнины. Цель их создания? |
8. Обобщение | Беседа: 1. Какие виды ресурсов Русской равнины вы знаете? 2. Назовите причины ухудшения экологической обстановки в районах Русской равнины. 3. В каком бы месте Русской равнины вы бы не хотели жить? Ответы обсудите. |
9. Домашнее задание | 1. На контурную карту нанести
основные виды минеральных ресурсов Русской
равнины. 2. Подумать и подготовить проект на тему: “Рациональное использование ресурсов Русской равнины” |
10. Рефлексия | 1.Слово учителя: - Понравилось ли вам, ребята на уроке? - Что нового узнали? - Какие выводы сделали? |
11. Завершение урока | Спасибо за работу. До свидания. |