Элективный курс "Как выбрать профессию" призван оказать помощь учащимся 9-х классов в выборе профессии. Правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт - формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей.
Цели курса:
- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;
- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном и профессиональном развитии;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
В процессе освоения данного курса планируется сформировать у учащихся следующие представления:
- о мире профессий, классификации профессий;
- о требованиях к профессиональной деятельности;
- о способах и источниках получения информации о профессиях;
- о склонностях к определенной профессиональной деятельности.
Основные умения:
- анализировать свои знания, умения, навыки;
- оценивать профессиональные способности;
- работать с диагностическим материалом;
- планировать и целеполагать свою профессиональную деятельность;
- публично защищать свою творческую работу.
Программа рассчитана на 6 занятий, в объеме 12 часов.
В рабочей программе курса 6 разделов. В первом разделе "Мир профессий" дается классификация профессий по типам и классам, обосновывается значение правильного выбора профессии.
Во втором разделе "Критерии выбора профессии" представлены темы "Наши ожидания от профессии" и "Определение профессиональной готовности". В разделе рассматриваются типичные ошибки при выборе профессиональной деятельности, даются советы по правильному анализу выбранной профессии.
Третий раздел "Наши интересы и профессия" рассматривает сферу профессиональных интересов, даются рекомендации по использованию профессиональных интересов при выборе сферы деятельности.
Четвертый раздел "Наши способности и профессия" включает изучение склонностей к определенным профессиям, профессиональных требований к способностям работника. Рассматриваются типы мышления, преобладающие в той или иной профессиональной деятельности.
В пятом разделе "Кто может оказать помощь в выборе профессии" изучаются способы и источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и др., а также "круги поддержки": семья, знакомые, друзья, учителя, специалисты профориентации.
Шестой раздел "Наше здоровье и профессия" включает ознакомление с медицинскими требованиями и противопоказаниями по определенным профессиям, их важности для сохранения здоровья и работоспособности человека.
Завершается изучение курса защитой творческих работ "Я выбираю профессию".
При реализации данной программы используются активные методы обучения, в форме учебной лекции, учебной дискуссии, деловой игры, публичной защиты творческой работы. Также используются методы самопознания в процессе выполнения тестов по изучению профессиональных склонностей, качеств, особенностей характера.
Содержание
Раздел 1. Мир профессий.
В результате изучения темы учащийся должен иметь
представление:
Уметь:
- выделять профессии по типам.
Тема 1.1. Значение правильного выбора профессии.
Мир профессий. Роль труда в жизни человека. Важность правильного выбора профессии. Понятие "правильный выбор профессии". Сущность понятий "профессионал" и "специалист".
Классификация профессий. Типы и классы профессий. Классификация Е.А.Климова по типам
- по предмету труда: "Человек-техника", "Человек- природа", "Человек- знак", "Человек - художественный образ", "Человек- человек";
- по классам - целям труда: гностические (цель - узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать); преобразующие (изготовить по образцу); изыскательские (придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу).
Практическое занятие №1 "Определение предпочтительного типа профессии".
Выполнение теста на определение предпочтительного типа профессии.
Раздел 2. Критерии выбора профессии.
В результате изучения учащийся должен иметь
представление:
Уметь:
- оценивать свои знания, умения, желания для профессиональной деятельности.
Тема 2.1. Наши ожидания от профессии.
Ошибки выбора: престиж, ожидание высокой зарплаты, должности, незнание рынка труда, востребованности профессии.
Обязательный учет профессиональных склонностей, способностей, умений для будущей работы, знание перспектив развития профессии.
Умение строить профессиональный план, ставить цели профессионального самопознания и самоопределения. Профессиональная готовность.
Практическое занятие №2 "Определение профессиональной готовности".
Выполнение теста на определение профессиональной готовности. [1].
Раздел 3. Наши интересы и профессия.
В результате изучения учащийся должен иметь
представление:
Уметь:
- классифицировать профессиональные интересы;
- определять тип темперамента.
Тема 3.1. Когда работа интересна человеку.
Профессиональный интерес: сущность понятия, признаки, значение. Темперамент человека, его влияние на формирование профессионального интереса. Типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Взаимосвязь преобладающего типа темперамента и успешность человека в выбранной профессии.
Практическое занятие №3 "Карта интересов".
Выполнение теста на определение предпочтительной сферы деятельности. [3] Выполнение теста Г.Айзенка на определение преобладающего типа темперамента. [3].
Раздел 4. Наши способности и профессия.
В результате изучения учащийся должен иметь
представление:
Уметь:
- подбирать профессиональные требования в соответствии с выбранной профессией;
- определять преобладающий тип мышления.
Тема 4.1. Требования профессии к личности работника.
Сущность и значение профессиональных требований. Квалификационные требования. Требования к личностным качествам работника: трудолюбие, ответственность, инициативность, самостоятельность, умение сотрудничать и др. Типы мышления: абстрактное, логическое, знаковое, образное. Преобладающий тип мышления и профессиональные задачи.
Практическое занятие №4. Выполнение теста на определение преобладающего типа мышления. [1].
Раздел №5. Кто может оказать помощь в выборе профессии.
В результате изучения учащийся должен иметь
представление:
Уметь:
- анализировать информацию по профессиональной сфере.
Тема 5.1. К кому обратиться за помощью в выборе профессии?
Способы получения информации о профессиях. Понятие о "кругах поддержки": семья, друзья, знакомые, учителя, профконсультанты Центра профориентации и Центра занятости населения.
Способы получения информации: газеты, журналы. Брошюры, справочная литература, ярмарки вакансий, ярмарки профессий, "Дни открытых дверей" и экскурсии на предприятиях и в учебных заведениях, Интернет, выставки "Карьера. Наука. Образование".
Практическое занятие №5.
Тест- методика Д.Кейрси для оценки типа темперамента для профессионального выбора. [2].
Работа с газетой "Работа и учеба", справочником "Куда пойти учиться" для определения списка востребованных профессий в Республике Коми и г. Сыктывкаре.
Раздел №6. Наше здоровье и профессия.
В результате изучения учащийся должен иметь
представление:
Тема 6.1. Медицинские противопоказания.
Требования по здоровью при поступлении на учебу по некоторым профессиям:
военные, химические, медицинские, строительные и др.
Итоговое занятие "Защита творческой работы по курсу "Я выбираю профессию".
Список литературы:
- Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение. 1990.
- Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь. 2003.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов (Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 2005, 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).