Свободное время является одним из важных средств формирования личности подростков, их социокультурного становления. Использование свободного времени учащимися старших классов может рассматриваться как объективный показатель социальной активности, уровня культуры, духовных потребностей и интересов конкретной личности или группы.
Являясь специфической сферой свободного времени, досуговое пространство привлекает старшеклассников своей нерегламентированностью, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем созерцательную и игровую, физическую и производственную, интеллектуальную и творческую деятельность.
Таким образом, досуг функционирует как форма деятельности, обеспечивающая отдых, органично совмещенный с разносторонним физическим и духовым развитием личности, сочетая в себе две основные функции: рекреационную, позволяющую восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал и развивающую, направленную на совершенствование всей совокупности духовных и физических качеств личности, исходя из ее социокультурных потребностей.
В настоящее время одним из актуальных направлений в социологии, культурологии и педагогике является изучение культуры досуга как части культуры общества, а также исследование проблем эффективного использования социокультурного пространства для развития досуговой культуры личности [1,3,4].
М.А.Ариарский определяет культуру досуга как "интегральное качество личности, отражающее потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил" [2].
По мнению В.Я. Суртаева, культура досуга - это "мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности" [5].
Следовательно, досуговую культуру личности можно теоретически дефинировать как набор ценностных ориентаций и норм поведения, способствующих актуализации внутренних творческих потенций личности в досуговом пространстве.
Социологическую модель досуговой культуры личности представляют такие социокультурные характеристики как:
- объем культурно-досуговой деятельности в структуре свободного времени;
- диапазон включенных в досуг видов и форм деятельности;
- социокультурная ориентация с учетом степени присутствия культурных ценностей;
- степень досуговой активности личности.
Структура досуговой культуры личности отражает взаимосвязь духовного наполнения досуга и уровня владения умениями и навыками его организации, проявляющиеся в умении:
- рационально планировать и организовывать свой досуг;
- использовать эстетический и оздоровительный потенциал природной среды;
- осуществлять интеллектуально насыщенное общение в социуме;
- эффективно использовать возможности индивидуального потребления ценностей культуры;
- реализовывать свои способности и дарования в различных областях творчества (художественного, технического и прикладного).
Уровни досуговой культуры личности:
- репродуктивный - досуг строится на известных образцах;
- поисковый - личность вносит в досуг элементы индивидуализации его форм и содержания;
- творческо-созидательный - личность становится полноценным субъектом социума и его культуры.
Таким образом, развитие досуговой культуры личности предусматривает поэтапный переход от пассивных и ситуативных форм к активным и стабильным формам организации досуговой деятельности.
Формирование досуговой культуры одаренных старшеклассников связано с особенностями их социокультурного развития. Возраст ранней юности - тот период, когда расширяются хронологические границы жизненной перспективы, появляется уверенность в своих силах. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Появляется потребность в труде, активизируются профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы. Центральным компонентом социальной ситуации является самоактуализация и самоопределение.
Вместе с тем, отличительными особенностями психосоциального развития интеллектуально одаренных школьников являются:
- лидерство - интеллектуальное превосходство, гибкость и беглость рационально-логического мышления;
- самостоятельность - независимость суждений и действий, способность принимать важные решения и нести ответственность за свои поступки и их последствия, внутренняя уверенность в правоте своих действий;
- перфекционизм - стремление к совершенству в любом виде деятельности.
Кроме того, в результате многолетних наблюдений автором были выявлены возможные проблемы социокультурного развития одаренных старшеклассников:
- недостаточная креативность - высокий уровень интеллектуальных способностей не всегда соответствует уровню развития способностей творческих, что приводит к трудностям в профессиональной ориентации и самореализации;
- социальная дезадаптивность - отсутствие социальной рефлексии (навыков конструктивного поведения в условиях школы и общего социума), инфантильность развития социального и эмоционального интеллекта;
- эгоцентризм - познавательный, моральный, коммуникативный;
- несформированность навыков саморегуляции - неумение преодолевать кризисные ситуации в условиях отсутствия обратной связи.
Исходя из особенностей социально-психологического развития одаренных старшеклассников, главной целью педагогического взаимодействия в досуговой сфере является социокультурное становление личности, создание содержательных, педагогических и организационно-методических условий для развития мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей и способностей для самоактуализации в сфере культуры и в социуме, в будущей учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала, способности к самостоятельной творческой деятельности;
- содействие социальной адаптации, формирование социокультурной активности и мобильности;
- формирование умения преодолевать кризисные ситуации.
Формы работы с одаренными старшеклассниками могут быть самыми разнообразными (индивидуальные, групповые, массовые). Планирование мероприятий должно проходить с учетом основных целей и задач работы с данной категорией учащихся (см. Приложение):
- совершенствование интеллектуального потенциала (интеллектуальная игра, викторина, конкурс);
- формирование культурных компетенций (творческая мастерская, театрализованная игровая программа, литературно-музыкальная композиция);
- содействие социальной адаптации (встреча с интересными людьми, фестиваль, ассамблея);
- развитие умения успешно действовать в нестандартных ситуациях (брэйн-ринг, КВН, тематический вечер и др.).
Литература:
- Акимова Л.А. Социология досуга. Учебное пособие. М.: МГУКИ. 2003г. ? 124с.
- Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб., 2001. - 248 с.
- Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2010 г. ? 200 с.
- Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. - М.: МГУКИ, 2002. - 184 с.
- Суртаев В.Я. Ценностные ориентации молодежи в социокультурном пространстве. - СПб, 2010. - 352 с.