Обобщение и систематизация знаний по теме "Уравнение". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Образовательная цель: Повторить основные понятия по теме уравнения, обобщить теоретические и практические знания.

Развивающая цель: Способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения и систематизации, развитию математического мышления, речи, внимания и памяти.

Воспитательная цель: Способствовать развитию интереса к предмету, организованности, мировоззренческих понятий.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

Оборудование: Мультимедийная установка, оценочный лист, карточки с заданиями к работе в парах “Домино”, карточки с домашней работой.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

На сегодняшнем уроке мы с вами будем повторять, и обобщать знания по теме “Уравнения”. Эта тема очень важна в курсе математики.

“Уравнения – это золотой ключ,   открывающий все математические сезамы”. Приложение 2

Сегодня на уроке мы с вами будем работать с различными видами заданий. Каждое из этих заданий будет отдельно оценено. У каждого из вас на парте находится оценочный лист Приложение 1, с помощью которого мы с вами подведем итог нашей работы на уроке и выставим итоговую оценку.

Что называется уравнением?

Что называется корнем уравнения?

Что значит решить уравнение?

2. Задание на распознавание уравнений: “Построй дом”.

Учащиеся повторили основные теоретические знания, поэтому им предлагается применить и укрепить их на практике. Необходимо, из предложенных выражений выбрать равенства, которые являются уравнениями. В оценочный лист выставить “+”, если задание выполнено правильно и “-”, если неправильно.

Историческая справка:

Ребята, а знаете ли вы, кто и когда придумал первое уравнение? По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приёмы решения были не похожи на современные. Греки

унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (III век).

В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные для самостоятельной работы.

3. Задание “Домино”

У учащихся на партах карточки “Домино” Приложение 3, на одной части карточки задание, на другой ответ. Учащимся необходимо собрать домино, т. е. расположить карточки так, чтобы задание находилось рядом с правильным ответом.

Затем осуществляется проверка. Задание выполнено, верно, если учащиеся получили имя

Ф. Виета. Пояснение по слайду.

После выполнения задания учащиеся выставляют отметку в оценочный лист.

4. Решение задач.

В начале урока мы с вами говорили, о том, что уравнения необходимы для решения задач. Поэтому сейчас мы с вами будем применять знания по решению уравнений к решению задач.

В спортивном лагере 285 человека.
Когда несколько человек ушли в поход,
В лагере осталось 256 человек.
Сколько человек ушли в поход?

Многие задачи решаются с помощью более сложных уравнений. Одно из них мы решим:

(35 + у) – 15 = 31

5. Физкульт. минутка.

6. Дифференцированная работа по карточкам.

Учащимся предлагается применить свои знания, выполнив дифференцированную самостоятельную работу.

7. Итог урока. Выставление оценок.

На сегодняшнем уроке мы, с вами выполняя разного рода задания, оценивали себя на каждом этапе, поэтому пришло время выставить итоговую оценку. В колонке с итоговой оценкой выставьте ту оценку, которую вы считаете справедливой по результатам выполненных заданий.

8. Домашнее задание

У каждого ученика лист со схемами уравнений Приложение 4. Необходимо составить задачу и решить ее с помощью  уравнения. Уравнение должно соответствовать схеме:

9. Рефлексия.