Цели:
- Пополнить знания детей о ежах, о среде их обитания, о их повадках;
- Развивать глазомер, находить геометрические фигуры по образцу на ощупь;
- Закреплять умение красиво располагать изображения, дорисовывать детали;
- Учить анализировать и воссоздавать изображения, дополняя его геометрическими фигурами одного-двух видов разных размеров;
- Развивать логические мышления.
Предварительная работа: Чтение рассказа «Насекомые родители», Обсуждение рассказа «О ежах»; Просмотр мультипликационного фильма «Еловое яблоко»; Разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Живет у нас под креслом еж»; Просмотр видеоролика «Красота природы и музыки».
Словарная работа: Личинка.
Используемый материал.
- Набор лекал, карандаши, альбомный лист, клей;
- «волшебный мешок» с геометрическими фигурами на каждого ребенка;
- геометрические фигуры для «дерева» – на каждого ребенка;
- листья с разных деревьев, мяч;
- «Насекомые родители», журнал Юный натуралист, №6 2004, стр.34;
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М, 1999, 480 с.
- Аудиозапись музыки «Волшебство природы» музыка Д. Ласта.
- Мультипликационного фильма «Еловое яблоко», Союзтелефильм, режиссер Б. Тузанович, 1993;
- Стихотворения С.Я. Маршака «Живет у нас под креслом еж»;
- Видеоролик «Красота природы и музыки» авртор Д. Ласт.
Ход занятия
Воспитатель: «Топ-топ-топ!» – слышится в ночной тишине. Кузнечики умолкли. Лягушки квакать перестали. Не слышно и соловья. Кто же это ходит ночью по лесу?
Дети:
– Страшный зверь.
– Это леший, сторожит лес.
– Баба Яга крадется.
Воспитатель: Послушайте загадку, если отгадаете, мы узнаем. Кто же это был:
«Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл»?
Дети: Ежик.
Воспитатель: Да, это ежик. Сегодня вы услышите историю про ежа. Он давно уже здесь, у каждого на столе, надо его только найти. У вас на столах наборы лекал Необходимо найти нужное лекало и обвести его. (Дети выполняют задание). Что у вас получилось?
Дети: Форма ежа.
Воспитатель: Чтобы получился ежик, необходимо дорисовать нос, глаза и лапки.
Дети выполняют задание
– Ой, а что же случилось с ежом? Чего у него не хватает?
Дети: Иголки.
Воспитатель: Нарисуйте ежу иголки. А зачем ему так много иголок?
Дети:
– Иголки ему нужны для защиты от лис, волков, собак.
– Свернется еж шариком – кто прикоснется, то уколется.
Воспитатель: Вот какой ежик колючий! Давайте поищем ему «родню». Что еще колючее вы знаете?
Дети: Кактус, елка, иголки…
Воспитатель: Посмотрите, какой длинный носик у ежа. Зачем ему такой носик?
Дети:
– Еж охотится ночью.
– Острый нюх помогает ему отыскать добычу.
Воспитатель: А чем питаются ежи?
Дети:
– Я видел ежа в саду под яблоней, он приходил за яблоками.
– У меня дома живет еж, он пьет молоко.
Воспитатель: А еще они питаются: червяками, жуками, гусеницами, слизняками, личинками, мышатами, ящерицами, на змей иногда нападают. Часто бегают к фермам и ждут, когда доярки случайно прольют молоко мимо бидона, уж очень им молоко нравиться. Грибы и яблоки ежи не едят. Они их носят на своих иголках, как ароматизирующее средство, отпугивая вредных насекомых, которые прячутся между иголками и очень беспокоят ежей. Лапки у ежа короткие, и он никак не может прогнать этих насекомых. Вот и собирает еж яблоки, грибы, пахучие травы.
Перед каждым ребенком – волшебный мешок, в нем геометрические фигуры (7-8 штук).
Воспитатель: Перед вами волшебный мешок, представьте, что ваша рука – ежик. Сейчас ежик отправиться на охоту. Положите руку в мешок. Чувствуете, сколько там добычи? «Поймайте», пожалуйста, вот такого «жука» (показывает круг.)
Дети отыскивают нужную фигуру и достают из мешка.
Воспитатель: Аяз скажи, пожалуйста, что добыл на охоте твой ежик?
Ребенок: Геометрическую фигуру – круг.
Воспитатель: «Поймайте», пожалуйста, вот такого «червячка» (показывает овал.)
Амир скажи, пожалуйста, что «поймал» твой ежик?
Ребенок: Мой ежик поймал геометрическую фигуру – овал.
Воспитатель: Ежик охотиться за гусеницей (показывает треугольник.) Инзиля скажи, пожалуйста, что поймал твой еж?
Ребенок: Моему ежу попался треугольник.
Воспитатель: Охота продолжается и еж охотиться за улиткой (показывает квадрат.) Разиль скажи, пожалуйста, что за добыча у твоего ежа?
Ребенок: У моего ежа добычей стал квадрат.
Воспитатель: Ежик охотиться за мышкой (показывает четырехугольник.) Айнур скажи, пожалуйста, кого поймал твой ежик?
Ребенок: Ежик поймал четырехугольник.
Воспитатель: Добыл еж муравья (показывает ромб.) Вася, скажи пожалуйста, что добыл твой еж?
Ребенок: Ему попался геометрическая фигура – ромб.
Воспитатель: Еж наткнулся на личинку муравья (показывает пятиугольник.) Саша скажи, пожалуйста, что за добычу у твоего ежа?
Ребенок: Он поймал геометрическую фигуру пятиугольник.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на картину. Что вы видите?
Дети:
– Муравей везет пузырь.
– Он поймал добычу.
– Там находится маленький муравей, мне папа сказал.
Воспитатель: Личинка – это домик для маленького муравья, где он находится в безопасности, в тепле. Муравьи-няньки постоянно ухаживают за личинкой, переносят с места на место, днем перетаскивают ближе к солнечному месту, а ночью прячут глубже в муравейник. Послушайте, как я скажу слово – личинка. Теперь вы скажите?
Дети: Личинка!
Воспитатель: Кто лучше скажет?
Ребенок: Личинка.
Воспитатель: Молодцы! Давайте вернемся к ежам. А где живут ежи?
Дети:
– В лесу под елью.
– В саду под яблоней.
Воспитатель: В норках, которые строят под корнями кустов и деревьев. Под жилыми домами. Выбираю ежи места посуше, сырость они не любят.
Наш ежик жил под высоким деревом.
Где же это дерево? Посмотрите на свою левую руку. Похожа она на дерево?
Дети:
– Правда, на осеннее дерево похоже?
– На ствол дерева похоже.
Воспитатель: Положите руку рядом с Ежом на альбомный лист и обведите ее.
Вот какое «дерево» получилось!
На дереве растут листья. Скажите, пожалуйста, на одном дереве могут расти листья разного цвета? (показывает листья разного цвета с одного дерева)
Дети:
– Да, если это сказочное дерево.
– Осенью деревья с разноцветными листьями: желтыми, красными, оранжевыми.
Воспитатель: А разного размера? (показывает листья разного размера)
Дети:
– Могут быть, в осеннем букете, который собрали с мамой, были большие и маленькие листья, а собирали мы только под одним деревом.
– Мне кажется, листья на сильных ветках большие, а на слабых ветках поменьше.
Воспитатель: А формы?
Дети:
– Не может быть, у клена листья с острыми углами, других я не видел.
– Да, и у дуба его же листья.
– Ни на одном дереве чужих листьев нет.
Воспитатель: Да, ребята, на каждом дереве растут листья только одной формы.
Давайте поиграем, встаньте в круг. Я буду, бросает мяч, и называть дерево. А тот, кто поймает мяч, отвечает, какие листья растут на этом дереве, и бросает мяч обратно. Всем понятно?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнем, будьте внимательны. На березе…
Ребенок: Березовые.
Воспитатель: На иве…
Ребенок: Ивовые.
Воспитатель: На тополе…
Ребенок: Тополевые.
Воспитатель: На клене…
Ребенок: Кленовые.
Воспитатель: На рябине…
Ребенок: Рябиновые.
Воспитатель: На осине…
Ребенок: Осиновые.
Воспитатель: На липе…
Ребенок: Липовые.
Воспитатель: На дубе…
Ребенок: Дубовые.
Воспитатель: Молодцы! А теперь подойдите к столу и посмотрите ваши деревья, чего у них не хватает?
Дети: Листьев не хватает.
Воспитатель: Перед вами подносы с вырезанными из цветной бумаги геометрическими фигурами разного цвета, величины и формы.
Внимание! Вам надо выбрать и разместить на «дереве» большие круглые и маленькие треугольные «листочки».
Приклейте «листочки» к «веточкам».
Объясните, пожалуйста, что вы наклеили?
Дети:
– Наклеили геометрические фигуры: круг и треугольник.
– Хочется, чтобы это были листочки и ягоды, но это фигуры.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Скажите, пожалуйста, что вам больше понравилось сегодня на занятии?
Дети:
– Мне понравилось отгадывать то, что находиться в мешке.
– Мне было интересно узнать о ежах.
– А я узнал о личинке.
Воспитатель: До осени бродят ежи ночами по лесам, полям и огородам, а зима придет –укрывшись опавшей листвой, спят в норе до весны. Ежи наши уснули, а мы потихоньку с вами попрощаемся, но не до весны, а до следующего занятия.