Табличные информационные модели. 7-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цели урока: расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях. Сформировать представление учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде при работе в текстовом процессоре.

Задачи урока:

Обучающие - научить алгоритму составления табличных моделей; сформировать/закрепить навыки создания таблиц; вспомнить алгоритм создания и заполнения таблиц при работе в текстовом процессоре.

Развивающие - сформировать представление о табличном решении логических задач,

Воспитательные - сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц, в том числе и электронных.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, активное взаимодействие ученика и учителя.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: учащиеся научаются алгоритму построения табличных информационных моделей типа “объекты-свойства”, закрепляют навыки построения, редактирования и форматирования таблиц в текстовом процессоре.

Необходимое оборудование и материалы: ПК, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс с заготовками для работы учащихся, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний. Повторение понятий “модель”, “информационная модель” – 1 мин.

Учитель:

- Ребята, на прошлом уроке мы разбирали с вами тему “информационные модели”, но давайте вспомним, что же такое модель? (Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе явлении)

– А что такое информационная модель? (Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объект, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром).

II. Объяснение теоретического материала (с использованием мультимедиа-презентации - формирование представления учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде. – 15 мин.

Учитель: На прошлом уроке мы разбирали классификацию информационных моделей. Одну из главных ролей в этой классификации играют табличные информационные модели, и давайте посмотрим почему. Посмотрите на текст в раздаточном материале и скажите, примером какой модели он является? (Cловесная модель) (Cлайд №4).

Текст [6]

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.

Учитель:

- Теперь попробуйте ответить на вопросы: Какая звезда самая удаленная? Какая звезда самая близкая? Какая звезда самая яркая? (Ответить на эти вопросы сходу затруднительно)

- Как вы считаете, что надо сделать, чтобы быстро ответить на эти вопросы? (Составить табличную модель). Но для того, чтобы это сделать, необходимо научиться правильно их строить, и этим мы будет заниматься на этом и последующих занятиях. Посмотрим на доску (слайд №4). О каких объектах в тексте задачи идет речь? (О звездах). О каких свойствах звезд нам сообщается в тексте? (В каком созвездии находится, расстояние от Солнца, во сколько раз ярче Солнца). Построив табличную модель, мы легко ответим на вопросы:

  • Какая звезда самая удаленная? (Денеб)
  • Какая звезда самая близкая? (Арктур)
  • Какая звезда самая яркая? (Денеб)

Пример табличной модели из слайда №4:

Свойства/Звезды

Созвездие

Расстояние (световых лет)

Во сколько раз ярче Солнца

Полярная звезда Малая Медведица 780 6000
Бетельгейзе Орион 650 22 000
Денеб Лебедь 1600 72 500
Спика Дева 260 2200
Антарес Скорпион 425 6600
Ригель Орион 820 55 000
Акрукс Южный Крест 260 2200
Канопус Стрекоза 181 6600
Капелла Возничий 46 150
Арктур Волопас 36 105
Альдебаран Телец 70 165

Учитель: Табличная форма придает наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных, дает возможность совмещать таблицы с диаграммами и графиками. С какими примерами табличных моделей вы встречаетесь в жизни? (Расписание уроков, поездов, таблица химических элементов, таблица умножения, и т.д.) Посмотрите на структуру таблицы в общем виде: (слайд № 5). [1]

Головка таблицы
боковик ячейки ячейки столбцы
ячейки ячейки
ячейки прографка
ячейки ячейки
строки

- Перерисуйте ее в тетрадь. При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы. На этом уроке мы рассмотрим самые простые табличные модели типа “объекты – свойства” (слайды № 6-7). Познакомьтесь с алгоритмом составления такой модели: [1]

Алгоритм составления табличной модели:

  • выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  • уточнить структуру таблицы;
  • “заселить” таблицу, перенеся в нее информацию из текста.

Важно: Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов – от количества рассматриваемых свойств.

Таблица типа “объекты-свойства”

Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя свойства 2

Имя свойства 1      
Имя свойства 2 Значения Свойства Объекта

     

Зарисуйте пример такой таблицы в тетрадь.

Учитель: Посмотрим, как составить такую таблицы на примере. (Слайды № 8-13). [7]

Фильмы Жанр Режиссер Актеры Год
Операция “Ы” и другие приключения Шурика Комедия Леонид Гайдай Александр Демьяненко, Алексей Смирнов, Наталья Селезнева, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин и др. 1965
Властелин Колец. Две Крепости Драма,

фентези

Питер Джексон Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Иэн Маккеллен, Бернард Хилл, Орландо Блум, Шон Астин и др. 2002
Три богатыря и Шамаханская царица Анимация, комедия Сергей Глезин Роли озвучивали Валерий Соловьев, Анна Геллер, Олег Куликович, Лия Медведева, Сергей Маковецкий и др. 2010

О каких объектах идет речь в примере? (О фильмах) Какие свойства фильмов можно указать? Чем один фильм отличается от другого? (Жанр, год выпуска, страна, актеры, режиссер, и т.д.) Учитель демонстрирует пример создания такой таблицы, знакомит детей с правилами заполнения таблиц (слайд №14): [1]

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения.
  4. Все ячейки таблицы по возможности должны быть заполнены

III. Учащимся предлагается ознакомиться с известной “Загадкой Эйнштейна” [9]; учитель вместе с учащимися разбирает теоретический ход ее решения – 6 мин.

Учитель: Хочу познакомить вас с известной задачей, авторство которой, по неподтвержденной информации принадлежит известному ученому Альберту Эйнштейну.

Многие слышали, что только 2% жителей Земли могут решить ее. Однако эта информация не соответствует действительности. Дело в том, что 2% могут решить ее в уме, а мы решим ее с помощью табличной модели. (Cлайды №15-16) Условие задачи см. в приложении 1.

Учитель вместе с учениками разбирает ход ее решения с использованием интерактивной доски. Можно не разбирать решение целиком, а только наметить ее правильный ход.

Решение.

  1. Из 1 утверждения следует, что американец живет в 1 доме.
  2. Из 12, что рядом с его домой находится синий дом.
  3. Из 13, что в синем доме выращивают лошадей.
  4. Из 8 следует, что в 3-ем доме пьют молоко.
  5. Из 3 следует, что 1 дом не зеленый и не белый, а значит либо красный, либо желтый.
  6. Из 2 следует, что 1 дом не может быть красным, т.к. в красном живет шотландец. (в 1 живет американец). Значит 1 дом желтый.
  7. Из 6 следует, что американец ездит на BMW.
  8. Из 15 следует, что 3 дом не зеленый, вместе с тем, из 3 следует, что он красный, а значит 4 и 5 дома зеленые и белый соответственно.
  9. Из 2 следует, что в 3 доме живет шотландец.
  10. Из 15 следует, что в 4 доме пьют кофе.
  11. Из 4 и 14 следует, что американец пьет воду (т.к. не пьет чай и не пьет сок).
  12. Из 9 следует, что во 2 доме ездят на HONDA.
  13. Из 14 следует, что во 2 доме пьют чай.
  14. Из 4 следует, что во 2 доме живет русский, тогда в 5 японец, а в 4 мексиканец.
  15. Далее все очевидно и легко убедиться, что рыбок выращивает мексиканец.
дом 1 2 3 4 5
цвет жёлтый синий красный зелёный белый
национальность американец русский шотландец мексиканец японец
напиток вода чай молоко кофе сок
машина BMW Хонда ЛАДА KIA УАЗ
животное кошка лошадь птицы рыбки собака

Учитель может не доводить до конца решение задачи, чтобы усилить мотивацию учеников на последующем этапе решения задачи

IV. Краткий обзор программ, в которых можно создавать табличные модели – электронные таблицы, СУБД, текстовые процессоры. (При наличии времени)

Учитель: Для создания серьезных табличных моделей используются электронные таблицы (программы, позволяющие работать с большими массивами табличных данных с возможностью автоматизированной обработки и вычислений) и системы управления базами данных (программы для хранения, поиска и оценки систематизированных данных, относящихся к определенному кругу деятельности) (Cлайды №17-19)

Учитель: В будущем мы будем работать в этих более сложных программах, а пока рассмотрим принципы организации табличных моделей в текстовом процессоре.

Учитель демонстрирует видеоролики, обучающих созданию, редактированию и форматированию таблиц в программе MS Word 2010. (Cлайды №20 содержит гиперссылки на эти ролики)

Учитель: Как вы поняли из роликов, алгоритм работы следующий:

  • Запустить текстовый процессор.
  • Выбрать пункт меню “Вставка” —> “Таблица”.
  • Указать нужный шаблон таблицы, или выбрать пункт меню “Вставить таблицу” и указать число столбцов и строк.
  • Для редактирования созданной таблицы в дальнейшем можно использовать появившееся меню “Конструктор” и “Макет”.

V. Практическая часть урока – решение “загадки Эйнштейна” на компьютерах в программе MSWord 2007/2010 с помощью таблиц и рисунков - заготовок. 6 мин.

Учитель: теперь мы знаем, как создавать табличные модели в текстовом процессоре Word и готовы решить задачу и ответить на вопрос “Кто же все-таки разводит рыбок?” (Cлайд №21)

Дети садятся за компьютеры, решают задачу путем составления таблицы в текстовом процессоре Word. Учитель контролирует процесс, при необходимости помогает.

Резерв для тех, кто справился с задачей Эйнштейна:

“На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.

В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток, в каком сосуде.

Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.

Определите, в какую посуду что налито”.

Задача решается с помощью таблицы:

Бутылка Кружка Чашка Стакан Кувшин
Мин. вода Чай Молоко Кофе Квас

VI. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания – 2 мин. (Cлайды №22-23)

Учитель: Иитак, чему мы сегодня научились? (Cтроить табличные модели типа объекты-свойства, работать с таблицами в текстовом процессоре, решать логические задачи табличным методом)

Дом. задание. (см раздаточный материал):[5]

В школе учатся четыре талантливых подростка: Иванов, Петров, Сидоров, Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее:

1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец.
2. Петров и музыкант вместе позировали художнику.
3. Музыкант ранее дружил с Андреевым, а теперь неразлучен с Ивановым.
4. Иванов незнаком с Сидоровым, т.к. они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?

(Cоставить табличную модель решения задачи)

Использованная литература и интернет-источники:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория зданий, 2011.
  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория зданий, 2011.
  3. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория знаний, 2009.
  4. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие\ Л.Л. Босова. -М. Бином. Лаборатория Знаний, 2008.
  5. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / под. Ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: том 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний.
  6. Урок "Виды информационных моделей. Табличная организация информации" Халикова Венера Рафкатовна, учитель информатики и ИКТ https://urok.1sept.ru/articles/574184/
  7. Ресурс Яндекс-картинки http://images.yandex.ru/
  8. Статьи о фильмах “Властелин колец: Две крепости”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Три богатыря и Шамаханская царица” на http://ru.wikipedia.org
  9. “Загадка Эйнштейна” http://ru.wikipedia.org/wiki/% C7%E0%E4%E0%F7%
    E0_%DD%E9%ED%F8%F2%E5%E9%ED%E0
  10. Статья “Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности” http://gim39.ucoz.ru/ped_pomochs/psixologi/Metod.doc

Приложение 2 (Заготовки для практикума)