Цели урока: расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях. Сформировать представление учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде при работе в текстовом процессоре.
Задачи урока:
Обучающие - научить алгоритму составления табличных моделей; сформировать/закрепить навыки создания таблиц; вспомнить алгоритм создания и заполнения таблиц при работе в текстовом процессоре.
Развивающие - сформировать представление о табличном решении логических задач,
Воспитательные - сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц, в том числе и электронных.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, активное взаимодействие ученика и учителя.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: учащиеся научаются алгоритму построения табличных информационных моделей типа “объекты-свойства”, закрепляют навыки построения, редактирования и форматирования таблиц в текстовом процессоре.
Необходимое оборудование и материалы: ПК, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс с заготовками для работы учащихся, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент, актуализация знаний. Повторение понятий “модель”, “информационная модель” – 1 мин.
Учитель:
- Ребята, на прошлом уроке мы разбирали с вами тему “информационные модели”, но давайте вспомним, что же такое модель? (Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе явлении)
– А что такое информационная модель? (Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объект, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром).
II. Объяснение теоретического материала (с использованием мультимедиа-презентации - формирование представления учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде. – 15 мин.
Учитель: На прошлом уроке мы разбирали классификацию информационных моделей. Одну из главных ролей в этой классификации играют табличные информационные модели, и давайте посмотрим почему. Посмотрите на текст в раздаточном материале и скажите, примером какой модели он является? (Cловесная модель) (Cлайд №4).
Текст [6]
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.
Учитель:
- Теперь попробуйте ответить на вопросы: Какая звезда самая удаленная? Какая звезда самая близкая? Какая звезда самая яркая? (Ответить на эти вопросы сходу затруднительно)
- Как вы считаете, что надо сделать, чтобы быстро ответить на эти вопросы? (Составить табличную модель). Но для того, чтобы это сделать, необходимо научиться правильно их строить, и этим мы будет заниматься на этом и последующих занятиях. Посмотрим на доску (слайд №4). О каких объектах в тексте задачи идет речь? (О звездах). О каких свойствах звезд нам сообщается в тексте? (В каком созвездии находится, расстояние от Солнца, во сколько раз ярче Солнца). Построив табличную модель, мы легко ответим на вопросы:
- Какая звезда самая удаленная? (Денеб)
- Какая звезда самая близкая? (Арктур)
- Какая звезда самая яркая? (Денеб)
Пример табличной модели из слайда №4:
Свойства/Звезды |
Созвездие |
Расстояние (световых лет) |
Во сколько раз ярче Солнца |
Полярная звезда | Малая Медведица | 780 | 6000 |
Бетельгейзе | Орион | 650 | 22 000 |
Денеб | Лебедь | 1600 | 72 500 |
Спика | Дева | 260 | 2200 |
Антарес | Скорпион | 425 | 6600 |
Ригель | Орион | 820 | 55 000 |
Акрукс | Южный Крест | 260 | 2200 |
Канопус | Стрекоза | 181 | 6600 |
Капелла | Возничий | 46 | 150 |
Арктур | Волопас | 36 | 105 |
Альдебаран | Телец | 70 | 165 |
Учитель: Табличная форма придает наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных, дает возможность совмещать таблицы с диаграммами и графиками. С какими примерами табличных моделей вы встречаетесь в жизни? (Расписание уроков, поездов, таблица химических элементов, таблица умножения, и т.д.) Посмотрите на структуру таблицы в общем виде: (слайд № 5). [1]
Головка таблицы | |||
боковик | ячейки | ячейки | столбцы |
ячейки | ячейки | ||
ячейки | прографка | ||
ячейки | ячейки | ||
строки |
- Перерисуйте ее в тетрадь. При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы. На этом уроке мы рассмотрим самые простые табличные модели типа “объекты – свойства” (слайды № 6-7). Познакомьтесь с алгоритмом составления такой модели: [1]
Алгоритм составления табличной модели:
- выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
- уточнить структуру таблицы;
- “заселить” таблицу, перенеся в нее информацию из текста.
Важно: Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов – от количества рассматриваемых свойств.
Таблица типа “объекты-свойства”
Имя класса объектов | Имя свойства 1 | Имя свойства 2 | … |
Имя свойства 1 | |||
Имя свойства 2 | Значения | Свойства | Объекта |
… |
Зарисуйте пример такой таблицы в тетрадь.
Учитель: Посмотрим, как составить такую таблицы на примере. (Слайды № 8-13). [7]
Фильмы | Жанр | Режиссер | Актеры | Год |
Операция “Ы” и другие приключения Шурика | Комедия | Леонид Гайдай | Александр Демьяненко, Алексей Смирнов, Наталья Селезнева, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин и др. | 1965 |
Властелин Колец. Две Крепости | Драма, фентези |
Питер Джексон | Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Иэн Маккеллен, Бернард Хилл, Орландо Блум, Шон Астин и др. | 2002 |
Три богатыря и Шамаханская царица | Анимация, комедия | Сергей Глезин | Роли озвучивали Валерий Соловьев, Анна Геллер, Олег Куликович, Лия Медведева, Сергей Маковецкий и др. | 2010 |
О каких объектах идет речь в примере? (О фильмах)
Какие свойства фильмов можно указать? Чем один
фильм отличается от другого? (Жанр, год выпуска,
страна, актеры, режиссер, и т.д.) Учитель
демонстрирует пример создания такой таблицы,
знакомит детей с правилами заполнения таблиц (слайд
№14): [1]
III. Учащимся предлагается ознакомиться с известной “Загадкой Эйнштейна” [9]; учитель вместе с учащимися разбирает теоретический ход ее решения – 6 мин.
Учитель: Хочу познакомить вас с известной задачей, авторство которой, по неподтвержденной информации принадлежит известному ученому Альберту Эйнштейну.
Многие слышали, что только 2% жителей Земли могут решить ее. Однако эта информация не соответствует действительности. Дело в том, что 2% могут решить ее в уме, а мы решим ее с помощью табличной модели. (Cлайды №15-16) Условие задачи см. в приложении 1.
Учитель вместе с учениками разбирает ход ее решения с использованием интерактивной доски. Можно не разбирать решение целиком, а только наметить ее правильный ход.
Решение.
- Из 1 утверждения следует, что американец живет в 1 доме.
- Из 12, что рядом с его домой находится синий дом.
- Из 13, что в синем доме выращивают лошадей.
- Из 8 следует, что в 3-ем доме пьют молоко.
- Из 3 следует, что 1 дом не зеленый и не белый, а значит либо красный, либо желтый.
- Из 2 следует, что 1 дом не может быть красным, т.к. в красном живет шотландец. (в 1 живет американец). Значит 1 дом желтый.
- Из 6 следует, что американец ездит на BMW.
- Из 15 следует, что 3 дом не зеленый, вместе с тем, из 3 следует, что он красный, а значит 4 и 5 дома зеленые и белый соответственно.
- Из 2 следует, что в 3 доме живет шотландец.
- Из 15 следует, что в 4 доме пьют кофе.
- Из 4 и 14 следует, что американец пьет воду (т.к. не пьет чай и не пьет сок).
- Из 9 следует, что во 2 доме ездят на HONDA.
- Из 14 следует, что во 2 доме пьют чай.
- Из 4 следует, что во 2 доме живет русский, тогда в 5 японец, а в 4 мексиканец.
- Далее все очевидно и легко убедиться, что рыбок выращивает мексиканец.
дом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
цвет | жёлтый | синий | красный | зелёный | белый |
национальность | американец | русский | шотландец | мексиканец | японец |
напиток | вода | чай | молоко | кофе | сок |
машина | BMW | Хонда | ЛАДА | KIA | УАЗ |
животное | кошка | лошадь | птицы | рыбки | собака |
Учитель может не доводить до конца решение задачи, чтобы усилить мотивацию учеников на последующем этапе решения задачи
IV. Краткий обзор программ, в которых можно создавать табличные модели – электронные таблицы, СУБД, текстовые процессоры. (При наличии времени)
Учитель: Для создания серьезных табличных моделей используются электронные таблицы (программы, позволяющие работать с большими массивами табличных данных с возможностью автоматизированной обработки и вычислений) и системы управления базами данных (программы для хранения, поиска и оценки систематизированных данных, относящихся к определенному кругу деятельности) (Cлайды №17-19)
Учитель: В будущем мы будем работать в этих более сложных программах, а пока рассмотрим принципы организации табличных моделей в текстовом процессоре.
Учитель демонстрирует видеоролики, обучающих созданию, редактированию и форматированию таблиц в программе MS Word 2010. (Cлайды №20 содержит гиперссылки на эти ролики)
Учитель: Как вы поняли из роликов, алгоритм работы следующий:
- Запустить текстовый процессор.
- Выбрать пункт меню “Вставка” —> “Таблица”.
- Указать нужный шаблон таблицы, или выбрать пункт меню “Вставить таблицу” и указать число столбцов и строк.
- Для редактирования созданной таблицы в дальнейшем можно использовать появившееся меню “Конструктор” и “Макет”.
V. Практическая часть урока – решение “загадки Эйнштейна” на компьютерах в программе MSWord 2007/2010 с помощью таблиц и рисунков - заготовок. 6 мин.
Учитель: теперь мы знаем, как создавать табличные модели в текстовом процессоре Word и готовы решить задачу и ответить на вопрос “Кто же все-таки разводит рыбок?” (Cлайд №21)
Дети садятся за компьютеры, решают задачу путем составления таблицы в текстовом процессоре Word. Учитель контролирует процесс, при необходимости помогает.
Резерв для тех, кто справился с задачей Эйнштейна:
“На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.
В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток, в каком сосуде.
Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.
Определите, в какую посуду что налито”.
Задача решается с помощью таблицы:
Бутылка | Кружка | Чашка | Стакан | Кувшин |
Мин. вода | Чай | Молоко | Кофе | Квас |
VI. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания – 2 мин. (Cлайды №22-23)
Учитель: Иитак, чему мы сегодня научились? (Cтроить табличные модели типа объекты-свойства, работать с таблицами в текстовом процессоре, решать логические задачи табличным методом)
Дом. задание. (см раздаточный материал):[5]
В школе учатся четыре талантливых подростка: Иванов, Петров, Сидоров, Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее:
1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале
консерватории, когда там солировал в хоре
мальчиков певец.
2. Петров и музыкант вместе позировали художнику.
3. Музыкант ранее дружил с Андреевым, а теперь
неразлучен с Ивановым.
4. Иванов незнаком с Сидоровым, т.к. они учатся в
разных классах и в разные смены. Кто чем
увлекается?
(Cоставить табличную модель решения задачи)
Использованная литература и интернет-источники:
- Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория зданий, 2011.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория зданий, 2011.
- Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория знаний, 2009.
- Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие\ Л.Л. Босова. -М. Бином. Лаборатория Знаний, 2008.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / под. Ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: том 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний.
- Урок "Виды информационных моделей. Табличная организация информации" Халикова Венера Рафкатовна, учитель информатики и ИКТ https://urok.1sept.ru/articles/574184/
- Ресурс Яндекс-картинки http://images.yandex.ru/
- Статьи о фильмах “Властелин колец: Две крепости”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Три богатыря и Шамаханская царица” на http://ru.wikipedia.org
- “Загадка Эйнштейна” http://ru.wikipedia.org/wiki/% C7%E0%E4%E0%F7%
E0_%DD%E9%ED%F8%F2%E5%E9%ED%E0 - Статья “Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности” http://gim39.ucoz.ru/ped_pomochs/psixologi/Metod.doc
Приложение 2 (Заготовки для практикума)