Программа творческого объединения "Введение в исследовательскую деятельность"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Учебно-исследовательская деятельность - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;
  • целеполагание, выдвижение гипотез;
  • ознакомление с литературой по данной проблематике;
  • овладение методами исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ;
  • обобщение, выводы;
  • защита работы.

Программа рассчитана на учащихся, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в учебном году - 34.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • работа в библиотеке с каталогами;
  • практические занятия;
  • работа в компьютерном классе;
  • дискуссии, беседы.

Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи:

  • Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  • Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
  • Обучить основам оформления работ.
  • Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Ожидаемый результат: к концу работы по программе творческого объединения учащиеся должны уметь работать с информацией, приобрести опыт планирования, навыки исследования, расширить кругозор, должны уметь публично выступать и оформлять презентацию.

Тематическое планирование.

Содержание. Кол. часов. Виды деятельности. Формы контроля.
1. Организационное заседание объединения. 1 Беседа.  
2. Знакомство с исследованиями настоящих ученых. 1 Беседа с обращением к тексту. Работа с исследованиями.
3. Примерная структура и содержание научного исследования. 1 Беседа. Составление кластера.
4. Язык научного исследования. 2 Лекция с элементами беседы. Составление таблицы.
5. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. 1 Консультация. Умение выбирать тему исследования.
6. Целеполагание, выдвижение гипотез.

Определение предмета исследования и объекта исследования.

1 Консультация. Умение ставить цель, задачи.
7. Планирование работы. Выбор методов исследования. 1 Консультация. Определение метода и предмета исследования.
8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 2 Лекция с элементами беседы. Составление анкет, интервью.
9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. 2 Работа с книгами. Составление списка литературы.
10. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. 2 Занятие в форме семинара. Выступления, сообщения.
11. Информационные ресурсы Интернет. 1 Консультация. Подбор дополнительного материала.
12. Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов работы. 4 Работа над исследованием. Работа над исследованием.
13. Обработка и анализ всех полученных данных. 2 Анализ работ. Умение исправлять ошибки.
14. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 3 Работа с компьютером. Презентация.
15. Обучение и оформление рецензии. 2 Консультация. Написание рецензии.
16. Оформление титульного листа. 1 Консультация. Предоставление титульного листа.
17. Подготовка публичного выступления. 2 Лекция. Выступления.
18. Защита исследования перед одноклассниками. 1 Защита творческих работ.
19. Выступление на школьной НПК. 1 Защита творческих работ.
20. Выступление на районной и республиканской НПК. 1 Защита творческих работ.
21. Участие во всероссийском фестивале "Портфолио". 1 Оформление работ. Оформление работ.
22. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1 Сообщение, анализ.