Стимулирование познавательной деятельности учащегося на уроке химии как средство самореализации и самораскрытия личности

Разделы: Химия


Известно, что научить – это дать учащемуся знания, умения и навыки. Однако этого мало. Необходимо воспитать у него потребность, мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков. Что сложнее сделать в современных условиях доступного, но не обязательного среднего образования? Конечно второе. Раньше в начальной или восьмилетней школе продолжали учиться дети, так или иначе ориентированные, заинтересованные в завершении образования. Учебная мотивация, т.е. желание, стремление учиться, выступала важным условием получения образования. Когда же учиться должны все (и незаинтересованные тоже!), то перед педагогом встала новая задача – не только дать знания, но и воспитать тягу к ним, сформировать положительную мотивацию к их пополнению самими учащимися.

На современном этапе реформы средней общеобразовательной и профессиональной школы, когда отпал “кнут” двойки, страх перед плохой характеристикой, значимость этой задачи особенно возрастает. Как же формируются те или иные мотивы социального поведения личности? Основная роль в этом принадлежит и школе, и семье. Как же понимать мотивацию познавательной деятельности учащегося?

Мотивация – это возникновение активности человека для удовлетворения определенной потребности. Первичным побудителем активности индивида является потребность. В основе учебно-познавательной активности учащихся лежит потребность в ориентировке (рефлекс “что такое?”). При столкновении с миром в ходе обучения эта потребность в ориентировке “опредмечивается” и превращается в познавательный мотив. Однако если ученик полюбил, например, химию, то разлука с любимым предметом приводит к осознанию своего положительного отношения (интереса) и постановке мотивов-целей, которые возвратят ученика к любимому предмету в будущем.

Фиксация мотивов, отношений, интересов способствует формированию неосознаваемой установки на любимый предмет (тогда учащийся ловит себя на мысли о том, что, например, на уроке литературы думает о …химии). Если установка на химию настолько сильна, что становится ведущей, тогда можно говорить о сложившейся направленности (в данном случае – познавательной или профессиональной) личности.

Познавательная активность в форме вопросов с возрастом претерпевает существенные изменения.

Между 5-6 и 6-7 годами ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на расчленение и исследование проблемной ситуации. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к другому (взрослому), до вопросов рефлексивных – к самому себе.

Между 6-7 и 8-9 годами происходит уменьшение количества вопросов в речи детей и интенсивное развитие обращенности вопросов к самому себе. Вопросы становятся поисковыми, направленными на самостоятельное раскрытие неизвестного.

Между 8-9 и 11-12 годами возрастает исследовательская активность, ее широта и разносторонность, происходит развитие вопросов как средства самостоятельного мышления.

Между 11-12 и 14-15 годами происходит (особенно к концу этого периода) снижение уровня исследовательской активности, в то же время меняется характер вопросов: от общего   исследования проблемной ситуации подросток переходит к углубленному рассмотрению выделенной проблемы.

Однако, если все так просто, почему же некоторые ученики предпочитают удовлетворять свою потребность в ориентировке, познавательной деятельности не на уроках (школьных занятиях), а, например, во внешкольных заработках, в общении с тунеядцами, или в наркотическом “самопознании”?

Очевидно, потребность в ориентировке – не самоцель. Значит для того, чтобы избежать подобных явлений педагог должен приложить максимум своих знаний, умений, стремлений для стимулирования познавательной деятельности учащегося, что, в свою очередь, будет являться средством самореализации и саморазвития личности.

Основными источниками причинной мотивации являются – законы, традиции, нормы, обычаи и привычки, усвоенные учащимися в семье, на улице, в детском дошкольном учреждении, школе. Прошлое стремится, как бы зафиксировать себя в настоящем. Поэтому очень важно вызвать ученика на откровенность, узнать о его прошлом. Эти данные (полученные от клиента) помогут учителю правильно сориентироваться при выборе направления на стимуляцию познавательной деятельности ученика.

Каковы же основные направления и способы стимуляции ПД?

    • Собственным интересом учителя к настоящему и собственной его самоотдачи “здесь и теперь”.
    • Обязательный совместный анализ итогов в конце каждого урока по схеме:

а) что сделано (похвалить тех, кто отличился),
б) что не сделано (указать на тех, кто подвел),
в) как сделать так, чтобы в следующий раз было лучше, и в чем сделаться лучше как педагогу, так и самим учащимся.

    • Обращайтесь к учащимся ровным, негромким голосом. Увлекательный урок или занятие – лучшее успокоительное.
    • Своевременное поощрение и документальное его оформление за участие и успехи во всех видах деятельности учащегося. (Свидетельства, грамоты, подарки, премии ит.д.) Особенно важна при этом деле гласность, публичность и своевременность (чтобы все знали, “кому, за что и сколько”).
    • Оценивая поступок личности, не забыть о самой личности. Стараться за бальной оценкой давать качественную оценку, включая оценку свойств характера, темперамента, воли. Наиболее действенной мотивация самодеятельности (самосознания, самокритики, самосовершенствования) становится при взаимности таких оценок. Педагог должен идти на оценку учащегося и с благодарностью ее принимать, какой бы она не была. В противном случае полного доверия и открытости может не наступить.
    • Обеспечить “проблемную включенность”учащегося через стимулирование потребности в ориентировке, в новизне.
    • Необходимо дать время для индивидуального решения, снять критику и обеспечить возможность широкого переноса всевозможных знаний, умений и навыков учащихся.
    • В коллективном творчестве помощь учителя должна быть строго дозирована. По словам замечательного специалиста в области психологии и педагогики А.И.Мещерякова: “Помощь взрослого должна быть строго и тонко дозирована: она не должна быть так велика, чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут полезный результат”.

Таким образом, если учитель хочет, чтобы желание учащихся учиться под его руководством возросло, необходимо учесть структуру их мотивации и создать такие условия жизни в школе и на уроке, которые могли бы удовлетворить эти ведущие мотивы, а также предвосхитить динамику мотивации при переходе учащихся из класса в класс.

Только хорошо узнав иерархию мотивов познавательной деятельности, можно рационально использовать те стимулы для возбуждения мотивации, которые могли бы стать лучшим средством для самореализации и самораскрытия личности современного школьника.