Интегрированное занятие "Северный олень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи экологического сознания:

  • Способствовать развитию и углублению представлений о северных оленях: особенностей их строения, место их обитания, потребностях, о значении их в жизни северного коренного народа.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой.
  • Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к природным богатствам родного края.

Задачи аппликации:

  • Способствовать формированию гуманных отношений к живым объектам природы.
  • Освоить новый приём аппликации – вклеивание декоративных элементов (мелко нарезанных нитей в определённых частях силуэта), передавая эффект пушистой шёрстки.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в музей с целью знакомства с жизнью северных оленей.
  • Беседа: «Край, в котором я живу».
  • Рассматривание альбома: «Край мой Северный».
  • Занятие по художественному конструированию «Олени» (вырезывание силуэта оленя).

Материал: карта Ямала, иллюстрации природных зон, конверты, карточки с условными обозначениями, оборудование для аппликации: картон, нитки, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы не заглядывали сегодня в лесную почту?
(Кто-то из детей идёт к Лесовичку и приносит большое письмо, воспитатель читает его).
«Здравствуйте дети! Спасибо вам за ваше письмо. Я не умею писать, поэтому вам всё нарисовал: угадайте, где я живу, кто я и почему меня люди считают меня своим большим другом, а сейчас мне очень грустно. Жду вашей помощи! Ваш Друг!
Воспитатель: Во-первых, надо узнать, откуда пришло письмо. Может быть, там есть какие-то подсказки?
(Открывается конверт с заданием № 1)

Задание №1: «Узнай, из какого края пришло письмо»

Перед детьми выкладываются природные зоны: пустыня, лес, тропики, крайний Север и значки условных обозначений одной из природных зон: «мало света», «много воды», «низкая температура», «Бедная почва и растительность».

Воспитатель: Давайте расшифруем значки и поймём, откуда пришло к нам письмо.
Дети: Это наш северный край.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: От кого же пришло это письмо?

Задание №2:    Загадка:

От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам с ветром споря?
Это северный … (олень)

Воспитатель: Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, хорошо приспособленное к суровым условиям. Люди ещё используют его, как транспортное средство и называют своим другом.
– Дети, а вы видели оленя?
– Что вы знаете об оленях?

Задание №3: «Олень ханту друг»

Совместным рассказом воспитателя и детей по картинкам с условными обозначениями составляется модель:«Значение оленей в жизни северных народов?»

Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
У оленя трубчатый волос, напоминающий трубку, в которой находится воздух (показ трубки). Этот воздух ещё и греет животное, поэтому ему не страшны сильный мороз и студёный ветер. Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище.
– Как они называются?
Олени ещё и вездеходы:  и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая её копытами.
– Чем питаются олени?
– Где вы видели олений мох?

Опыт: «Хрупкость и приспособленность ягеля к северной почве»

Дети под лупой рассматривают сухой ягель и его корневую систему.

Вывод: корень короткий и легко отрываются от земли, при прикосновении легко крошится, но ягель приспособился расти на холодной, бедной почве. Ханты ходят в лесу по ягелю в кожаной обуви с мягкой подошвой – унтейках (показ обуви).
– А мы с вами в какой ходим?
В обуви с жёсткой подошвой и наносим вред этому растению.
– Что же делать? (Ответы детей)
Ещё ягельник страдает от колёс автомобилей. Передайте взрослым и своим друзьям. Ханты и ненцы очень переживают, потому что этого корма становится меньше и меньше, а значит уходит олень.
– Куда?
У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов  хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»

Физминутка:

Эй, беги, беги олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день
Ярким солнцем: Эй-хей-хей!
Куропатка улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро: Эй-хе-хе!

Дети с этой песней идут в кабинет художественного мастерства,  для изготовления оленей.

Конструирование поделки

– Ребята, какую поделгу мы с вами изготовляли на прошлом занятии? (Оленя)
– Какого цвета шерсть у оленя? (Серого)
– Где она находится? (На спине, голове, ногах).
– Сейчас с помощью нитей мы оживим нашу поделку.
– Для этого нужно взять нитки, их мелко нарезать, нанести клей на изображение, посыпать мелко нарезанные нити, затем концом кисти слегка придавить.

(Самостоятельная  работа  детей)
В конце занятия дети составляют оленье стадо.

– Воспитатель отмечает гуманное проявление детей по отношению к живой природе: доброту, заботу, отзывчивость.

Итог занятия:

– Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа? (Ответы детей)
– Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края. Отметьте его значком на карте Ямала. (Дети прикрепляют на карту значок с изображением оленя)