Цели урока.
Форма проведения: урок-путешествие с использованием мультимедийной презентации. Презентация
Дидактическое и материальное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация “Фрукты и ягоды”.
Ход урока
1. Организационная часть.
- Проверка отсутствующих.
- Проверка готовности к уроку.
2. Вводный инструктаж.
- Тема урока.
- Цели урока.
3. Текущий инструктаж – объяснение новой темы.
- Перечислить фрукты и ягоды.
- Классификация фруктов:
- семечковые;
- косточковые;
- субтропические и тропические.
- Классификация ягод:
- настоящие;
- ложные;
- сложные.
- Значение фруктов и ягод в питании человека.
- Употребление фруктов и ягод в питании:
- в сыром – натуральном виде;
- в консервированном;
- в сушёном;
- в варёном.
- Использование фруктов и ягод:
- приготовление различных блюд (салаты, горячие блюда, мучные изделия);
- диеты;
- напитки и десерты;
- косметические средства;
- консервирование;
- детское питание.
- Первичная обработка фруктов и ягод:
- сортировка и переборка;
- мытьё проточной водой с добавлением соды для удаления с поверхности ядохимикатов;
- удаление несъедобных частей;
- промывание проточной водой;
- осуществление дальнейшей обработки.
- Хранение фруктов и ягод:
- сушка;
- консервирование;
- замораживание.
4. Заключительный инструктаж.
- Проведение тестирования для закрепления пройденной темы.
- Подведение итогов.
- Выставление оценок.
5. Домашнее задание на выбор:
1. Выполнить схему классификации плодов и ягод, заменив их названия рисунками или картинками.
2. Творческая работа в форме реферата или проекта по теме: “Фрукты и их применение”, “Ягоды и их применение”, “Витамины круглый год”. Объём не менее 1 листа, не более 5 листов.
Конспект
Здравствуйте! Садитесь.
Дежурные назовите отсутствующих
К уроку все готовы?
Тема нашего урока: “Фрукты и ягоды”.
На этом уроке мы с вами узнаем:
- Какие фрукты и ягоды мы знаем?
- На какие группы можно разделить все фрукты и ягоды?
- Какие фрукты и ягоды относятся к тем или иным группа?
- Выясним, что полезного содержится во фруктах и ягодах?
- В каком виде можно употреблять в пищу фрукты и ягоды?
- Для приготовления, каких блюд можно использовать фрукты и ягоды?
- Где и для чего можно применять фрукты и ягоды?
- В конце урока подведём итог и проведём небольшую проверочную работу.
Открываем тетради и записываем тему урока: “Фрукты и ягоды”.
Все мы знаем, что фрукты и ягоды играют важную роль в питании человека и его жизнедеятельности.
Вспомним все фрукты, которые мы знаем.
Отвечают на вопрос.
Мы с вами вспомнили все фрукты, которые мы знаем и употребляем в пищу. Теперь давайте подумаем.
На какие группы можно разделить все фрукты, которые мы перечислили?
Н-р: персик и яблоко – форма практически одинаковая, у обоих плодов есть кожура, мякоть, но чем же они отличаются друг от друга?
Что у них внутри?
Отвечают на вопрос
Правильно у яблока – семечки, у персика – косточки. Поэтому плоды, у которых внутри семечки относятся к группе - семечковых, а плоды, у которых внутри косточки относятся к группе - косточковых.
Какие фрукты ещё можно отнести к группе семечковых?
Отвечают на вопрос.
Какие фрукты можно отнести к косточковым?
Отвечают на вопрос.
Давайте начнём строить схему:
Плоды
Семечковые
- яблоки
- груши
Косточковые
слива
вишня персик, абрикос
Мы с вами выделили две группы фруктов – это семечковые и косточковые, теперь давайте подумаем:
Какие фрукты мы не отнесли ни к той, ни к другой группе и выделим ещё одну группу?
Все ли продукты растут при нашем климате?
Где же они растут?
Отвечают на вопрос
Можно выделить ещё одну группу плодов – это субтропические и тропические, которая делится на две подгруппы.
Как можно разделить эти оставшиеся фрукты?
Как можно одним словом назвать группу фруктов: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут?
Отвечают на вопрос.
Конечно – это цитрусовые. Остальные фрукты: банан, ананас, хурма, гранат – эти фрукты отнесём к группе – прочих – это фрукты, которые выращиваются в основном в субтропических и тропических странах.
Продолжаем таблицу:
Плоды
Семечковые
- яблоки
- груши
Тропические и субтропические
цитрусовые, прочие
- лимон, гранат
- апельсин, банан
- мандарин, ананас
- грейпфрут, хурма
Косточковые
- слива
- вишня
- персик
- абрикос
С фруктами мы разобрались. Теперь на основе того, что мы с вами узнали, т.е по каким признаком можно разделить все фрукты. Давайте подумаем, на какие группы можно разделить ягоды?
Для начала вспомним, какие ягоды мы знаем?
Отвечают на вопрос.
Подумаем, на какие 3 группы можно разделить все ягоды?
Вспоминаем, какую форму имеют ягоды, внутреннее строение, наружное?
Отвечают на вопрос
Н-р: чем отличается виноград от клубники и малины?
У винограда – косточки в нутрии мякоти.
У клубники – ягода образуется из цветочка с маленькими косточками на поверхности
Малина – состоит из сросшихся между собой маленьких плодов.
Продолжаем таблицу.
Ягоды
Настоящие Ложные Сложные Виноград Земляника Малина Смородина Клубника Ежевика Крыжовник Черника Клюква
Мы вами разделили все ягоды и фрукты на определённые группы. Давайте подумаем:
Что полезного содержится во фруктах и ягодах?
Мы знаем, что человек, употребляющий в пищу овощи, фрукты и ягоды более здоровый и крепкий, потому что в его организм поступает достаточное количество витаминов и полезных питательных веществ, для организма и жизнедеятельности человека.
В каком виде фрукты и ягоды можно употреблять в пищу?
Отвечают на вопрос:
- в сыром,
- в консервированном,
- в сушёном,
- варёном.
Для чего можно использовать фрукты и ягоды? Где их можно применять?
Отвечают на вопрос
- Для приготовления различных блюд:
- салаты,
- горячие блюда,
- сладкие мучные изделия.
Ещё?
- Диеты.
- Напитки и десерты.
- Косметические средства.
- Консервирование.
- Детское питание.
Все фрукты и годы можно широко использовать и применять в различных целях.
Прежде чем применить фрукты и ягоды необходимо провести первичную обработку
Что такое первичная обработка?
В чём заключается первичная обработка фруктов и ягод, мы сейчас с вами познакомимся.
Подумайте, какие способы хранения продуктов вы знаете, и какие способы можно применить к фруктам и ягодам?
Мы с вами говорили, что фрукты и ягоды в пищу можно употреблять в сушёном, консервированном виде т.е их надо сохранить. Давайте познакомимся со способами хранения фруктов и ягод.
Сейчас давайте закрепим нашу сегодняшнюю тему и проведём небольшой тест. Я вам буду показывать фрукты и ягоды, а вы будите относить их к той или иной группе.
Теперь меняемся тетрадями с соседом, я диктую, вы проверяете и ставите друг другу оценки.
Сейчас подведём итог нашего урока.
Закрепление нашей темы проведём в форме игры.
В коробочке лежат картинки фруктов и ягод, выходят 4 человека и выбирают:
1-й человек семечковые,
2-й человек косточковые,
3-й человек цитрусовые,
4-й человек прочие.
Классификацию ягод мы проверим в форме тестирования:
под цифрой 1- настоящие, 2 – ложные, 3 - сложные:
- малина - 3,
- земляника - 2,
- виноград - 1,
- ежевика - 3,
- крыжовник - 1,
- клубника - 2,
- черника - 1,
- клюква – 1,
- смородина - 1.