Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
Д.С.Лихачев
Актуальность и практическая значимость темы.
Иформационно-компьютерные технологии в реализации культурологической, социально-педагогической и любой другой направленности развивающих программ, в том числе и в проектно-исследовательской деятельности,являются сегодня одним из самых значимых инструментов, которые позволяют с помощью виртуальных экскурсий не только построить процесс познания, но и превратить этот процесс в процесс воспитания гражданственности, обучения творчеству.
Использование ИКТ в процессе воспитания, социального становления личности подростка, формирование мировоззрения и интереса к профессиональной деятельности обеспечивает креативное решение проблемы, научность теоретического и достоверность практического материала.
Организация и деятельность виртуального лектория тесно связана с межпредметной проектно-исследовательской деятельностью учащихся по проблеме изучения и сохранения людьми культурно-исторических ценностей.
Основное внимание уделяется таким темам поисковой деятельности, которые позволят проявить у детей следующие умения, навыки, чувства:
- видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
- эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования.
Реализация программы возможна через кружковые и факультативные занятия, через проектно-иследовательскую деятельность в системе дополнительного образования детей.
Планирование занятий по подготовке виртуальной экскурсии (лекции с ИКТ поддержкой) включает в себя:
- выбор темы;
- сбор информации и иллюстративного материала, их изучение;
- написание сценария и составление комментариев к слайдам, с учетом возрастных особенностей экскурсантов (слушателей).
Включение в экскурсию элементов мастер-класса, а в лекцию – тестирования, позволяет вовлечь учащихся в творческую деятельность, способствует формированию основных творческих компетентностей у подростков.
Медиотека виртуальных экскурсий создана за два учебных года. Классифицирована по разделам и темам. Презентации использовались на тематических классных часах, уроках МХК, родительских собраниях, выездных мероприятиях. Лекторы, операторы, ведущие мастер-классов – учащиеся школ.
Медиотека виртуальных экскурсий «Праздники народного календаря»
«Параскева Пятница». В народных представлениях Параскева Пятница защитница женщин, распорядительница браков, покровительница дома.
«Пророк Наум наставит на ум». С давних времен день 14 декабря в народе называли «мудрым», и отмечали его как праздник посвящения в ученики.
«Филиппов день». 27 ноября. Все члены семьи мастерили в этот день из соломы и красочных лоскутков обрядовую куклу Филипповку – шестирукий оберег хозяек.
«Починки». Починки не похожи на остальные праздники в привычном понимании этого слова, ибо суть его не в празднестве, а в труде: «Готовь сани летом, а телегу зимой».
«Покров – первое зазимье». Общий для всех народов смысл праздника – милосердная защита Богородицей стран, городов и всех-всех людей.
«Народные традиции»
«Русский дом».
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили. С резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
«История тряпичной куклы». Тряпичные куклы были распространены на всей территории России. Для наших предков кукла была больше чем игрушка.
«Традиционная народная вышивка».Вышивкаимеет древнюю историю.
В России ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта.
Она была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.
«Обереги». Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и различных напастей.
«Пояс в русском костюме». Важную роль в комплекте одежды играл пояс.
Его носили мужчины и женщины.
« В начале было слово». В России День славянской письменности и культуры был возрожден в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Верховного Совета РСФСР ему был придан статус государственного праздника, и он стал первым в нашей стране церковно-государственным праздником.
«Уроки вежливости»
«Единый стиль школьной одежды». Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда.
«Здравствуйте, Господин этикет!». Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно для всех необходимая – это наука общения.