Задачи экологического сознания:
- Способствовать развитию и углублению представлений о северных оленях: особенностей их строения, место их обитания, потребностях, о значении их в жизни северного коренного народа.
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой.
- Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к природным богатствам родного края.
Задачи аппликации:
- Способствовать формированию гуманных отношений к живым объектам природы.
- Освоить новый приём аппликации – вклеивание декоративных элементов (мелко нарезанных нитей в определённых частях силуэта), передавая эффект пушистой шёрстки.
Предварительная работа:
- Экскурсия в музей с целью знакомства с жизнью северных оленей.
- Беседа: «Край, в котором я живу».
- Рассматривание альбома: «Край мой Северный».
- Занятие по художественному конструированию «Олени» (вырезывание силуэта оленя).
Материал: карта Ямала, иллюстрации природных зон, конверты, карточки с условными обозначениями, оборудование для аппликации: картон, нитки, клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, вы не заглядывали
сегодня в лесную почту?
(Кто-то из детей идёт к Лесовичку и приносит
большое письмо, воспитатель читает его).
«Здравствуйте дети! Спасибо вам за ваше письмо. Я
не умею писать, поэтому вам всё нарисовал:
угадайте, где я живу, кто я и почему меня люди
считают меня своим большим другом, а сейчас мне
очень грустно. Жду вашей помощи! Ваш Друг!
Воспитатель: Во-первых, надо узнать,
откуда пришло письмо. Может быть, там есть
какие-то подсказки?
(Открывается конверт с заданием № 1)
Задание №1: «Узнай, из какого края пришло письмо»
Перед детьми выкладываются природные зоны: пустыня, лес, тропики, крайний Север и значки условных обозначений одной из природных зон: «мало света», «много воды», «низкая температура», «Бедная почва и растительность».
Воспитатель: Давайте расшифруем
значки и поймём, откуда пришло к нам письмо.
Дети: Это наш северный край.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: От кого же пришло это
письмо?
Задание №2: Загадка:
От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам с ветром споря?
Это северный … (олень)
Воспитатель: Это очень красивое,
гордое, выносливое животное, небольшого роста,
хорошо приспособленное к суровым условиям. Люди
ещё используют его, как транспортное средство и
называют своим другом.
– Дети, а вы видели оленя?
– Что вы знаете об оленях?
Задание №3: «Олень ханту друг»
Совместным рассказом воспитателя и детей по картинкам с условными обозначениями составляется модель:«Значение оленей в жизни северных народов?»
Воспитатель: Олень – это одежда, и
обувь, и жилище, и постель, и средство
передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в
беде не оставит, у смерти самой отнимет».
У оленя трубчатый волос, напоминающий трубку, в
которой находится воздух (показ трубки). Этот
воздух ещё и греет животное, поэтому ему не
страшны сильный мороз и студёный ветер. Шкурой
оленя ханты покрывают своё жилище.
– Как они называются?
Олени ещё и вездеходы: и по топкому болоту
переходят, и реки переплывают, им не нужны ни
дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте.
Олень никогда не оставит своего хозяина
замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к
родному чуму. И корм оленю заготовлять не нужно,
он сам находит его под снегом, разрывая её
копытами.
– Чем питаются олени?
– Где вы видели олений мох?
Опыт: «Хрупкость и приспособленность ягеля к северной почве»
Дети под лупой рассматривают сухой ягель и его корневую систему.
Вывод: корень короткий и легко
отрываются от земли, при прикосновении легко
крошится, но ягель приспособился расти на
холодной, бедной почве. Ханты ходят в лесу по
ягелю в кожаной обуви с мягкой подошвой –
унтейках (показ обуви).
– А мы с вами в какой ходим?
В обуви с жёсткой подошвой и наносим вред этому
растению.
– Что же делать? (Ответы детей)
Ещё ягельник страдает от колёс автомобилей.
Передайте взрослым и своим друзьям. Ханты и ненцы
очень переживают, потому что этого корма
становится меньше и меньше, а значит уходит
олень.
– Куда?
У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит
олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений
мох северные народы берегут. Видите дети, какая
на севере существует цепочка: ягель нужен оленям,
олени нужны людям, а люди берегут оленей и их
корм. Мы живём на этой северной земле, а значит
должны беречь нашу северную природу. Есть у
хантов хорошая поговорка: «Если у чума
появится дикий олень – к большой радости!»
Физминутка:
Эй, беги, беги олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день
Ярким солнцем: Эй-хей-хей!
Куропатка улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро: Эй-хе-хе!
Дети с этой песней идут в кабинет художественного мастерства, для изготовления оленей.
Конструирование поделки
– Ребята, какую поделгу мы с вами изготовляли
на прошлом занятии? (Оленя)
– Какого цвета шерсть у оленя? (Серого)
– Где она находится? (На спине, голове, ногах).
– Сейчас с помощью нитей мы оживим нашу поделку.
– Для этого нужно взять нитки, их мелко нарезать,
нанести клей на изображение, посыпать мелко
нарезанные нити, затем концом кисти слегка
придавить.
(Самостоятельная работа детей)
В конце занятия дети составляют оленье стадо.
– Воспитатель отмечает гуманное проявление детей по отношению к живой природе: доброту, заботу, отзывчивость.
Итог занятия:
– Как вы думаете, олени являются богатством для
северного народа? (Ответы детей)
– Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство
нашего края. Отметьте его значком на карте Ямала. (Дети
прикрепляют на карту значок с изображением
оленя)