Одной из важных задач современного образования является сохранение и поддержание здоровья студентов. Важным слагаемым общего здоровья, следует выделить и заботу о психологическом здоровье. Очень часто мы встречаем людей в замечательной физической форме, но которые внутри, на уровне личности не являются полностью здоровыми и гармоничными.
Многие причины ведут к такой рассогласованности общего понятия здоровье, но нельзя не отметить, что в настоящее время проблема роста нервно-психических расстройств является крайне актуальной.
Исследователями вопроса состояния психологического здоровья выделено множество критериев. Практически все критерии подводят к общему определению психологического здоровья.
Существует более 300 определений “здоровья”, в которых здоровье определяется:
- как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
- как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;
- как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в целостном понимании здоровья.
Психологическое здоровье – это главная способность человека усваивать, перерабатывать новую информацию, успешно реализовать её в процессе деятельности.
Социальные процессы, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние на все стороны жизнедеятельности человека, включая и его психологическое здоровье. Социальные потрясения (стрессогенность общества) ограничивают развитие человека, проблемы межличностных отношений вызывают нарушения в развитии психологического здоровья.
В образовательной среде СПО можно выделить ряд особенностей, которые оказывают влияние на психологическое здоровье студента:
- достаточно загруженный учебный день, характеризующийся значительной интеллектуальной нагрузкой;
- психоэмоциональное напряжение;
- часто низкая двигательная активность;
- проблема межличностных отношений, так как это этап активного вхождения в новую социальную среду;
- недостаточный опыт самостоятельной деятельности;
- неумение рационально организовать своё время.
Социальная адаптация очень часто сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе, причем попытки завоевания своего места среди ровесников часто связаны с рискованным поведением.
Разнородность студенческого коллектива создает дополнительные сложности социальной адаптации.
Среди стрессовых причин, связанных с взаимоотношениями в группе, наиболее часто встречаются психологическая несовместимость между членами группы из-за различного уровня знаний и учебной подготовки; особенности черт характера; отсутствие совместной продуктивной деятельности членов группы, что приводит к эмоциональной депривации и нарушению межличностных отношений в студенческой группе; низкое социально коммуникативное развитие учащихся.
Обучение в колледже является жизненно решающим, а за годы учебы происходят важные события и принимаются решения, которые оказывают заметное влияние на всю жизнь и профессиональную карьеру.
Существующая необходимость личностного самоопределения в дальнейшей не простой жизни в наше время сопровождаться рядом негативных переживаний, которые негативным способом влияют на психологическое здоровье студента.
Перечисленные особенности образовательной среды СПО свидетельствуют о том, что обучение и взросление студента сопровождается рядом специфических особенностей, которые в совокупности могут явиться мощным фактором риска для психологического здоровья студентов.
Очевидно, что обучение и последующая реализация профессиональных возможностей могут быть успешны, только у гармонично здоровой личности.
Совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции, и определяют понятие “психологическое здоровье”.
Моя задача как психолога обеспечить психологическое сопровождение студента на каждом этапе учебно-воспитательного процесса, сформировать способность к саморегуляции эмоционального состояния, содействие в формировании мотивации к здоровой жизнедеятельности.
Эти задачи реализуются в традиционных направлениях, по которым выстраивает моя деятельность.
Диагностическая, коррекционно-развивающая работа, консультативно просветительская.
Рассмотрим содержание работы по направлениям:
1. Диагностическая работа
Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение индивидуальных особенностей учащихся. Для изучения подобраны методики, позволяющие выделить уровни, изучить личностные характеристики, оценить самооценку, самоощущение в мире.
Тестирование тревожности, тесты цветового выбора, проективные методики (“Рисунок семьи”, “Моё настроение”, “Дерево”…), опросники, комплекс анкет для определения группового и индивидуального настроения.
На основании полученных и проанализированных результатов выстраивается коррекционно-развивающая работа, которая ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития студента групповыми и индивидуальными формами воздействия. Развивающая работа в большей степени ориентирована на “психологически благополучных” студентов, коррекционная на так называемую “группу риска”, показатели уровня развития и актуальное состояние которых вызывают озабоченность.
При этом приходится решать достаточно сложные психологические задачи с применением элементов психотерапии.
Коррекционно-развивающая работа при этом рассматривается как одно из важных направление. Содержание которой, должно обеспечивать целостное воздействие на личность студента во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.
Развивающая работа традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание. При создании программ воздействия, я ориентируюсь как на групповую форму работы, так и индивидуальную.
Основное содержание групповых занятий составляют занятия с элементами тренинга, игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения, рефлексии, общения.
2. Просвещение и психопрофилактика
Психологическое просвещение рассматривается в нескольких направлениях: работа со студентами, педагогами и родителями студентов.
Психологическое просвещение студентов происходит при организации внеклассных мероприятий (система классных часов), исследовательской деятельности (работа кружка “Познаю психологию-открываю себя”), печатная деятельность (создание листовок, постеров, плакатов), проведение психологических акций (“Поделись улыбкою своей”, “Позитив или негатив”, “Я Вам желаю…”, “Можно изменить отношение к…”)
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание.
В моей модели основной принцип просвещения педагогов – органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности. Поэтому психологическое просвещение педагогов проходит через:
- выступления на педагогических советах;
- организацию семинаров-тренингов по проблеме;
- организацию круглых столов (по результатам диагностики, по проблеме адаптации и т.д.);
- тренинги личностного роста для педагогов.
Психологическое просвещение родителей проходит через:
- Выступление на родительском собрании с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого периода развития.
- Индивидуальное консультирование.
Направление психопрофилактической работы определяется ориентацией работы на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности студента, состояние его настроения, включённости в деятельность. Важным компонентом этого является ведение мониторинга психологического климата студенческих и педагогического коллектива.
Таким образом, путь к психологическому здоровью студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволяет не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать, самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
В заключение хочу представить слова ученого Дж. Калифано, который писал: “Человек может сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство, любое медицинское средство”.