Программное содержание:
- Познакомить детей с культурными местами, достопримечательностями, жизнью и творчеством писателей, поэтов и людей искусства родного города.
- Расширять знание о труде библиотекаря, музыкального руководителя, руководителя кружка.
- Совершенствовать диагностическую речь, развивать связную речь. Закреплять правильное произношение поставленных звуков. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу, чувство коллективизма.
Словарная работа: благоустроенный, достопримечательность, фон.
Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, в музеи и в дом детского творчества, рассматривание альбомов и журналов про город Нижнекамск, чтение стихотворений, беседа про город Нижнекамск, ознакомление с альбомом «Татарские орнаменты».
Методические приемы:
- чтение стихотворений;
- рассматривание альбомов и иллюстрации;
- беседа-рассказ с использованием иллюстрационного материала;
- вопросы воспитателя;
- ответы детей;
- оказание помощи в ответе детей;
- поощрения;
- разъяснение;
- инсценировка сказки;
- пальчиковые игры;
- рисование татарских узоров;
- поговорки и пословицы;
- музыкальное сопровождение.
Материал:
- иллюстрации, наборы открыток, фотографии о Нижнекамске, о заводах;
- грамзапись, предметы для разукрашивания из «попье маше»;
- одежда и полумаски по сказке «Курочка Ряба»;
- выставка книг писателей и поэтов родного города;
- карта путешествий по городу;
- акварельные краски, банка с водой, салфетки, кисточки, подставки.
Ход занятия
(Дети входят в зал под музыку и встают полукругом.)
Пальчиковая игра «С добрым утром».
- С добрым утром глазки? (Поглаживаем веки.)
- Вы проснулись? (Смотрим в бинокль.)
- С добрым утром ушки? (Поглаживаем ушки.)
- Вы проснулись? (Прикладываем ладони к ушкам.)
- С добрым утром ручки? (Поглаживаем кисти рук.)
- Вы проснулись? (Хлопки.)
- С добрым утром ножки? (Поглаживаем ноги.)
- Вы проснулись? (Притопываем.)
- С добрым утром солнце! (Показываем.)
- Я проснулась. (Голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться.)
- Дети, мы с вами ходили на экскурсию по улицам нашего города, рассматривали альбомы. А сегодня мы будем беседовать о нашем городе. Садитесь все на свои стульчики.
Регина:
«Город мой – родной Нижнекамск»
В румяном солнечном восходе,
В сиянье радостных лучей,
Мечты и думы мне наводит-
Мой город звонкий – как ручей.
Ах, Нижнекамск, родная сторона,
Встречаюсь я с тобою и прощаюсь.
Но ждут меня реки твоей волна,
Когда из дальних мест я возвращаюсь.Чулман брызги бьются в берега
На них врастает город мой зеленый,
В нем сила моя, мои снега,
Весна моя и мир моя влюбленность.
- Ребята, что вы понимаете под словом «Родина»?
- Родина – это моя тропинка!
Родина – это моя семья!
Родина – это наш детский сад!
Родина – это наша школа! и.т.д.
- Правильно, молодцы ребята! Родина – это то, что нас окружает: это тропинка по которой мы идем в детский сад, это земля, леса и поля, это все, что нас окружает, называется Родиной.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Наша страна – Россия!
- А как называется наш город?
- Наш город – Нижнекамск!
- А Нижнекамск, в какой республике находится?
- Наш город находится в республике Татарстан.
- Как вы думаете, почему наш город называется Нижнекамском?
- Потому что наш город расположен на берегу реки Кама.
- Дети, чем знаменит наш город?
- В нашем городе есть большие заводы – химия и шинный завод.
- Правильно вы сказали ребята, в окружении деревьев, раскинулись корпуса промышленного комплекса (показ фотографии). Нижнекамск- Нефтехим выпускает товары народного потребления: моющие средства «Кама», «Афол», «Санол»; широкий ассортимент резиновой обуви завода «Эластик», линолеум, каучук, а Нижнекамскшина – выпускает автокамеры, шины, покрышки для автомашин.
- Дети, каким был город раньше?
- Город был маленьким, с деревянными домами. (Ответы детей.)
- Правильно, наш город был маленьким (показ фотографий), с деревянными домами. Люди жили в вагончиках и бараках.
- Каким город стал теперь?
- Нижнекамск – город молодой?
- Наш город – чистый, красивый.
- Наш город красивый, благоустроенный.
- Нижнекамск – город молодой. Он расположился просторно, широкие улицы, тенистые аллеи, уютные скверы, много деревьев и кустарников, а летом – еще и цветов. Наш город стал культурной столицей Поволжья.
- Давайте, ребята, вспомним пословицы о Родине.
- Чужая страна, серебра полна, а все же дороже родная сторона.
- Если Родина живет, то герой не пропадет.
- Без Родины милой, будешь птицей бескрылой.
- Дети, перед вами план – схема культурных мест нашего города. Мы будем путешествовать по городу.
- Что вы видите здесь?
- Это библиотека.
- Ребята, а вы помните, как с вами ходили на экскурсию в библиотеку?
- Кто работает в библиотеке?
- В библиотеке работает библиотекарь.
- Что мы видели в библиотеке, давайте вспомним?
- В библиотеке много книг.
- Книги разложены по стеллажам.
- Работает выставка детских книг.
- В библиотеке имеется детская поляна, там детей встречает мишка со своими книгами.
- Ребята, а какую работу выполняет библиотекарь?
- Библиотекарь выдает книги. Сначала заполняет карточку, только тогда можно взять книги домой. В читальном зале так тихо, потому что там взрослые читают книги, газеты, журналы.
- Дети, а вы любите книги? Чем они вам нравятся? Чему нас учат книги?
- Книги бывают разные, с красивым оформлением. Можно книжку читать по рисункам. По книге мы узнаем о животных, о растениях. Книги нас учат красиво жить, аккуратно себя вести, уважать и слушаться взрослых.
- Главное ребята, книги нас учат любить Родину и своих близких, и мы получаем много знаний. И сегодня хочу вас познакомить со стихотворением поэта нашего города Александра Воеводина, которое называется «В родном Татарстане».
Прекрасно на Каме, в родном Татарстане
Плывешь по реке, видишь, как на экране
Межуются рощи, леса и дубравы
Посевы хлебов на равнине и травы.Средь этих красот города есть, конечно
Но нравится нам Нижнекамск бесконечно
Его здесь, на Каме, построили сами
Девчата и парни своими руками.Уютно живется теперь в Нижнекамске-
Проспекты, бульвары здесь будто бы в сказке,
Растет и мужает красавец на Каме.
Обласканный солнцем, овеян ветрами.
- Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно? (Ответы детей.)
- А сейчас подойдите поближе – здесь организована выставка поэтов и писателей нашего города и района. Это сборник стихотворений поэта В. Валиева. Вот это красочная книга для детей написал К. Гильмуллин. Это сборник стихов В. Леушкина. Его стихи посвящены в основном нашему городу и труженикам города. Все эти книги, которые собраны на этой выставке, написаны писателями и поэтами нашего города.
- Продолжим путешествие по городу. Следующий пункт – это театр.
- Дети, какие виды театров вы знаете?
- Кукольный театр.
- Пальчиковый театр.
- Теневой и настольный театр.
- В нашей группе мы тоже организовали свою театральную студию, которая называется «Березка». Сегодня мы покажем для гостей сказку «Курочка Ряба».
- Молодцы, спасибо ребята. Давайте, продолжим наше путешествие и следующий пункт – это дом детского творчества.
- Как вы думаете, что же дети там делают? Чем дети занимаются в доме творчества?
- Дети ходят на разные кружки, некоторые посещают танцевальный кружок, одни на хор, другие на рисование.
- Да, молодцы ребята, как вы и догадались, название само за себя и говорит – в доме творчества дети развивают свои творческие способности.
- А сейчас давайте мы тоже отдохнем.
Пальчиковая игра «Дом на горе».
На горе мы видим дом. (Кисти рук сложить «домик».)
Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук.)
Вот – деревья, вот – кусты. (Руками сделать «деревья», «кусты».)
Вот – душистые цветы. (Пальцами показать «бутон».)
Окружает все забор. (Пальцами показать «забор».)
За забором чистый двор. (Погладить ладонями стол.)
Мы ворота открываем. (Кистями рук показать «ворота».)
К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу.)
В дверь стучимся: «Тук- тук- тук!» (Постучать кулаками по столу.)
Кто- то к нам идет на стук… (Ладонь приставить к правому уху, «прислушиваться».)
В гости к другу мы пришли. (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.)
И гостинцы принесли.
- Продолжим путешествовать. Обратите внимание на следующий пункт. Это музей. Подходим к выставке. Встали удобно, друг другу не мешаем. Здесь выставлены работы мастеров татарского народа. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)
- Это фартук, тюбитейка, читек, калфак, башмачки, поднос, чашка, пиалка, молочница.
- Ребята, все эти предметы украшены татарскими узорами.
- А какие элементы татарского узора здесь показаны?
- Эти предметы украшены веточками, листьями, тюльпанами, дугами и волнистыми линиями.
- Ребята, давайте мы, тоже внесем свой вклад для наполнения музея. Садитесь на свои места. Сели красиво, спинку выпрямили. Сегодня мы закончим свои начатые работы, которые начали делать в прошлых занятиях. У каждого лежат на столе такие же предметы.
- Регина, что у тебя на столе лежит?
- Это фартук.
- Алия, скажи, какой предмет у тебя?
- Это читек.
- А у меня калфак. (Каждый дает ответ.)
- На каком фоне ты будешь рисовать. Женя?
- У меня платок, а фон – зеленый.
- Илья, а у тебя какой фон?
- У меня чашка синего цвета.
- Айрат, ты какими красками больше всего будешь пользоваться?
- Я буду украшать молочницу с тюльпаном, буду рисовать красной и зеленой краской.
- Миша, а ты с какой краской будешь рисовать? Какие цвета лучше подбирать?
- Я буду дуги рисовать синим цветом.
- Будьте внимательны и аккуратны во время работы. Когда будете брать краски – не забудьте намочить кисточки, а лишнюю воду оставляем в краях баночки. Сидите красиво, следите за осанкой, сильно не наклоняемся. (Индивидуальный подход воспитателя во время работы.)
- Если ребята вы закончили свои работы, несите вот сюда. Мы покажем наши работы другим группам, они тоже посмотрят. Какие красивые, узорные – тюбитейка, фартук, платок, читек у вас получились. Молодцы, ребята за ваши старания!
- А теперь послушайте стихотворение:
Да можно ли край мой пером описать
Иль кистью его на холсте набросать-
Найдется ли в мире художник такой
Чтоб мог передать он в крае подобной
Свою красоту – о Нижнекамске - мать.
- Ребята, что вы узнали сегодня на занятии?
- Мы познакомились с культурными местами нашего города.
- Правильно. Но это маленькая часть того, что представляет наш город. А самое главное – это люди, чьими руками созданы все эти богатства. Об этом мы поговорим с вами на следующем занятии. Оно поможет вам лучше узнать наш город и поможет вам полюбить город юности и мечты еще больше.
- Молодцы, ребята! Все старались! Умницы!
(Дети выходят из зала под музыкально сопровождение.)