Интегрированный урок (русский язык + литературное чтение) по теме "Правописание имен собственных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знание изученной орфограммы о правописании имен собственных.
  • Развивать мышление учащихся, умение составлять предложение, выделять имена собственные в тексте.
  • Воспитывать чувство любви к Родине, к членам своей семьи, коммуникативность.

Оборудование: портрет Э. Успенского, выставка книг Э.Успенского, карточки со словами для работы в парах, почтовые конверты для индивидуальной работы, цветные карточки с изображением лиц, выражающих разное настроение, инструктивные карты для чистописания, мультимедийный проектор, диск с мультфильмом «Трое из Простоквашино», карточки со словами из сказки «Дядя Федор, пес и кот» для коллективной работы, схема.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Проверь-ка, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Создание атмосферы комфорта

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Поднимите руку у кого настроение соответствует этому рисунку? (веселое)
– А   у кого вот такое настроение? (Грустное)
– У меня для вас сюрприз, который, я надеюсь, улучшит ваше настроение.
– Ребята, кто любит смотреть мультфильмы?
– Предлагаю отправиться в путешествие в деревню Простоквашено.

Просмотр эпизода м/ф

– Ребята, кто читал такую сказку? Как называется книга?
– Кто автор сказки? (Портрет Э.Успенского)
– Что вы о нем знаете? (Сведения об авторе дополняет учитель.)

Знакомство с выставкой книг Э.Успенского.

III. Мобилизующий этап

– Назовите главных героев этого призведения.

Игра «Найди пару»

кот       Федор
пес      Печкин
дядя    Шарик

– На какие две группы можно разбить эти слова? 
– Назовите имена собственные.
– Что они обозначают?

Схема появляется на доске.

Имена собственные

Имена, фамилии людей.        Клички животных.       Географические названия.

– Как написаны имена собственные?

IV. Целеполагание

– Как вы думаете какова основная цель урока? (Учитель уточняет и дополняет)
– Пора поработать в тетрадях, но сначала выполним гимнастику для пальчиков:

Здравствуй, пальчик-дедушка,
Здравствуй, пальчик-бабушка,
Здравствуй,пальчик-папа,
Здравствуй, пальчик-мама,
Здравствуй, пальчик-я
Вы – моя семья.

(Дети соединяют поочередно пальцы обеих рук немногоих придавливая, начинают с больших. При проговаривании последней строчки пальцы сжимают в замок.)

 – Назовите членов своей семьи.  Как вы относитесь друг к другу?

V. Работа в тетрадях

1. Запись даты и вида работы.
2. Чистописание.(Работа по инструктивным картам)

– Ребята, давайте вспомним героев мульфильма.

1 вариант

– Вспомните имя человека. На 1 строке пропишите первую заглавную букву, на 2 – слово, обозначающее имя человека.  (Ф, Федор)

2 вариант

– Вспомните фамилию одного из главных гороев. На 1 строке пропишите первую заглавную букву, на 2 – слово, обозначающее фамилию. (П, Печкин)

3 вариант

– Вспомните кличку собаки. На 1 строке пропишите заглавную букву, на 2 – слово, обозначающее кличку животного (Ш, Шарик)

– Ребята, если у вас возникнут затруднения вы можете воспользоваться карточкой-помощницей. (Для каждого варианта)

Самопроверка.

– Кто заметил изученные орфограммы? Назовите их.
– Составьте с записанными словами предложения.

VI. Элементы здоровьесберегающей технологии

– Ребята, в класс ворвался ветер, а книга Э.Успенского была открыта, некоторые слова и разлетелись. Помогите собрать слова и прикрепите их на доске, дополнив схему (имена и фамилии людей, клички животных, географические названия)

Федор              Шарик                 Простоквашино
Эдуард             Матроскин          Троицкое
Успенский        Гаврюша             
Печкин           
Катя

Коллективная проверка.

– Как же пишутся имена собственные?
– Запишите.

VII. Работа в парах

– На столах карточки со словами. Составьте из них предложение. Кто справится с заданием поднимите руку.

Чтение предложения:

– Дядя Федор, Шарик и кот Матроскин жили в деревне Простоквашино.
– Исправьте ошибки, если они у вас есть. Проверьте еще раз. Запишите в тетрадь.

Взаимопроверка.

– Поднимите красную карточку у кого нет ошибок.
– Кто допустил ошибку, исправьте.

Задание: Прочитайте имена собственные. Как вы написали их? Подчеркните заглавную букву в этих словах.

Физминутка

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он
Наш любимый почтальон.

 (Стук в дверь)

– Ребята, кто это может быть? (Почтальон)

В класс входит почтальон Печкин и вручает конверты.

VIII. Работа с почтовыми конвертами

 – Где жили дядя Федор, пес и кот? (В деревне Простоквашино)
– Рассмотрите конверты. Куда мы адресуем письмо? (На конвертах подготовлена запись: «деревня Простоквашино»)
– Скажите, что еще должно быть указано на конверте, чтобы письмо дошло до адресата? (Название улицы, номер дома и фамилия, имя кому адресовано письмо)

IX. Творческая работа

– Давайте пофантазируем. Как могла бы называться в деревне Простоквашино улица, где стоял дом героев? (Гипотезы учащихся)
– Напишите название улицы, номер дома.
– Сами допишите кому из героев вы адресуете письмо.
– Что еще пишут на конверте? (Обратный адрес)

Региональный компонент.

– Как называется наш край?
– Как называется район, в котором мы живем?
– Назовите наше село.
– Запишите. (Образец на доске)
– Название своей улицы вы запишите дома. Родители вам помогут.
– Назовите села нашего района. (Учитель помогает.)
– Запишем названия сел под диктовку, но сначала еще раз вспомним как пишутся географические названия.

Взаимопроверка.

– Ребята, как называется место, где человек родился и живет? (Родина)
– Наше село, наш край — это наша малая Родина.
– Как называется наша большая Родина, частью которой является Ставропольский край?
– А мы с вами граждане России и должны гордиться своей страной.

X. Домашнее задание

– Ребята, конверты мы подписали, а письмо напишите дома, вложите в конверт и принесете в класс. Почтальон Печкин доставит ваши письма адресатам.
– Как вы думаете, как надо писать письмо?

Просмотр мультфильма»Трое из Простоквашино». (Эпизод получения посылки)

XI. Итог урока

– Какова была тема урока?Какую цель мы ставили в начале урока?
– Кто знает как пишутся имена собственные?
– Назовите имена собственные, которые звучали на нашем уроке.
– Молодцы!

Оценочная шкала.

Дети на школе делают свою отметку.

– А сейчас я попрошу вас подойти к тем квадратам, где изображенное лицо выражает ваше настроение.
– Я рада, что в конце урока нет детей с грустным настроением, нет равнодушных. Вы все подошли к рисунку с веселым лицом. Это значит урок вам понравился и все вы поняли изученный материал.
– Спасибо за урок.