Пояснительная записка.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Учебно-исследовательская деятельность - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- целеполагание, выдвижение гипотез;
- ознакомление с литературой по данной проблематике;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала, его анализ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Программа рассчитана на учащихся, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в учебном году - 34.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- работа в библиотеке с каталогами;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии, беседы.
Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.
Задачи:
- Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Ожидаемый результат: к концу работы по программе творческого объединения учащиеся должны уметь работать с информацией, приобрести опыт планирования, навыки исследования, расширить кругозор, должны уметь публично выступать и оформлять презентацию.
Тематическое планирование.
№ | Содержание. | Кол. часов. | Виды деятельности. | Формы контроля. |
1. | Организационное заседание объединения. | 1 | Беседа. | |
2. | Знакомство с исследованиями настоящих ученых. | 1 | Беседа с обращением к тексту. | Работа с исследованиями. |
3. | Примерная структура и содержание научного исследования. | 1 | Беседа. | Составление кластера. |
4. | Язык научного исследования. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Составление таблицы. |
5. | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | Консультация. | Умение выбирать тему исследования. |
6. | Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета исследования и объекта исследования. |
1 | Консультация. | Умение ставить цель, задачи. |
7. | Планирование работы. Выбор методов исследования. | 1 | Консультация. | Определение метода и предмета исследования. |
8. | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Составление анкет, интервью. |
9. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 2 | Работа с книгами. | Составление списка литературы. |
10. | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 | Занятие в форме семинара. | Выступления, сообщения. |
11. | Информационные ресурсы Интернет. | 1 | Консультация. | Подбор дополнительного материала. |
12. | Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов работы. | 4 | Работа над исследованием. | Работа над исследованием. |
13. | Обработка и анализ всех полученных данных. | 2 | Анализ работ. | Умение исправлять ошибки. |
14. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | Работа с компьютером. | Презентация. |
15. | Обучение и оформление рецензии. | 2 | Консультация. | Написание рецензии. |
16. | Оформление титульного листа. | 1 | Консультация. | Предоставление титульного листа. |
17. | Подготовка публичного выступления. | 2 | Лекция. | Выступления. |
18. | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | Защита творческих работ. | |
19. | Выступление на школьной НПК. | 1 | Защита творческих работ. | |
20. | Выступление на районной и республиканской НПК. | 1 | Защита творческих работ. | |
21. | Участие во всероссийском фестивале "Портфолио". | 1 | Оформление работ. | Оформление работ. |
22. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | Сообщение, анализ. |