Цели:
- Образовательные: закрепить знание компонентов сложения и вычитания, связь между компонентами, выявить уровень знаний детей, умений и вычислительных навыков; показать, как учащиеся научились применять полученные знания по данной теме.
- Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету через дидактическую игру, а через него такие психические процессы, как мышление и внимание.
- Воспитательные: создавать условия для сплочённости детского коллектива; воспитывать доброжелательные отношения между учениками, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, согласованность при работе в паре.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята!
– Повернитесь, пожалуйста, к гостям.
Поздоровайтесь с ними. Садитесь!
– Ребята, вы любите сказки? Хотите побывать в
одной из них? Тогда в путь. Отправляемся в сказку.
(Слайд 1)
2. Чистописание
– Для того, чтобы путь в сказку оказался короче,
нам предстоит написать чистописание. Сегодня 18
февраля, значит, в чистописании будем
прописывать число 18. Дайте характеристику числу
18.
– Посмотрите, как пишутся эти цифры. (Слайды 2, 3)
– Откройте свои тетради и пропишите строчку
число 18.
3. Устный счет
– В некотором царстве, в некотором государстве
жил – был царь. И был у него единственный сын. (Слайд 4)
Хотите, узнать, как его зовут? Для этого надо
найти значения выражений, а потом с помощью цифр
узнать имя царевича.
Фронтально:
– Вспомните, по какой теме мы работаем на
уроках математики?
– Как называются числа при сложении?
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как называются числа при вычитании?
– Как найти неизвестное уменьшаемое?
– Как найти неизвестное вычитаемое?
– Первое слагаемое 42, второе слагаемое – 7,
значение суммы…
– Первое слагаемое неизвестно, 2 слагаемое – 30.
Значение суммы – 81. Чему равно первое слагаемое?
– Уменьшаемое 52, вычитаемое – 7. Значение
разности?
– Уменьшаемое 60, вычитаемое – неизвестно.
Значение разности – 5. Чему равно вычитаемое?
– Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое – 47.
Значение разности 50. Найдите уменьшаемое.
– Найдите сумму чисел 27 и 8
Решите задачу.
В этом году к царевне приезжали свататься 43 добрых молодца, а в прошлом году на 6 молодцев меньше. Сколько молодцев сватались к царевне в прошлом году?
– Молодцы!
Решите задачу.
Для царского обеда повара приготовили 2 гусей и 47 уток. На сколько меньше зажарили гусей, чем уток?
Как узнали?
– Молодцы!
49 | 51 | 45 | 55 | 97 | 35 | 37 | 45 |
и | в | а | н | у | ш | к | а |
– Как же звали царевича? (Слайд 5)
4. Работа в тетрадях
– Был Иванушка сильным и смелым царевичем. И
вот однажды, приехав в соседнее царство, он
увидел там царевну. Звали её Василиса. Она была
очень красивая. Иванушка сразу полюбил её.
Вскоре Иванушка вернулся в своё царство.
Однажды пришла страшная весть. Налетел на
царство Змей Горыныч. Выжег поля и деревни, унёс в
свой замок Василису. (Слайд 6) Плачет
царь, обещает тому, кто спасёт его дочь, отдать её
спасителю в жёны.
Стал Иванушка собираться в долгий и опасный путь.
– Ребята, помогите собрать нужные предметы.
Найдите среди выражений верные равенства. (Слайд 7)
На доске карточки с верными и неверными равенствами. Ученики работают на доске и в тетрадях с подробным объяснением.
32 + 19 = 51 – лук 36 – 9 = 27 – меч
61 – 14 = 37 27 + 18 = 25 – вода
26 + 40 = 66 – стрелы 60 – 7 = 73 – хлеб
59 – 24 = 31 35 + 23 = 56
– Что же возьмёт в трудный путь Иванушка?
(лук, стрелы, меч, хлеб и воду)
– Итак, отправился Иванушка в трудный путь.
И вот перед ним первое препятствие – топкое
болото. (Слайд 8) Перейти его можно
только по кочкам. Но кочки это не простые, на них
записаны неравенства. Если в этом неравенстве
надо ставить знак «меньше», то наступать на кочку
нельзя (можно провалиться), а если знак «больше»,
смело иди дальше.
Давайте поможем Иванушке перейти болото, покажем
безопасные кочки. Для этого решим все
неравенства. (Дети работают у доски по цепочке с
объяснением и в тетрадях)
47 + 28 … 44 + 29 54 – 18 … 56 + 17
27 + 15 … 73 – 46 95 – 16 … 91 – 9
Перешёл Иванушка топкое болото (Слайд
9) и попал в дремучий лес.
Идет он, а чтобы не заблудиться повторяет
волшебные слова. Повторим их вместе с ним.
5. Физкутминутка
Здравствуй, лес – дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь, мы свои!
6. Самостоятельная работа
Вдруг деревья расступились, и увидел Иванушка
поляну. А на этой поляне стоит избушка на курьих
ножках. Кто живет в ней?
Правильно, Баба Яга. (Слайд 10)
Увидела Баба Яга Иванушку, вышла из избушки и
говорит:
– Добрый молодец пожаловал. Как хорошо! Будет у
меня сегодня сытный ужин.
– Погоди, бабушка, меня есть. Скажи лучше, не
пролетал ли здесь Змей Горыныч с Василисой?
– А как же видела, – отвечает Баба Яга. А зачем он
тебе?
Рассказал Иванушка о том, куда путь держит и
спрашивает:
– Не подскажешь ли ты мне, бабушка, как найти
замок Змея Горыныча?
– Ну что ж, ты со мной по-доброму говоришь, не буду
я тебя есть и даже помогу тебе. Выполни моё
задание.
Есть у меня Гуси-Лебеди, помощники мои. Но вот
сколько их, я не знаю, никак не сосчитаю. Вот тебе
цепочки примеров, реши их. Последнее число и
покажет, сколько гусей у меня.
– Ребята, поможем Иванушке. (Слайд 11)
– Решите цепочки примеров по вариантам
самостоятельно.
45 + 20 – 7 – 32 – 24 + 2
97 – 30 – 49 – 8 + 24 – 30
Взаимопроверка в парах.
– Что ж, выполнил ты моё задание. Отпущу я тебя.
Рассказала Баба Яга, как добраться до Змея
Горыныча и дала Иванушке волшебный клубок.
Шёл царевич три дня и три ночи и пришёл к замку
Змея Горыныча. Хотел он войти, а у дверей сидит
сам Змей Горыныч, никого не пускает. (Слайд 12)
– Зачем пришёл, Иван?
– За своей невестой Василисой.
Засмеялся Змей Горыныч:
– И ты думаешь, что победишь меня?
Ну что ж, пущу я тебя, раз так хочешь. Но сначала
реши трудную задачу. А не решишь – голову с плеч
долой!
– Ребята, поможем Иванушке?
Пишем в своих тетрадях слово «Задача»
7. Решение задачи (Слайды 13-14)
Василиса читала Змею Горынычу книгу. В книге 64 страницы. В первый день Василиса прочитала 6 страниц, во второй день – 8. Сколько страниц осталось прочитать Василисе?
– Что известно в задаче?
– Что надо узнать?
– Составим план решения задачи.
– Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
(не знаем, сколько страниц прочитала
Василиса за 2 дня)
– Каким действием это узнаем?
– Теперь сможем ответить на вопрос задачи? Каким
действием?
– Решаем задачу самостоятельно, к доске пойдет…
Проверка с помощью сигналов обратной связи.
– Молодцы, и с задачей справились! Если
останется время, можно решить задачу другим
способом.
8. Подведение итогов урока
– Освободил Змей Горыныч Василису. Вернулся
Иванушка с Василисой в своё царство. В тот же день
сыграли они свадьбу. (Слайд 15) На этом
и наше путешествие в сказку заканчивается.
– Какие знания и умения мы сегодня закрепляли?
Чему учились?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Молодцы! Вы хорошо работали на уроке. Наше
путешествие в сказку закончилось, пора
возвращаться в класс.
– Урок окончен.