Мониторинг профессионализма педагогов как средство управления качеством образовательного процесса в школе

Разделы: Администрирование школы


Содержание опыта:

  1. Условия возникновения и становления опыта.
  2. Актуальность и новизна опыта.
  3. Теоретическая интерпретация опыта.
  4. Технология опыта:
    1. Понятие о педагогическом мониторинге.
    2. Мониторинг профессионального мастерства учителя:
      1. Качество организации учебного процесса.
      2. Методическая подготовленность педагога.
      3. Готовность к развитию инновационной деятельности.
  5. Результативность.
  6. Приложения.
  7. Литература.

1. Условия возникновения и становления опыта.

Опыт формировался в условиях МОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени А.П. Матренина». Это самая удаленная от районного центра предгорная сельская школа, типовая, рассчитана на 250 учебных мест. Обучение ведется по традиционной классно-урочной системе, которая дает качественные знания учащимся, помогая им адаптироваться в современных условиях жизни. Развита кабинетная система, оборудована в свете современных требований. Педагогический коллектив школы стремится вести преподавание на основе внедрения новейших технологий, нестандартных методов и форм обучения, направленных на развитие личности.

В школе 170 учащихся, классы имеют наполняемость от 11 до 25 учеников. Педагогический коллектив школы стабильный. Я занимаю должность заместитель директора школы по учебной работе. Давно известна прекрасная истина: яркую, творческую личность ребенка не сможет сформировать нетворческий, посредственный учитель, поэтому в условиях социально- экономических перемен и модернизации образования очень важной задачей является формирование личности учителя-мастера, профессионала. Педагог должен занимать ключевую позицию в образовательном процессе, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования. Смысл своей деятельности вижу в том, чтобы создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. В связи с этим осуществляю поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы. На мой взгляд внутришкольный педагогический мониторинг осуществляемый сегодня в нашей школе, бесспорно, является важнейшим функциональным инструментом управления целостным образовательным процессом.

2. Актуальность и новизна опыта.

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охране качества служит мониторинг. Мониторинг не ломает существующую традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.

Новизна опыта заключается в адаптации теории активизации учебно-воспитательного процесса Т.И. Шамовой, технологии диагностики профессионального мастерства педагогов. Технология опыта ориентирована на всестороннее повышение квалификации профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

3. Tеоретическая интерпретация опыта.

В своей работе использую методы диагностики Т.И. Шамовой, Н.Н. Водопьяновой, В.И. Зверевой, В.В. Пикана и др. авторов прошедшие соответствующую экспертизу.

Адресная направленность.

Мой опыт является актуальным для начинающих заместителей директоров школ по учебной работе, так как он направлен на:

  • выявление качества работы учителя;
  • коррекцию действия учителя в организации учебного процесса;
  • повышение профессионального уровня педагога.

Трудоемкость.

  • готовность и заинтересованность всего коллектива;
  • наличие стабильной информационной базы;
  • экспертная и общая культура учителя и управленческого аппарата.

4. Технология опыта.

4.1. Понятие о педагогическом мониторинге.

Понятие «мониторинг» появилось в России после чернобыльской катастрофы как система отслеживания состояния здоровья детей Чернобыля и привилось в русском языке. Английское слово monitoring от лат. monitor (предостерегающий) означает контроль. Однако в отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Мониторинг в школе направлен на комплексное динамическое аналитическое отслеживание процессов, которые определяют уровень функционирования и степень развития:

а) образовательной среды,
б) результатов образовательного процесса,
в) образовательных технологий,
г) результатов образовательного процесса,
д) эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.

Проведение педагогического мониторинга предусматривает наличие следующих этапов:

  • определение цели организации мониторинга;
  • выделение критериев оценки объекта мониторинга;
  • определение методов и форм проведения мониторинга;
  • создание средств мониторинга;
  • сбор информации, получаемой в ходе мониторинга;
  • технология обработки;
  • хранение информации;
  • распространение информации;
  • анализ информации, полученной в результате мониторинга;
  • принятие управленческих решений на основе анализа информации.

Целью мониторинга в образовательном учреждении является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.

Методы получения информации: анализ документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование), оценивание (метод экспертов), тестирование.

4.2. Мониторинг профессионального мастерства учителя.

Цели и задачи: всесторонняя диагностика и оценка деятельности учителя, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.

Качество педагога – это качество его профессиональной деятельности и качество личности Качество профессиональной деятельности каждого учителя строится из 2-х составляющих, деятельность в предметной области и воспитательной деятельности. Предметная деятельность включает: качество обучения; качество организации учебного процесса; методическая подготовленность педагогов; готовность к инновациям. Инструментарием для анализа качества обучения мы все владеем в достаточной степени, поэтому в своей работе на нем я не останавливаюсь. Мониторинговую работу веду, опираясь на программу «Мониторинг школьного образования». (Смотри приложение 1)

4.2.1. Качество организации учебного процесса.

Качество организации учебного процесса включает в себя показатели: анализ урока, самоанализ урока, экспертная оценка педагогических умений учителя, анализ эффективности учебных занятий, анализ результатов аттестации учителя. Совершенствование учебно-воспитательного процесса может происходить только через постоянную оценку деятельности и ее результатов самим учителем. Учителей необходимо учить самоанализу урока, то есть той педагогической деятельности, которая составляет основу труда учителя. Технологическая карта анализа (самоанализа) урока, разработанная В.И. Зверевой, поможет в решении этой педагогической проблемы. Она позволит проследить и осуществить на практике логическую последовательность структуры, цели и содержание анализа урока (смотри приложение 2). Для проведения полноценного педагогического анализа заместитель директора должен:

  • уметь грамотно (правильно) сформулировать цель посещения и наметить программу изучения;
  • владеть запасом различных анализов уроков и уметь выбрать нужный;
  • определять тип урока;
  • четко видеть структуру урока;
  • знать методы обучения.

Методы обучения на уроке являются инструментом развития учащихся и должны соответствовать:

  • задачам урока;
  • характеру и содержанию учебного материала;
  • уровню знаний, умений и навыков учащихся;
  • материальному обеспечению урока;
  • личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства;
  • индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
  • бюджету времени.

Каждый учитель школы в начале каждого учебного года заполняет диагностическую и информационную карты (Смотри приложение 3). Данные карт дают мне возможность вести индивидуальную работу с каждым учителем. Кроме того данные диаграммы показывают положительную динамику профессионального роста педагогов.

Диаграмма «Диагностика уровня учебной деятельности учителя русского языка и литературы Шадриной И.С. на уроке».


2 – умею, 1 – частично, 0 – не могу.

Для анализа эффективности учебных занятий предлагаю программу В.И. Зверевой, которую использую в работе несколько лет.

Программа наблюдений «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как условие качества усвоения учебного материала»

Параметры наблюдений Оценка действий
1. Организация учителем познавательных и практических действий учащихся по подготовке к восприятию новых знаний:  
а) Действия по актуализации субъектного опыта учащихся  
б) Действия по актуализации опорных знаний учащихся  
в) Выявление гипотез и их обоснование  
г) Формулирование целей в действиях уч-ся  
2. Организация деятельности учащихся по приобретению новых знаний:  
а) Установка на выделение главного в учебном материале  
б) Включение в содержание учебного материала субъектного опыта учащихся  
в) Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала  
г) Вариативность взаимодействия учителя и учащихся (экстроактивный, интроактивный, интерактивный режимы)  
д) ФОПД учащихся  
е) Ориентация на структуру предметного знания или на объем информации  
3. Организация действий уч-ся по применению новых знаний:  
а) по образцу  
б) в измененной ситуации  
в) в новой ситуации  

Цель программы: определить путем установления причинно-следственных связей зависимость качества усвоения учащимися учебного материала (новых знаний и способов деятельности) от характера организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

Полностью текст статьи приведен в Приложении.