Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методовможно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
При реализации проекта «Мы и космос» были использованы следующие подходы:
– в процессе сотрудничества, взаимодействия
происходит развитие коммуникативных навыков,
развивается диалогическая речь;
– совместная продуктивная творческая
деятельность создает атмосферу
доброжелательности, взаимопомощи,
благоприятного эмоционального климата;
– реализуя игровой проект, участники
образовательного процесса “родители – дети –
воспитатели” создают триаду содружества;
– у детей развивается собственное, личностное
отношение к увиденному, услышанному, чувство
радости от соприкосновения с космической
красотой и т.д.
Цель проекта «Мы и космос»:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о
многообразии космоса. Рассказать детям об
интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная –
это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к
Земле звезда. Уточнить представления о планетах,
созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком
космического пространства, о значении
космических исследований для жизни людей на
Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом
Ю.А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: 2 месяца (февраль – март 2011г.)
Гипотеза: при систематической работе над темой происходит
- усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
- повышение уровня мотивации к занятиям.
- развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
- вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Этапы работы над проектом
- подготовительный, разработка проекта
- практический
- заключительный: Праздник «Парад планет», представление проекта на Педсовете МДОУ №102, издание рукописной книги
1 этап. Разработка проекта:
1. Довести до участников
проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую,
научно-популярную и художественную
литературу, иллюстративный материал по теме «Мы
и Космос».
3. Подобрать материалы, игрушки,
атрибуты для игровой, познавательной
деятельности.
4. Подобрать материал для
изобразительной и продуктивной деятельности
детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический
Образовательная область | Мероприятие | Задачи |
Физическая культура | Подвижные игры, тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов» Развлечение «Дорога в космос». | Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. |
Здоровье | Беседа «Кого принимают в космонавты?» | Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам. |
Безопасность | Занятие «Поможем жителям грустной
планеты» Беседа «Что случится с нашей планетой, если…» |
Приобщение к правилам поведения,
безопасного для человека и окружающего мира
природы. Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её. |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам» | Побуждать детей к развертыванию
сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.
Стимулировать использование
предметов-заместителей, атрибутов,
изготовленных своими руками. Развивать
творческое воображение. Способность совместно
развертывать игру, согласовывая собственный
игровой замысел с замыслами сверстников.
Побуждать к проведению режиссерских игр,
игр-фантазий Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. |
Труд | Конструирование «Космические корабли» | Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов». |
Познание | Экскурсия в планетарий, Рассматривание
изображений планет, созвездий, макета
Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме
“Космос”. |
Дать детям элементарные знания о том,
что Вселенная – это множество звёзд. Солнце –
это самая близкая к Земле звезда. Уточнить
представления о звёздах, созвездиях; их
разнообразии. Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях. Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли. Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках |
Развитие речи | Занятие «Встреча с Марсиком», заучивание стихов о космосе, отгадывание загадок, сочинение рассказов на тему «Космические истории» |
Продолжать развивать речь, как средство
общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение. |
Чтение художественной литературы | А.Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях | Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. |
Художественное творчество | Рисование «Инопланетяне, какие
они?», «Космонавты», «Тренировка
космонавтов», «Северное сияние» Аппликация «Звездное небо», «Ракета», Издание Рукописной книги «Путешествие звездочки» Составление созвездий с использованием звездной карты |
Развивать потребность в творческой
деятельности. Совершенствовать умение
изображать «Космос», и передавать характерные
особенности средствами рисунка. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность. Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. |
Музыка | Праздник «Парад планет», слушание музыкальных произведений, разучивание танца «Робот Бронислав», танца «Небесные огни» |
Формирование эстетического отношения к
окружающему миру через музыку и движение. Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке. Развивать пластику и выразительность движений. |
Работа с родителями | Информация в родительском уголке
о начале работы над проектом, приглашение к
участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Конкурс семейных работ «Космические корабли» Изготовление костюмов для участия в развлечении «Парад планет». |
Заключительным этапом работы над проектом стало издание рукописной книги «Сны Сампо-лопаренка», о путешествии мальчика во Вселенной, а также развлечение «Парад планет». Опыт организации работы по проекту был представлен на педсовете в ДОУ.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос»
проводился в начале проекта и после его
завершения. Вопросы детям задавались
индивидуально в непринужденной обстановке в
утреннее и вечернее время, после небольшой
предварительной беседы. Детям предлагалось
ответить на следующие вопросы:
– Какие планеты есть в нашей Солнечной
системе?
- Кто летает в Космос?
- Кто первый полетел в космос?
- На чем летают в космос?
- Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 5 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 4 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 15 детей (90,6%) , средний уровень – 1 ребенок (9,4%), низкий уровень: 0 детей (0%)
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература:
- Космос. Детская энциклопедия. – Москва, 2000.
- Леонов А. Я выхожу в космос. – Москва, 1985.