Утушки-прибаутушки

Разделы: Работа с дошкольниками


Детский фольклор – это особенная область народного творчества. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, мудро учат ребёнка, приобщают его к моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью, взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Не затейливый по содержанию и простой по форме, детский фольклор таит в себе немалые богатства – речевые, звуковые, смысловые.
Знакомство с детским фольклором, развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Детский фольклор развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знаниями о природе яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
Поэтому весёлый, звонкий, многогранный фольклор заслуживает всяческого внимания и уважения.

Цель занятия: Ознакомление детей с фольклорным жанром – прибаутки.

Задачи:

  • Разучивание с детьми музыкально-речевых  прибауток «Часы», «Кто взял ключи от буфета?», «Мышки», с целью развития у детей слухового представления о равномерной метрической.
  • Учить детей передавать различное эмоциональное состояние (страх, испуг, радость), используя выразительные средства музыки.
  • Развивать коммуникативные способности, умение работать сообща, действовать согласованно.
  • Вызвать эмоциональный отклик на занятие.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретают дошкольники, в ходе занятия.

– представление о фольклорном жанре – прибаутки;
– стремление принимать активное участие на занятиях;
– воспитание чувства сопричастности к русской культуре;
– стремление к новым знаниям.

Атрибуты:

– музыкальные инструменты: деревянные ложки или деревянные палочки, бубны трещотки;
– кукла-рукавичка Веселинка;
– воздушный шарик;
– три портрета виде пазлов из картона – настроение: «радость», «грусть», «испуг»;
– маска петушка.

Мотивация:

– обеспечить у детей ощущение вперед (знакомство детей с новым для себя фольклорным жанром – прибаутки, разучивание нового материала);
– переживание успеха в деятельности (публичные выступления) и заслуженно оценивание результата;
– использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать детей, ставить проблемы, активизировать мышление;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть: Вхождение в занятие

– Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отлично.
– А теперь покажите мне свои пальчики, давайте их подружим:

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 
1,2, 3, 4, 5 начинаем счет опять.
1, 2, 3, 4, 5 вот и кончили считать!»

– Молодцы!  <Приложение 2. Фото 1>

2 часть: Познавательная деятельность

– Ой, ребята, посмотрите, кто это на воздушном шаре к нам прилетела? (Рассматривают Веселинку) 
– Как думаете, почему ее так называют? (Веселая, добрая, ласковая)
– Веселинка хочет познакомиться с вами поближе: будем передавать ее по кругу и ласково и весело называть свое имя. Держите ее нежно, постарайтесь передать ей частичку своего тепла. (Дети выполняют задание)
– Вот Веселинка вновь вернулась ко мне, вы почувствовали, сколько тепла и ласки она нам подарила!

Упражнение на развитие мимики

«Ах, какая красота!
Давай с тобой дружить всегда!»

Дети по-очереди говорят Веселинке эти слова. После упражнения садятся на стульчики.

– А сегодня Веселинка познакомит нас  с фольклорным жанром – «прибаутки» – это небольшие «стишки», рассказывающие, о чем либо в шутливой, веселой «убаюкивающее». Давайте, ребята, и мы с вами разучим несколько прибауток.

Музыкально-речевая прибаутка «Часы» [1]

!!!  Далее педагог знакомит детей с музыкально-речевой прибауткой – игрой «Часы»

Игра развивает у детей слуховое представление о равномерной метрической пульсации, о длинных и коротких звуках (четвертных и восьмых).
Забавные кухонные часы с кукушкой могут рассказать очень много, о своей незаметной, но такой важной работе и о том, как ночью на кухне шалят мышки.
В самом начале необходимо продекламировать прибаутку со звучащими жестами, предложить детям повторить за вами текст по строчкам, как эхо, точно копируя ваши действия руками. Рассказать, что часики на стене долго не ломались, они все тикали и тикали, пока мышки не оторвали гири. Последний такт – означает, что часы, в конце концов, сломались: из них выскочила пружина.

Последующие ступени разучивания прибаутки могут быть такими:

  • На слова «тик – так» добавляются шумовые инструменты (по выбору детей);
  • Декламируют две подгруппы, каждая со своими инструментами;
  • Декламируют прибаутки с другими вариантами звукоподражания, например:

На стене часы висели:
«Тик – так, тик – так»
Тараканы стрелки съели:
«Хрум, хрум, хрум – трак»
Мыши гири оторвали:
«Дерг – бом, дерг – бом»
И часы ходить не стали:
«Динь – стон, динь – стон».

<Приложение 1. Рисунок 1> <Приложение 2. Фото 2>

Далее педагог знакомит детей с музыкально-речевой прибауткой «Кто взял ключи от буфета?» [1]

!!!  Детям предлагается образовать круг и очень четко, в энергичном темпе декламируют слова игры, сопровождая ее шлепками, звоном музыкальных инструментов. Игра должна проходить в хорошем темпе, без пауз, с соблюдением четкой ритмичной основы. Ее можно украсить звуками маленьких ударных инструментов. Игра способствует развитию быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.

<Приложение 1. Рисунок 2> <Приложение 2. Фото 3>

Далее педагог знакомит детей с музыкально-речевой прибауткой «Вышли мышки как – то раз». [1]

!!!   Игра развивает у детей слуховое представление о равномерной метрической пульсации, о длинных и коротких звуках. Дает детям возможность самим озвучить игру с помощью музыкальных инструментах: деревянных ложках, бубна, погремушек, трещотки, по выбору педагога. А также пережить и испытать эмоции –  страха, испуга.

<Приложение 1. Рисунок 3> <Приложение 2. Фото 4>

3 часть

– Ребята, а у вас сегодня какое настроение? (Ответы детей) Давайте, составим настроение из листов бумаги, вспомним, как испугались мышки – «страх», как мы загрустили, когда перестали ходить часы – «грусть», и как мы радовались, когда в гости к нам пришла Веселинка – «радость».

(Дети составляют портреты)

<Приложение 1. Рисунок 4> <Фото 5>

4 часть  

В заключение занятия Веселинка предлагает детям разучить русскую народную игру «Петушок». <Приложение 2. Фото 6> [6]

Ход игры:

Дети стоят в кругу, по считалочке выбирается «петушок». Дети произносят слова:

Трух-тух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окнами стоит,
На весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит!

Ребята двигаются по кругу высоким шагом. «Петушок», идет противоходом в центре круга. После его громкого «ку-ка-ре-ку» все дети разбегаются, а он пытается кого-нибудь догнать и «осалить».

5 часть

– А впереди нас ждут три дороги: 

По первой пойдете – к лягушкам в болото попадете! 
По второй пойдете – к Бабе Яге попадете!
По третей пойдете – ларец волшебный найдете!

– Ребята, какую дорогу выбираем? Тогда в путь! (Звучит музыка) А вот и ларец. Как думаете, что в нем? Мы нашли настоящие сокровища (шоколадные монеты). Это все для вас, значит, вы хорошо поработали на занятии, получайте награду. (Детям раздаётся угощение). <Приложение 2. Фото 7>

Использованная литература:

  1. Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях» М. серия «Музыка для дошкольников» 2000.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. «Просвещение» 2004.
  3. Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Просвещение» 1981.
  4. Н. А. Метлов «Музыка – детям» М. «Просвещение» 1985.
  5. М. А. Михайлова «А у наших у ворот развеселый хоровод» (народные праздники, игры, развлечения) Ярославль «Академия развития, К академия холдинг» 2001.
  6. И. И. Шангина «Русские дети и их игры» СП б «Искусство» 2000.