Изучение семьи как воспитательной системы – один из основных аспектов работы классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Государственная должность... состоящая во всевозможном попечении о воспитании мальчиков и девочек... – эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.
Платон

Каждый из нас несёт на себе бремя возрастающей ответственности за детей, их физическое и духовно-нравственное здоровье. Нравственный порыв, духовное возрождение зависит от семьи как главного воспитательного очага.

Нравственный прогресс человечества заложен в семье – вот вывод, к которому приходит мировая практика. Вместе с тем, школа, являясь индикатором семейного воспитания, вынуждена принять снижение ответственности семьи за воспитание, пренебрежение лучшими традициями межпоколенческих связей.

Городской департамент образования считает усиление ценностно-целевой основы развития семейного воспитания приоритетной задачей, особое место уделяет психолого-педагогическому сопровождению родительского всеобуча, моделированию здорового образа жизни в семье, формированию ответственного осознанного отношения к будущему родительсву у учащихся.

В любом обществе уровень и качество образования и воспитания личности определяются прежде всего семьёй. В эпоху социальных кризисов именно семья остаётся зерном в жизни. Кто же сегодня может оказать поддержку семье? К сожалению, государственной поддержки семья не ощущает. Помочь ей в становлении, развитии и сохранении межпоколенческих связей, возрождении лучших отечественных традиций семейного воспитания с учётом международного опыта – не только дело государства, но всего общества и, прежде всего, образовательных учреждений. Ведь дети и их будущее одинаково дороги и небезразличны всем нам.

Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, всё же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов. И задачей номер один для современной семьи является установление здоровых взаимоотношений со школой на духовно-нравственной основе. Семья и школа по своим духовным основам едины, их нельзя разорвать. Подрастающие девочки и мальчики в своей жизни подражают родителям и учителям, здесь прослеживается чёткая взаимосвязь. Сегодня от нашей школы и от родителей как ее главных партнёров больше, чем когда-либо зависит судьба подрастающих поколений. Школа – это второй дом для ребёнка, его защита от улицы, компьютерных клубов и подъездов, заваленных шприцами. При поддержке родительской общественности школа во многом способна защитить ребёнка от агрессии среды. Ссылки на отсутствие материальных стимулов, на неблагодарных родителей, которых из года в год становятся всё меньше, ничего по существу не меняют, потому что воспитание, если оно есть, процесс прежде всего духовный, нравственный. Вопреки всем социальным безобразиям, коммерциализации всего и вся, учителя и ученика связывает безвозмездная любовь, забота.

Каково бы ни было наше положение в обществе, наше воспитание и образование, – все мы из семьи. Семья – основа основ общества. А основой совершенствования семейного воспитания является повышение социальной и психолого-педагогической культуры родителей.

Повышение педагогической культуры родителей – это раскрытие их творческого потенциала, совершенствование семейного воспитания, преодоление трудностей родителей в вопросах приоритетов семейного воспитания.

В решении этих задач особую роль играет систематическое педагогическое просвещение родителей.

Формы родительского всеобуча:

  1. родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и школе, знакомство с задачами и итогами работы школы;
  2. родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания;
  3. психологические игры-тренинги.
  4. педагогический практикум;
  5. собрание-диспут;
  6. родительский лекторий с привлечением авторитетных специалистов: социологов, психологов, медицинских работников;
  7. индивидуальные консультации.

В этом году я стала классным руководителем 7-го класса. До этого ребят вел грамотный учитель, которому удалось сформировать коллектив, наладить хороший контакт с родителями учеников, вести разнообразную, творческую внеклассную работу.

Передо мной с первых дней общения с классом стала проблема: как создать ситуацию успеха в сотрудничестве между мной и сложившимся коллективом, как не нарушить гармонию взаимодействия. Ведь не секрет, что при переходе от одного классного руководителя к другому ребята испытывают некоторую тревожность. Размышляя на эту тему, я решила, что моей главной задачей является создание условий для раскрытия личности каждого ребенка. Я боялась пропустить момент, когда один или несколько ребят класса «закроются» от коллектива. Большую помощь в решении этой задачи мне оказало изучение ребят по индивидуальным данным:

  • я ознакомилась с характеристиками каждого ученика, которые составил прежний классный руководитель с указанием его отношения к учебе, заинтересованностью его родителей.
  • на первом родительском собрании было проведено анкетирование, и я узнала детей «глазами их родителей»;
  • через школьного врача я узнала состояние физического здоровья детей класса.

В классе 78% детей являются единственными в семье; 20% учащихся – дети из неполных семей. И лишь 23% имеют I группу здоровья, то есть являются совершенно здоровыми.

Отсюда следуют несколько выводов:

  1. школа обязана содействовать развитию семейного воспитания;
  2. планируемое воздействие должно включать как традиционные, так и инновационные формы и методы;
  3. цель работы – гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья учашихся.

Поэтому одно из направлений в работе специалистов школы – это работа с родителями школьников. Она включает в себя вопросы диагностики, просвещения, профилактики, коррекции детско– родительских отношений.

Работу с родителями я делю на две части:

  1. со всеми родителями в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
  2. с частью родителей в форме групповых консультаций и коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок.

При общении с семьями учащихся я соблюдаю определенные правила:

  • к родителям каждого ребенка нужно проявить искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей должно быть тактичным и объективным.

Стараюсь иметь следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях;
  • жилищные условия семьи и их материальное обеспечение;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • уровень педагогической культуры родителей; авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семьи учащегося позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

На первой встрече с родителями я попросила их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения вы о школе, педагогическом коллективе и коллективе класса, в котором учится ваш ребенок?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором учится ваш ребенок?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера вашего ребенка вы можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
  5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

Очень информативным показателем словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребенку является таблица, которую заполняют родители:

Слова и фразы, с помощью которых я
Поддерживаю ребенка Ругаю его
   

Такая диагностика полезна при подготовке к консультации. Она позволяет определить причину высокой тревожности учащихся в семье.

Детям предлагаю заполнить аналогичную таблицу, а затем провожу сравнительный анализ таблиц родителей и детей.

Таблица для детей

Слова и фразы, которыми мои родители меня:
Поощряют Как часто Ругают Как часто
       

Сотрудничество с родителями я осуществляю по трем основным направлениям:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, конференции, круглые столы, консультации).
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, внеклассные мероприятия, шефская помощь).
  3. Участие в управлении жизни класса и школы (участие родителей класса в работе родительского комитета).

Родительский комитет привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители участвуют в проведении классных часов. В первой четверти этого года классный час был связан с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно участвуют в работе жюри при проведении воспитательных мероприятий в классе.

Материальная помощь родителей заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, классного помещения. Привлекая родителей к участию в воспитательной работе с классом, я обращаю серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция должна сохраниться в течение всего времени обучения детей в школе. Формы поощрения могут быть разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися.

В заключение хочу отметить, что родительский комитет утверждает высокую роль матерей и отцов в становлении и развитии нравственных ценностей и представлений у детей.

Семья – самый первый исторический социальный институт и самый важный. Все переживания человека связаны с семьей, в семье он рождается и умирает, в семье находит продолжение своего рода и оставляет историческую память о себе. Укрепить семью, поддержать тех, кто оказался в трудных социально-экономических условиях, пропагандировать опыт здоровых семейных отношений – вот наша основная миссия.

Практическая часть

План проведения родительского всеобуча в 2011-2012 учебном году.

Цель: создание дополнительных условий для активизации работы по взаимодействию в системе семья-школа-социум, направленной на формирование института семьи как одного из базовых образований современного общества.

Задачи:

  • оказывать помощь родителям в приобретении чувства ответственности за своих детей, уверенности и решительности в их воспитании, ответственности за него;
  • продолжать работу по расширению информационного пространства родителей по вопросам эффективного взаимодействия с детьми;
  • развивать систему взаимодействия «семья-семье» с целью обмена опытом по воспитанию детей, гармонизации семейных отношений;
  • объединить усилия семьи, школы и социума по воспитанию «культуры здоровья», отношения к семье как общечеловеческой ценности, гордости за свою семью;
  • обучать родителей навыкам самопознания, самоанализа, а также использованию своих психологических особенностей и возможностей для успешного построения отношений в семье;
  • способствовать развитию ряда коммуникативных умений (адекватно воспринимать свое состояние и состояние другого человека, слушать и слышать другого; находить оптимальный способ поведения в конфликтной ситуации и выход из нее; строить речевые высказывания в стиле ненасильственной коммуникации; избегать стереотипов, категоричности, оценок в своих суждениях);
  • знакомство с приемами, позволяющими контролировать свое поведение, управляя своими эмоциями и чувствами.
Дата Темы занятий кол-во родителей ответственные
09.09.11 Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка 17 чел. кл/рук-ль; педагог-психолог
12.11.11 Формирование духовного мира детей в современном многокультурном пространстве. Развитие способностей. 18 чел. кл/рук-ль; зам.дир. по УВР, библиотека им.Кольцова
09.12.11 Значение нравственного микроклимата семьи в воспитании подростков 22 чел. кл/рук-ль; ЦРК «Исток», педагог-психолог
10.02.12 Воспитание нравственно-ценностных потребностей детей. Ценности семьи.   кл/рук-ль; педагог-психолог, соцпедагог, Совет старшекл-ов
16.03.12 Социальная и психологическая дезадаптация личности: семейная профилактика отклонений.   кл/рук-ль; зам.дир. по УВР, педагог-психолог, психологи ЦДО
06.04.12 Деструктивные культы: сущность, виды, технологии вовлечения, способы противостояния   кл/рук-ль; психологи ЦДО, педагог-психолог, зам.дир. по УВР
20.04.12 Гармония и Здоровье. Экология Души   кл/рук-ль; ЦРК «Исток», педагог-психолог
11.05.12 Воспитание у детей понимания взаимоотношения между людьми. Конфликтные ситуации и выход из них.   кл/рук-ль; ЦРК «Исток», педагог-психолог

Общешкольные родительские собрания:

СЕНТЯБРЬ

«Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм, базирующихся на уважении к правам и свободам человека в семье» (о влиянии личности родителей на формировании личности детей).

АПРЕЛЬ

«Роль родителей в воспитании у детей умения принимать решения и нести ответственность за эти решения».

Групповые консультации:

  • Возрастные кризисы развития. Факторы, влияющие на предрасположенность детей к вовлечению в асоциальную группу.
  • Воспитание культуры здоровья.
  • Развитие способностей детей. Как правильно организовать свободное время детей.
  • Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка. Конструктивные способы взаимодействия.
  • Характеристика детских асоциальных групп.
  • Учебная деятельность ребенка как одна из причин возникновения конфликтов в детско-родительских отношениях.
  • Проблемы взаимоотношений между поколениями.
  • Самовоспитание подростка и родительское сопровождение этого процесса.
  • Роль родителей в воспитании у детей черт гуманизма, принципиальности, единства слова и дела, дисциплинированности, моральной стойкости и нетерпимого отношения к социальным вредностям.

Организация совместного досуга.

  • Организация совместных экскурсий (поездка в Москву).
  • Участие в праздновании Дня Ленинского района и Дня города.
  • Праздник «Золотая осень» (выставка поделок из природных материалов, букетов, даров природы).
  • День семьи (семейные спортивные эстафеты, выставка домашних животных, семейного творчества, фотовыставка и др.).
  • Семейный новогодний праздник.
  • «Праздник мам».
  • «Парад талантов» – концерт для родителей.