По типу: является уроком изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний, поэтому он строился по следующей логической схеме: повторение – мотивация – изучение нового материала – первичное закрепление – самостоятельная работа – мотивация перспектив последующей работы.
На каждом этапе решается конкретная дидактическая задача, исходя из целей урока. На I этапе урока – это подготовка обучающихся к работе. На II этапе – проверка уровня усвоения знаний и готовность к усвоению новых. На III этапе – этапе изучения нового материала и первичного закрепления была поставлена задача – обеспечение восприятия, осмысления, запоминания новых знаний.
Основными методами организации и осуществления учебной деятельности были выбраны:
- Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Словесной, зрительной передачи информации и слухового восприятия информации
- Передачи информации с помощью практической деятельности (практические упражнения, анализ)
- Стимулирования и мотивации
- Эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха)
- Познавательные (создание проблемной ситуации, выполнение заданий на смекалку)
- Методы контроля и самоконтроля.
- Устные (фронтальный опрос) т. к. для достижения цели необходимо было использовать слуховую, зрительную, ассоциативную память, (основываясь на особенностях возрастной психологии), а также метод дидукции, от общего к частному. В течение урока использовались различные виды деятельности: коллективная, в паре, индивидуальная.
На уроке присутствует связь теории с практикой; изучаемого материала с раннее пройденным; ярко выражены межпредметные связи (физика, история), связь с жизнью.
Урок построен по принципу психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов), старалась создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Исходя из задач урока, такая форма оптимальная.
Цели урока:
образовательные:
- Создать условия для знакомства с понятием масса, с единицами измерения массы - килограммом и граммом. Установить соотношения килограмма и грамма.
- Содействовать формированию умения заменять крупные единицы измерения мелкими и выполнять обратную операцию.
развивающие:
- Работать над развитием письменных и устных вычислительных навыков.
- Решение проблемных задач, вовлечение учеников в дискуссию.
- Способствовать развитию формирования общеучебных навыков и умений: планирования ответа, обобщения, самоанализа.
воспитательные:
- Работать над привитием героико-патриотического воспитания.
- Привитие навыков самопроверки и взаимопроверки, самостоятельности.
Оборудование: гири, весы, продукты с различной массой, шарик, мячик, хлеб.
Ход урока
I. Устный счет.
А) Арифметический диктант.
- Делимое 64, делитель 8 найдите частное.
- 16 увеличить на 4.
- 80:4
- Разность чисел 100 и 36.
- Какое число умножили на 6 и получили 54. Запишите это число.
- Это число, если разделить на 6 получится 7. Запишите это число.
- Сумма чисел 36 и 19.
- 73 без 45.
- 18 уменьшить в 6 раз.
- 7 увеличить в 7 раз.
Ответы: 8, 20, 20, 64, 9, 42, 55, 28, 3, 49. Самооценка.
На экране:
- «5» – 0 ошибок;
- «4» – 1-2 ошибки;
- «3» – 3-4 ошибки.
Б) У доски с объяснением. №8 с. 19
В) Индивидуальная работа.
1.
- (120+80)х3+32 = 632
- (180-60):(67-57) = 12
- 16х5+10х4 = 120
- (240+60):5х8 = 480
2. Вычислите. Какое выражение можно записать без скобок?
- (43+36)-64 = 15
- 73-(67-36) = 42
- 89-(25+42) = 22
3. На столе 12 вилок, а ложек в 3 раза больше. Сколько всего вилок и ложек на столе?
12+12х3 = 48 (п.)
II. Актуализация знаний.
Уронить на пол мяч.
- Почему упал? (Все тела и предметы притягиваются к Земле.)
- Отчего зависит сила притяжения? (от массы)
- Почему шар долго падает, а мяч быстро? (Чем тяжелее тело, тем больше…? (масса))
- То есть… (тем сильнее притягивается оно к Земле)
III. Сообщение темы урока.
– О чем будем говорить на уроке?
IV. Изучение нового материала.
Показываю блокадный хлеб и буханку хлеба.
- Как можно узнать что тяжелее, что легче?
- Есть ли единица измерения массы?
- Если тело весит меньше кг, то как его взвесить?
Во время ВОВ в блокадном Ленинграде детям давали 125 г хлеба в день. Был страшный голод.
Демонстрация гирь.
Есть такой набор гирь: 1 г, 2 г, 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г , 200 г, 500 г, 1 кг.
- У меня нет гири в 1 кг. Как взвесить массу тела в 1 кг?
- Сколько граммов содержится в 1 кг?
- Что можно купить в магазине попросив взвесить 200 г, 300 г?
V. Закрепление нового материала.
№1 с. 18 Решаем задачу. (У доски)
Красной – 300 г.
Белой –200 г.
Синей – 400 г.
Чёрной – 200 г.
Всего – ?
300+200+400+200 = 1100 (г)
– Больше или меньше кг шерсти она израсходовала?
VI. Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
№2 с. 18 Запиши массу в граммах.
Самостоятельно, по рядам, взаимопроверка.
1 строку разбираем коллективно.
1 ряд – 2 строка, 2 ряд – 3 строка, 3 ряд – 4 строка.
№3 с. 18 (устно)
а) Сколько тысяч в числах? Покажите на ленте цифр.
б) Записать массу мешков по вариантам: 1 в. – массу самого большого мешка, 2 в. – массу самого маленького мешка.
3070 г, 3300 г, 3700 г, 7030 г, 7073 г, 7137 г
№5 с. 19 Сам. работа. 1 ученик у доски.
VII. Итог урока.
Оценка работы учеников.
VIII. Дом. задание.
№6 с. 19
IX. Дополнительно.
Работа в тетрадях самостоятельно. №1-3 с. 10 выполнить по выбору. (Разноуровневые задания)
№7-9 с. 19