Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка.
В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей, так как они беспокоятся за него. Эта реакция естественная, ведь до этого времени ребенок все время находился под их постоянным вниманием. Беспокойное состояние родителей непременно сказывается на эмоциональном фоне детей.
Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь эмоционального комфорта детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через совместную деятельность с детьми.
Цель. Создать условия для благоприятной адаптации детей в ДОУ и реализации задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования через совместную театрализованную деятельность.
Задачи:
- создать условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ;
- способствовать освоению детьми задач программы и формированию интегративных качеств ребенка;
- стимулировать развитие творческой активности детей и их родителей в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- создать условия для повышения родительской компетентности через совместную театрализованную деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, педагогов).
Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра (Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).
Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление (Л.С.Выготский, Т.Рибо). Здесь ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.
В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; развитие всех ведущих психических процессов; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости.
Особенности использования театрализованной деятельности.
Мы начинали с формирования интереса детей к театрализованным играм в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывали воспитатель и родители, стимулируя желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки. Внимание детей фиксировалось на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. А потом выходили родители, что вызывало восторг у детей.
В последующем на вечерах развлечений включали фрагменты драматизации, переодевая детей в специальный костюмы, они входят в образ, меняя голос и интонацию. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключал по возможности детей к игре. Дети активно принимали участие в диалоге с взрослым, подыгрывали основной сюжетной линии, имитируя движения, голоса, интонации персонажей игры. Младших дошкольников это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит – измениться.
Убедились в том, чтосовместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевали ценными навыками общения, взрослые помогали ребенку принять игровую роль, что-то нарисовать, станцевать, спеть.
В совместной деятельности родители лучше узнали возможности своего ребенка, его индивидуальные особенности, а также познакомились с новыми способами организации игр и занятий в домашних условиях.
Очень важно, что у родителей постепенно появлялся интерес к жизни их детей в группе. Их начинали интересовать вопросы; касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими.
Такой подход к взаимодействию с родителями детей младшего возраста позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Была создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей младшего возраста.
В процессе деятельности развивались внимание ребенка, память, мышление и другие психические процессы. Создание психологической базы развития ребенка расширило возможности в освоении программных задач и формирования интегративных качеств ребенка.
Самый главный результат нашей работы – это адаптация детей к ДОУ.
По наблюдениям адаптация проходила успешно: более 50% детей к середине учебного года и 100 % к концу учебного года привыкали к новым условиям, проявляли любознательность и активность, и как следствие этого мы получили эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.
Диаграмма адаптации детей и повышение компетентности родителей
У родителей появился интерес к жизни детей в группе, что дало положительный результат, который мы видим в диагностике на конец года: 17% детей имеют высокий уровень развития, 77% детей – средний.
Освоение задач программы детьми II младшей группы.
Деятельность педагогов, направленная на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, позволила постепенно включить детей в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации. У детей развилось желание участвовать в игровых драматических миниатюрах. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности мы смогли реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Созданная благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, обеспечила совместный успех в деле воспитания детей младшего возраста.