Игровые элементы в обучении грамматике английского языка

Разделы: Иностранные языки


Утверждение о том, что игра помогает сделать процесс обучения увлекательным и творческим, не подлежит сомнению. И обучение иностранному языку – не исключение. Скорее, наоборот – урок иностранного языка представляет собой пространство, где всегда найдется место для игрового элемента. Без ролевой игры трудно представить обучение речевой деятельности, да и формированию языковых навыков помогут разнообразные игровые приемы. Сегодня хотелось бы остановиться на грамматическом навыке как неотъемлемой части в изучении любого языка.

При обучении грамматике задействована и память, и внимание, и логическое мышление учащегося, и в целом этот процесс требует большого умственного напряжения. Не секрет, что интерес к грамматической информации у учащихся быстро угасает, иногда прямо на начальном этапе. Результатом является то, что выпускники школ называют грамматику одним из самых сложных аспектов иностранного языка. И действительно, многие из них совсем не ориентируются в грамматической системе, а некоторые не способны построить предложение по элементарным правилам. Например, фразу I don’t know учащиеся запоминают как речевой образец, но практика показывает, что сформулировать аналогичное предложение (“Я не понимаю”, “Я не хочу”) могут не все выпускники школ. В этой статье предлагается несколько игровых приемов, которые помогают учащемуся осознать синтаксическую структуру вопроса в английском языке. Предлагаемый материал, в первую очередь, адресован тем, кто обучает английскому языку детей на начальном этапе. Однако и студенты педагогического колледжа, получавшие консультацию по ведению урока на данную тему в школах, не раз констатировали, что эти приемы помогли им самим до конца разобраться в структуре английского вопроса. Следует оговориться, что данные приемы не касаются вопроса к подлежащему, который, как и ответ на него, рассматривается в учебной аудитории отдельно.

Прием 1: “Сказка о Рыбаке”.

Этот прием пригодится при введении вопросительной структуры в предложениях в Present и Past Simple, так как во всех других видовременных формах вспомогательный глагол очевиден в утвердительном предложении. В случае с Present Simple, например, целесообразно начать с предложения с глаголом 3 лица единственного числа (Peter walks his dog in the park), а в случае с Past Simple – с правильного глагола, оканчивающегося на –е (Paul and Mary skated all day yesterday).

Следует подготовить карточки со словами, составляющими предложение (причем смысловой глагол в словарной форме), отдельную карточку со знаком вопроса, карточку со вспомогательным глаголом, написанным с прописной буквы, а также изображение рыбака с удочкой. Карточки крепятся на доску в виде утвердительного предложения, причем карточка со вспомогательным глаголом крепится под карточку со смысловым глаголом таким образом, чтобы было видно только окончание (например, skated).

Внимание детей обращается на предложение на доске. Им сообщается, что внутри предложения завелся шпион, и мы пригласили рыбака, чтобы он помог этого шпиона выудить (на доске перед предложением прикрепляется изображение рыбака). Далее задается вопрос, где же, по мнению учащихся, может скрываться шпион. Все слова в предложении выглядят привычно, и только у глагола skate наблюдается буква d в конце. Наверное, это видна шляпа шпиона! Чтобы его поймать, рыбак делает профессиональное движение и буквально вытаскивает глагол did, который сразу же становится на первое место в предложении. Карточка Did крепится перед подлежащим. Рыбак свою работу сделал, и оставил в конце предложения автограф – рыболовный крючок (прикрепляется соответствующая карточка). Таким образом, учащиеся видят, что получился вопрос.

Провести подобные манипуляции с прошедшим временем глаголов, не оканчивающихся на –е, очень трудно, поэтому вопросы к предложениям типа The cat dropped the vase, Mr.Brown stayed at a hotel in London задаем, когда структура уже усвоена.

“Шпион” в предложениях с неправильными глаголами прячется лучше, его шляпа не видна, но глагол изменился и всем своим видом дает нам понять, что шпион все же скрывается за ним (Kate and Simon went to the museum). Зовем на помощь рыбака – и достаем вспомогательный глагол did. В этом случае на доску, одна на другую, прикрепляются три карточки: Did, затем go, и верхняя – went. Когда Did переносится в начало предложения, ни в коем случае нельзя забыть убрать карточку went, чтобы осталось go.

Лучше всего шпион прячется в предложениях с Present Simple (The children usually play here). Но мы-то уже знаем, что за глаголом непременно кто-то скрывается. Так и есть, это вспомогательный глагол do.

Конечно, следует заранее заготовить карточки с разными словами.

На последующих уроках кто-либо из учащихся может сам побывать в роли рыбака и рассказать классу эту сказку. Можно попросить детей рассказать и показать сказку дома родителям, брату или сестре.

Этот прием неизменно привлекает внимание учащихся, а в сочетании с приемами, описанными ниже, даст довольно прочную базу для формирования навыка.

Прием 2: “Подсказка всегда с тобой”.

Подсказать, как задавать английский вопрос, поможет собственная ладонь. Ладонь левой руки для правшей и ладонь правой, если повернуть ее тыльной стороной кверху, для левшей. Призывать ладошку к помощи целесообразно, когда учащиеся уже познакомились со структурой общего и специального вопроса, и теперь требуется ее закрепление и употребление в собственных высказываниях.

Детям сообщается, что на ладони 5 пальцев, и те, кто умеет правильно задавать специальный вопрос, несомненно, постарались на пятерку, ведь специальный вопрос любит цифру 5.

Итак, мы смотрим на ладошку. Раз, отдельно от всех расположен большой палец. Он любопытный и любит задавать вопросы: what, when, how, where, why и т.д. Два, следующий за ним указательный палец – ученый. Он, кроме этого, самый строгий и может даже грозить: “Ну-ка вспоминайте, что необходимо, чтобы задать вопрос по-английски! Правильно, вспомогательный глагол”. То есть, указательный палец заведует вспомогательными глаголами. What do…?

Три – средний, самый длинный палец – считает себя самым главным. И немудрено – ведь он – подлежащее! Какое предложение без подлежащего! What do you…?

Четыре – безымянный палец – примерно одинаковой длины с указательным. Значит, он тоже связан с глаголом. Вспомогательный глагол уже занял свое место – остался смысловой. What do you have…?

Пять – мизинец – самый маленький пальчик, это оставшаяся часть предложения. What do you have for breakfast? Пальчик маленький, поэтому иногда отдыхает – то есть остальной части предложения может и не быть. What did you say?

А вот когда мы задаем общий вопрос – отдыхает большой палец. Общий вопрос любит цифру 4. Did you like the concert?

Ученики могут обвести свою ладонь в тетради, раскрасить пальчики, придать им какие-то образы.

Собственная ладонь впоследствии может служить для самопроверки, пока у детей не выработается автоматизм.

Прием 3: “Паровоз”.

Для разнообразия подойдет запуск собственного поезда, с локомотивом и начальником станции. “Начальник станции” – это вопросительное местоимение, именно он стоит перед поездом и расспрашивает машиниста, куда едет поезд, зачем, как, к кому и т.п. “Локомотив” – это вспомогательный глагол, поезд без локомотива не поедет! Ближе к локомотиву, в первый вагон, грузим самое важное, иными словами, что везет поезд – подлежащее. Во второй вагон – что с ним делать, то есть сказуемое. Остальные вагоны нагружаем в зависимости от обстоятельств. What are you doing (at the moment)?

Естественно, такой рассказ следует сопровождать иллюстрациями. Дети могут проявить творчество, нарисовав собственные паровозики. В качестве физкультминутки подойдет такой вариант: на доске в разбивку пишутся слова, образующие вопрос, а ученики-вагоны выходят к доске, тоже в случайном порядке. Затем “начальник станции” выстраивает всех правильно и сам становится перед “поездом”. Теперь каждый называет свое слово, кто-то из класса повторяет получившийся вопрос целиком – и можно ехать!

Итак, данные приемы помогут сделать скучную и трудную работу более интересной, увлекательной и посильной для учащихся.