В развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играют упражнения с родственными словами.
Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственным.
Для закрепления способов образования родственных слов можно поиграть с ребенком в следующие игры:
Игра "Дикие животные"
Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках образования названий диких животных.
Методические приемы: рассматривание картины по сказке "Три медведя", вопросы по ней. Дидактическая игра "Собери звериную семью".
Ход игры
Детям предлагается рассмотреть картинки по сказке "Три медведя", вспомнить название сказки, как звали папу, маму, детёныша в этой сказке (папа-медведь Михаил Иванович, мама-медведица Настасья Петровна, детёныш-медвежонок Мишутка).
Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дидактическая игра "Собери лесную семью".
Ребёнок получает картинки с изображением животных. Ребенок собирает в "семью" и называют по картинкам папу, маму и детёныша животных:
Лис-лиса-лисёнок
Заяц-зайчиха-зайчонок
Волк-волчица-волчонок
Ёж-ежиха-ежонок
Вывод: В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному, но, очень, похоже. Животные в семье родственники? Вот и слова, обозначающие их - слова родственники.
Игра "Разложи все по местам"
Цель: продолжать упражнять в навыках
словообразования; учить образовывать слова с
помощью суффикса "ниц"- в значении
вместилища (посуда).
Методические приемы: Дидактическая игра
"Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла,
предметы посуды, продукты питания.
Ход игры
Родители предлагают ребенку вместе составить рассказ про куклу Таню.
Кукла Таня ходила в магазин и купила:(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.
- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:
из тарелки едят:(суп, кашу),
из стакана пьют:(воду, чай, молоко:),
а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.
А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:
для хлеба:(хлебница),
для салфеток:(салфетница),
для сахара:(сахарница).
Словесная игра "Назови правильно".
- Как называется посуда, в которую кладут салат?
(салатница).
- Как называется посуда, в которую кладут конфеты?
(конфетница).
- Как называется посуда, в которую кладут
сухарики? (сухарница).
Игра "Зимние забавы"
Цель: совершенствовать навыки
словообразования; способствовать
самостоятельному подбору однокоренных слов.
Методические приемы: Рассматривание
картинки о зиме, вопросы по ней.
Ход игры
Рассматривание картинка "зима". Проводится беседа по картинке:
- Какое время года изображено на картинке?
(зима).
- Каким словом можно ласково назвать зиму?
(зимушка).
- А как можно назвать день зимой? (зимний).
- А как называются птицы, которые остаются у нас
на зиму? (зимующие).
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- А как, по-другому сказать "остаются на
зиму"? (зимовать).
Повторяют еще раз, все слова, названные ребенком: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать. - Какое слово есть во всех этих словах? (зима). Это слово главное. От него образовались все остальные слова.
Вывод: Все эти слова-слова родственники к слову "зима", так как в каждом новом слове есть общая частица - слово "зима".
Словесная игра "Подбери слово".
Про что можно сказать "зимний": (день, лес, сад:), "зимняя":(пора, погода, дорога, стужа:), "зимнее": (небо, солнце, утро:).
Игра "Гусенок и гусеница"
Цель: развивать языковое чутьё; способствовать умению отличать родственные слова от слов с похожим корнем (с похожей частью слова по звучанию).
Методические приемы: чтение сказки "Родственники", сопровождаемое показом картинок (гусеница, гусь, гусыня, гусята).
Ход игры
Чтение сказки "Родственники":
- Вы кто такие?
- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - гусеница.
Выясняется, что в словах (гусь, гусыня, гусята, гусеница) есть общая часть "Гус". Но все ли это слова родственники? Почему?
Вывод: Все эти слова похожи по звучанию, но не все они родственники, потому что гусь, гусыня, гусята - это домашние птицы, а гусеница - это насекомое.