Инновационная деятельность педагога как условие качественной реализации образовательной области "Безопасность"

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования – это федеральные государственные требования, разработанные в соответствии с законом «Об образовании» (приказ министерства образования и науки РФ №566 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызывают глубокое переживание за судьбы людей. Реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится небезопасными для него. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов).

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями: объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Для меня, как педагога, наиболее важна область «Безопасность», так как она ориентирована в большей степени на тему моей педагогической работы «Формирование экологических знаний у детей». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Цель моей работы – дать каждому ребенку понятия об основных опасных для жизни ситуациях в природе и особенностях поведения в них. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Жизнь не стоит на месте, и в дошкольном учреждении воспитателями используются наряду с традиционными приемами и методами и инновационные, которые позволяют ребенку шире, разнообразней, интересней познавать окружающий мир и использовать свои знания и умения в практической деятельности. В ходе педагогической деятельности я предлагаю использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование.
Оптимальными методами реализации программы в нашем ДОУ являются проблемное и игровое обучение, метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольном учреждении мной реализуется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям представление о безопасном поведении в лесу, я на занятиях познавательного цикла знакомлю с ролью леса в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами леса в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция художественно-речевой деятельности и изобразительной деятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Так как проектная деятельность позволяет детям наиболее полно раскрыть себя, использовать разнообразные виды деятельности, способствует развитию умения находить нужную информацию и использовать ее в деятельности, максимально проявляя при этом творчество и активность, то свою работу по формированию экологических знаний я решила осуществлять в ходе реализации проектов «Красная книга Пермского края», «Подснежник», «Волшебная сила природы», «Юные коллекционеры», «Ребятам о зверятах».

На занятиях экологического типа по теме «Безопасность» мною используются множество приемов, методов, позволяющих сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. Одной из эффективных здоровьесберегающих технологий является сказкотерапия, которая знакомит детей с правилами безопасного поведения в природе, учит быть доброжелательными, отзывчивыми, самостоятельными, защитниками природы и окружающего мира.

Экологические сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Мною разработаны и используются на практике разнообразные игры природоохранного характера: «Путешествие капельки», «Природа – наш дом», «Что нужно знать о правилах?» и др.

Метод моделирования – очень интересный и эффективный инновационный метод, используемый в практике детского сада. Он может схематично отобразить предмет – заместитель с его характерными признаками и свойствами. Модели очень точно могут передать правила, опасные ситуации, природоохранные знаки и символы. Дети их хорошо запоминают, ориентируются по ним, умеют рассказать по ним определенное правило. Модель может определить и поступок человека в той или иной ситуации, учит быть ребенка более самостоятельным и независимым.

Данная проблема не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения: детей, педагогов и родителей воспитанников.