Содержание опыта:
- Условия возникновения и становления опыта.
- Актуальность и новизна опыта.
- Теоретическая интерпретация опыта.
- Технология опыта:
- Понятие о педагогическом мониторинге.
- Мониторинг профессионального мастерства учителя:
- Качество организации учебного процесса.
- Методическая подготовленность педагога.
- Готовность к развитию инновационной деятельности.
- Результативность.
- Приложения.
- Литература.
1. Условия возникновения и становления опыта.
Опыт формировался в условиях МОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени А.П. Матренина». Это самая удаленная от районного центра предгорная сельская школа, типовая, рассчитана на 250 учебных мест. Обучение ведется по традиционной классно-урочной системе, которая дает качественные знания учащимся, помогая им адаптироваться в современных условиях жизни. Развита кабинетная система, оборудована в свете современных требований. Педагогический коллектив школы стремится вести преподавание на основе внедрения новейших технологий, нестандартных методов и форм обучения, направленных на развитие личности.
В школе 170 учащихся, классы имеют наполняемость от 11 до 25 учеников. Педагогический коллектив школы стабильный. Я занимаю должность заместитель директора школы по учебной работе. Давно известна прекрасная истина: яркую, творческую личность ребенка не сможет сформировать нетворческий, посредственный учитель, поэтому в условиях социально- экономических перемен и модернизации образования очень важной задачей является формирование личности учителя-мастера, профессионала. Педагог должен занимать ключевую позицию в образовательном процессе, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования. Смысл своей деятельности вижу в том, чтобы создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. В связи с этим осуществляю поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы. На мой взгляд внутришкольный педагогический мониторинг осуществляемый сегодня в нашей школе, бесспорно, является важнейшим функциональным инструментом управления целостным образовательным процессом.
2. Актуальность и новизна опыта.
Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охране качества служит мониторинг. Мониторинг не ломает существующую традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.
Новизна опыта заключается в адаптации теории активизации учебно-воспитательного процесса Т.И. Шамовой, технологии диагностики профессионального мастерства педагогов. Технология опыта ориентирована на всестороннее повышение квалификации профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
3. Tеоретическая интерпретация опыта.
В своей работе использую методы диагностики Т.И. Шамовой, Н.Н. Водопьяновой, В.И. Зверевой, В.В. Пикана и др. авторов прошедшие соответствующую экспертизу.
Адресная направленность.
Мой опыт является актуальным для начинающих заместителей директоров школ по учебной работе, так как он направлен на:
- выявление качества работы учителя;
- коррекцию действия учителя в организации учебного процесса;
- повышение профессионального уровня педагога.
Трудоемкость.
- готовность и заинтересованность всего коллектива;
- наличие стабильной информационной базы;
- экспертная и общая культура учителя и управленческого аппарата.
4. Технология опыта.
4.1. Понятие о педагогическом мониторинге.
Понятие «мониторинг» появилось в России после чернобыльской катастрофы как система отслеживания состояния здоровья детей Чернобыля и привилось в русском языке. Английское слово monitoring от лат. monitor (предостерегающий) означает контроль. Однако в отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Мониторинг в школе направлен на комплексное динамическое аналитическое отслеживание процессов, которые определяют уровень функционирования и степень развития:
а) образовательной среды,
б) результатов образовательного процесса,
в) образовательных технологий,
г) результатов образовательного процесса,
д) эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.
Проведение педагогического мониторинга предусматривает наличие следующих этапов:
- определение цели организации мониторинга;
- выделение критериев оценки объекта мониторинга;
- определение методов и форм проведения мониторинга;
- создание средств мониторинга;
- сбор информации, получаемой в ходе мониторинга;
- технология обработки;
- хранение информации;
- распространение информации;
- анализ информации, полученной в результате мониторинга;
- принятие управленческих решений на основе анализа информации.
Целью мониторинга в образовательном учреждении является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.
Методы получения информации: анализ документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование), оценивание (метод экспертов), тестирование.
4.2. Мониторинг профессионального мастерства учителя.
Цели и задачи: всесторонняя диагностика и оценка деятельности учителя, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.
Качество педагога – это качество его профессиональной деятельности и качество личности Качество профессиональной деятельности каждого учителя строится из 2-х составляющих, деятельность в предметной области и воспитательной деятельности. Предметная деятельность включает: качество обучения; качество организации учебного процесса; методическая подготовленность педагогов; готовность к инновациям. Инструментарием для анализа качества обучения мы все владеем в достаточной степени, поэтому в своей работе на нем я не останавливаюсь. Мониторинговую работу веду, опираясь на программу «Мониторинг школьного образования». (Смотри приложение 1)
4.2.1. Качество организации учебного процесса.
Качество организации учебного процесса включает в себя показатели: анализ урока, самоанализ урока, экспертная оценка педагогических умений учителя, анализ эффективности учебных занятий, анализ результатов аттестации учителя. Совершенствование учебно-воспитательного процесса может происходить только через постоянную оценку деятельности и ее результатов самим учителем. Учителей необходимо учить самоанализу урока, то есть той педагогической деятельности, которая составляет основу труда учителя. Технологическая карта анализа (самоанализа) урока, разработанная В.И. Зверевой, поможет в решении этой педагогической проблемы. Она позволит проследить и осуществить на практике логическую последовательность структуры, цели и содержание анализа урока (смотри приложение 2). Для проведения полноценного педагогического анализа заместитель директора должен:
- уметь грамотно (правильно) сформулировать цель посещения и наметить программу изучения;
- владеть запасом различных анализов уроков и уметь выбрать нужный;
- определять тип урока;
- четко видеть структуру урока;
- знать методы обучения.
Методы обучения на уроке являются инструментом развития учащихся и должны соответствовать:
- задачам урока;
- характеру и содержанию учебного материала;
- уровню знаний, умений и навыков учащихся;
- материальному обеспечению урока;
- личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства;
- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
- бюджету времени.
Каждый учитель школы в начале каждого учебного года заполняет диагностическую и информационную карты (Смотри приложение 3). Данные карт дают мне возможность вести индивидуальную работу с каждым учителем. Кроме того данные диаграммы показывают положительную динамику профессионального роста педагогов.
Диаграмма «Диагностика уровня учебной деятельности учителя русского языка и литературы Шадриной И.С. на уроке».
2 – умею, 1 – частично, 0 – не могу.
Для анализа эффективности учебных занятий предлагаю программу В.И. Зверевой, которую использую в работе несколько лет.
Программа наблюдений «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как условие качества усвоения учебного материала»
№ | Параметры наблюдений | Оценка действий |
1. | Организация учителем познавательных и практических действий учащихся по подготовке к восприятию новых знаний: | |
а) | Действия по актуализации субъектного опыта учащихся | |
б) | Действия по актуализации опорных знаний учащихся | |
в) | Выявление гипотез и их обоснование | |
г) | Формулирование целей в действиях уч-ся | |
2. | Организация деятельности учащихся по приобретению новых знаний: | |
а) | Установка на выделение главного в учебном материале | |
б) | Включение в содержание учебного материала субъектного опыта учащихся | |
в) | Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала | |
г) | Вариативность взаимодействия учителя и учащихся (экстроактивный, интроактивный, интерактивный режимы) | |
д) | ФОПД учащихся | |
е) | Ориентация на структуру предметного знания или на объем информации | |
3. | Организация действий уч-ся по применению новых знаний: | |
а) | по образцу | |
б) | в измененной ситуации | |
в) | в новой ситуации |
Цель программы: определить путем установления причинно-следственных связей зависимость качества усвоения учащимися учебного материала (новых знаний и способов деятельности) от характера организации учебно-познавательной деятельности на уроке.
Полностью текст статьи приведен в Приложении.