Первостепенной задачей современной общеобразовательной школы является достижение нового качества образования.
Для реализации одного из направлений «Наша новая школа», связанного с повышением качества образовательного процесса и, как следствие этого, повышение качества знаний учащихся в школе нужна система поддержки качества образовательного процесса.
В современной модели развития учащегося ведущим является направление опережающего развития качеств человека, формирование ключевых компетенций. Решение этих задач невозможно без решения проблемы качества образования, без выполнения ряда психолого-педагогических условий: соответствия процесса обучения функциональным и психологическим возможностям детей, личностно ориентированного взаимодействия взрослых и детей, предоставления каждому ребенку свободы выбора деятельности, партнерства, создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, возможности для творческой самореализации, адаптации к самостоятельной жизни в современных условиях.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды и потребностей общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех её элементов, получаемой в мониторинговом режиме.
В современной школе правильное распределение должностных обязанностей в организации учебно-воспитательного процесса и вовлечение педагогов в управление школой позволяет расширить базу управления и самоуправления, что является также важным ресурсом повышения качества образовательного процесса.
Эффективное управление любым сложным делом, динамическим объектом и прогнозирование его возможных изменений возможны только на основе непрерывного потока информации и анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для реального управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.
Следует отметить, что с 2000 года в школе используются элементы мониторинга образовательного процесса: отслеживается уровень учебных достижений класса по предметам, отслеживается характер динамики по четвертям, полугодиям, за год. Проводимый мониторинг осуществлялся по данным отчетов классных руководителей и учителей-предметников. Аналитическая часть мониторинга сводилась к оцениванию уровня обученности всего класса в сравнении с показателями предыдущего периода. Подобный мониторинг не позволил увидеть динамику обученности каждого ученика в отдельности. Это вызвано традиционной обработкой результатов мониторинга и невозможностью отследить динамику изменений отдельного ученика в массовой школе. Очень часто учащиеся показывают низкий уровень достижений по разным причинам, не имеющим непосредственного отношения к данному учебному предмету:
- Отставание по предмету по причине пропусков из-за болезни.
- Негативное отношение к учителю данного предмета.
- Низкий уровень познавательных интересов к данному предмету на фоне общей низкой культуры в социуме.
Анализ осуществляемого мониторинга поставил перед администрацией школы следующие вопросы:
- Как оценить динамику изменений в учебном и личностном росте ребенка?
- Как оценить деятельность педагогов по развитию ребенка?
- Как представить результаты образовательного процесса при анализе деятельности школы?
- Как управлять мониторингом качества образования?
- Как усовершенствовать существующий мониторинг на основе информационных технологий?
- Как оценить влияние здоровья учащегося на его учебные достижения?
Таким образом, мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя, реализуемых на основе информационных технологий.
Система управления качеством образования на разных уровнях.
Администрация | Учитель | Классный руководитель | Ученик | Родитель |
1. Создание условий для повышения
качества образования для учащихся и педагогов.
2. Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образовательного процесса. 3. Обеспечение эффективного социального партнерства. 4. Создание эффективной информационной системы. 5. Систематическое изучение образовательного спроса учащихся, родителей, общественности по качеству образования. |
1. Обеспечение условий развития
личности учащегося по показателям:
2. Проведение оценки результативности образовательного процесса по установленной циклограмме и технологии мониторинга. 3. Образотка результатов учебного процесса по предмету. 4. Педагогическая рефлексия и взаимооценка коллег. |
1. Обеспечение взаимодействия
учителей-предметников, учащихся, родителей по проведению мониторинга
результатов учебного труда классного коллектива.
2. Обработка данных мониторинга уровня обучаемости учащихся класса. 3. Оформление индивидуальной карты результативности учебного процесса. 4. Индивидуальная работа с родителями по выполнению различных рекомендаций учителей-предметников. |
1. Стремление к самопознанию,
самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, самопрезентации.
2. Овладение ключевыми компетентностями и культурой умственного труда. 3. Накопление достижений для формирования портфолио. |
1. Создание условий в семье,
обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие
личности ребенка.
2. Обесепечение систематического контроля за результатами обучения ребенка. 3. Исполнение рекомендаций учителей, классного руководителя. 4. Участие в соуправлении школой. |
В школе сложилась модель оценки качества обучения.
(Слайд 3)
Разрабатывая образовательный мониторинг, мы конкретизируем направления приоритетной для педагогического коллектива информации:
- Личностно-ориентированный мониторинг учащихся.
- Рейтинговый мониторинг классных коллективов.
- Индивидуальный мониторинг качества образования для учащихся и педагогов.
- Диагностика педагогических кадров.
(Слайды 4-7)
Личностно-ориентированный мониторинг осуществляет учитель, кл.рук. психолог.
Рейтинговый мониторинг классных коллективов.
Динамика качества знаний по русскому языку обучающихся по классам (Завражина Т. В.).
Динамика качества знаний по русскому языку обучающихся по классам (Паутова И. Н.).
Динамика качества знаний по русскому языку обучающихся по классам (Гурьянова Е. П.).
Начальное звено – математика.
Среднее звено – русский язык.
Старшее звено – русский язык.
Анализируется работа каждого учителя, звена, принимаются управленческие решения.
(Слайд 8)
Результатом работы в этом направлении являются изменения в компетентности учащегося, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В школе разрабатываются процедуры независимой оценки компетентности учащихся, т. е. результативных показателей образования. Не вызывает сомнения необходимость таких разработок. Например, в начальной школе в течение трех последних лет административный контроль осуществляется с применением независимой оценки не только знаний (умение ребенка правильно написать или сосчитать), но способность переработать информацию, данную в тексте, составить задачу на вычитание, сложение или другое арифметическое действие. Два раза в год предлагается тестирование на установление логических связей предложенных явлений (например, подобрать 10 существительных к слову «холодный». Если ребенок предлагает набор существительных только с прямым значением, если среди них нет таких слов как «взгляд», «прием», т.е. слов с переносным значением, значит его словарный запас, кругозор, эмоциональное восприятие окружающего мира требует серьезной доработки), задания для развития пространственного воображения.
(Слайд 9)
В средней школе также разрабатываются процедуры независимой оценки компетентности учащихся: анкетирование, связанное с уровнем подготовки учащихся по всем предметам (что в учебном процессе тебе кажется особенно трудным, в чем причина? Как ты планируешь решать эту проблему?), упор делается на самооценку учащихся, рефлексию. В круг вопросов входят оценка участников образовательного процесса и заинтересованных в нем сторон о качестве отдельных элементов образовательного процесса и возможных путях его повышения. Эта процедура помогает ребенку увидеть себя со стороны, объективно оценить, учит планировать свою учебную деятельность, а самое главное мотивировать ребенка на качественно новое отношение к учебному труду.
(Слайд 10)
Чаще всего такая работа не заканчивается только выходом на ребенка, по ее итогам проходят родительские классные собрания, индивидуальные беседы с родителями или представителями ребенка. Проходят консилиумы с педагогами. В результате создается программа педагогического сопровождения, куда включаются конкретные шаги по работе с отдельно взятым ребенком, имеющим учебный потенциал. Расписываются рекомендации для родителей, учителей-предметников, администрации. Работу курирует классный руководитель и завуч. Итогом можно считать то, что мы не теряем хорошистов и отличников, пришедших из начальной школы, добиваемся того, что отдельные хорошисты переходят в ранг отличников.
(Слайд 11-13)
Более качественной подготовке учащихся к выполнению заданий повышенного и высокого уровня сложности, требующих развернутого пояснения на ЕГЭ, ГИА способствуют элективные курсы. Очевидна зависимость количества тестовых баллов, полученных участниками ЕГЭ от квалификационной категории учителей, педагогического стажа и сроков прохождения курсов повышения квалификации по предмету.
(Слайд 14-15)
Мониторинг повышения квалификации и категорийности кадров.
Таблица «Количественный и качественный состав педагогических работников школы на 2010-2011 гг.»
№п/п | Категория участников образовательного процесса | Всего в школе | Высшая категория | Первая категория | Вторая категория | До 12 разряда |
1 | Учителя | 19 | 8 | 10 | 1 | |
2 | Логопед | 1 | 1 | |||
3 | Психолог | 1 | 1 |
Диаграмма «Повышение категорийности педагогов школы 2009-2010гг.»
Уровень квалификации членов администрации школы на 01.01.2009г.
Диаграмма «Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах»
(по материалам портфолио учителей школы за 2010-2011уч.г).
Данные мониторинга позволили составить представление о потребностях и возможностях коллектива педагогов, спланировать работу школы таким образом, чтобы каждый учитель смог наиболее полно реализовать себя, укрепить уверенность в себе и обрести самоуважение.
Мониторинг профессиональных компетенций учителей МОУ «Солоновская СОШ» (декабрь 2009г.)
№ | Характеристики, определяющие успешность учителя | Г у р ь я н о в а Е. |
Б о т е е в а Т. |
З а в р а ж и н а Т. |
П а у т о в а И. |
Р е х т и н а Т. |
Ш а д р и н а И. |
К о в а л е в а Т. |
Ш е в ч е н к о Н. |
С и м а к о в а Н. |
М а с л а к о в а Н. |
Ш а р а б а р и н а Г. |
Ш л е г е л ь Г. |
С т о п и ч е в а Н. |
С а в и н к о в а А. |
К а р а т а е в а Т. |
1 | Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в в современных исследованиях по предмету. | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 7 | 10 | 8 |
2 | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов. | 9 | 8 | 9 | 6 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 10 | 8 |
3 | Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса с учетом требований дефекта. | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 | 8 | 8 | 7 | 7 | 10 | 8 |
4 | Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими уч-ся средствами предмета. | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 9 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 | 10 | 8 |
5. | Практическое владение приемами эффективного общения. | 9 | 9 | 10 | 7 | 8 | 6 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 | 10 | 8 |
6 | Владение управленческими технологиями. | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 6 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 6 | 5 | 5 | 6 |
7 | Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать пед. эксперимент. | 8 | 8 | 7 | 8 | 9 | 8 | 8 | 6 | 6 | 7 | 8 | 8 | 7 | 9 | 8 |
8 | Умение обобщить свою работу в виде отчетов, выступлений, статей. | 9 | 9 | 7 | 7 | 9 | 9 | 9 | 8 | 6 | 7 | 8 | 7 | 7 | 10 | 8 |
9 | Наличие оснащения образовательного процесса для уровневой дифференциации и индивидуализации. | 8 | 7 | 7 | 5 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 8 | 7 | 8 | 7 | 9 | 8 |
ИТОГО | 8,7 | 8,4 | 8 | 7 | 8,1 | 7,8 | 7,2 | 7,3 | 6,6 | 7,7 | 8 | 7,5 | 7,4 | 9,7 | 8 |
Уровень профессионального владения почти всеми компетенциями достиг значений, определяемых в анализе качества как «оптимальный» и «достаточный». Однако управленческие компетенции на сегодняшний день требуют более тщательной работы учителей. Большинство педагогов сравнивают себя сегодняшнего не с собой вчерашним, а с другими коллегами. Поэтому необходимы специальные диагностические материалы, которые позволят учителю осуществлять целенаправленный профессиональный самоанализ своих успехов и неудач, а администрации школы использовать адекватную систему оценки качества работы учителя.
«Ключевая роль принадлежит в школе учителю. Школа не может быть лучше своих учителей» (слова Президента РФ Д.А.Медведева). Следовательно, качество образования напрямую связано с уровнем подготовки учителя и его готовности работать в соответствии с новыми требованиями.
Литература:
- Быкова В.Г.Мониторинг в образовательном учреждении. Из опыта работы. /Завуч. №6, 2004г./.
- Галеева Н.Л.Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие. М., 2006г.
- Галеева Н.Л.Учитель биологии в пространстве педагогического эксперимента. /Биология в школе. 2003г. № 7; 2004г. №4./.
- Галеева Н.Л.Мониторинг для учителя. /ПС, Управление школой №23, 2005г./.
- Галеева Н.Л Мониторинг для учителя. /ПС, Управление школой №22, 2005г/.
- Долженко Ю.А.Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. Барнаул: АКИПКРО, 2001г.
- Елютина А.А. Педагогический мониторинг в школе. Барнаул, 2002г.
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: учебное пособие. М.: Педагогическое Общество России, 2001.
- Зверева В.И. Организационно- педагогическая деятельность руководителя школы. М. 1992г.
- Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. /Завуч. №1, 2008г./.
- Кукуев А.И.Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом. /Завуч. № 8, 2000г./.
- ОльвиноваЛ.А. Школьный мониторинг. Из опыта работы. /Завуч. №2, 2007г./.
- Полякова Е.Р., Болдырева Л.А. Мониторинг профессионального мастерства педагогов. Из опыта работы. /Завуч. № 7, 2008г./.
- Шамова Т.И. Галеева Н.Л. Постановка целей и планирование учебного процесса – важнейшие компетенции современного учителя. /Биология в школе. №4-5, 2004./.
- Шамова Т.И, Давыденко Т.М. Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся. М.1990г.