Цели:
- Закрепить знание изученной орфограммы о правописании имен собственных.
- Развивать мышление учащихся, умение составлять предложение, выделять имена собственные в тексте.
- Воспитывать чувство любви к Родине, к членам своей семьи, коммуникативность.
Оборудование: портрет Э. Успенского, выставка книг Э.Успенского, карточки со словами для работы в парах, почтовые конверты для индивидуальной работы, цветные карточки с изображением лиц, выражающих разное настроение, инструктивные карты для чистописания, мультимедийный проектор, диск с мультфильмом «Трое из Простоквашино», карточки со словами из сказки «Дядя Федор, пес и кот» для коллективной работы, схема.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Проверь-ка, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Создание атмосферы комфорта
– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
Поднимите руку у кого настроение соответствует
этому рисунку? (веселое)
– А у кого вот такое настроение? (Грустное)
– У меня для вас сюрприз, который, я надеюсь,
улучшит ваше настроение.
– Ребята, кто любит смотреть мультфильмы?
– Предлагаю отправиться в путешествие в деревню
Простоквашено.
Просмотр эпизода м/ф
– Ребята, кто читал такую сказку? Как
называется книга?
– Кто автор сказки? (Портрет Э.Успенского)
– Что вы о нем знаете? (Сведения об авторе
дополняет учитель.)
Знакомство с выставкой книг Э.Успенского.
III. Мобилизующий этап
– Назовите главных героев этого призведения.
Игра «Найди пару»
кот Федор
пес Печкин
дядя Шарик
– На какие две группы можно разбить эти
слова?
– Назовите имена собственные.
– Что они обозначают?
Схема появляется на доске.
Имена собственные
Имена, фамилии людей. Клички животных. Географические названия.
– Как написаны имена собственные?
IV. Целеполагание
– Как вы думаете какова основная цель урока? (Учитель
уточняет и дополняет)
– Пора поработать в тетрадях, но сначала
выполним гимнастику для пальчиков:
Здравствуй, пальчик-дедушка,
Здравствуй, пальчик-бабушка,
Здравствуй,пальчик-папа,
Здравствуй, пальчик-мама,
Здравствуй, пальчик-я
Вы – моя семья.
(Дети соединяют поочередно пальцы обеих рук немногоих придавливая, начинают с больших. При проговаривании последней строчки пальцы сжимают в замок.)
– Назовите членов своей семьи. Как вы относитесь друг к другу?
V. Работа в тетрадях
1. Запись даты и вида работы.
2. Чистописание.(Работа по инструктивным картам)
– Ребята, давайте вспомним героев мульфильма.
1 вариант
– Вспомните имя человека. На 1 строке пропишите первую заглавную букву, на 2 – слово, обозначающее имя человека. (Ф, Федор)
2 вариант
– Вспомните фамилию одного из главных гороев. На 1 строке пропишите первую заглавную букву, на 2 – слово, обозначающее фамилию. (П, Печкин)
3 вариант
– Вспомните кличку собаки. На 1 строке пропишите заглавную букву, на 2 – слово, обозначающее кличку животного (Ш, Шарик)
– Ребята, если у вас возникнут затруднения вы можете воспользоваться карточкой-помощницей. (Для каждого варианта)
Самопроверка.
– Кто заметил изученные орфограммы? Назовите
их.
– Составьте с записанными словами предложения.
VI. Элементы здоровьесберегающей технологии
– Ребята, в класс ворвался ветер, а книга Э.Успенского была открыта, некоторые слова и разлетелись. Помогите собрать слова и прикрепите их на доске, дополнив схему (имена и фамилии людей, клички животных, географические названия)
Федор Шарик Простоквашино
Эдуард Матроскин Троицкое
Успенский Гаврюша
Печкин
Катя
Коллективная проверка.
– Как же пишутся имена собственные?
– Запишите.
VII. Работа в парах
– На столах карточки со словами. Составьте из них предложение. Кто справится с заданием поднимите руку.
Чтение предложения:
– Дядя Федор, Шарик и кот Матроскин жили в
деревне Простоквашино.
– Исправьте ошибки, если они у вас есть.
Проверьте еще раз. Запишите в тетрадь.
Взаимопроверка.
– Поднимите красную карточку у кого нет ошибок.
– Кто допустил ошибку, исправьте.
Задание: Прочитайте имена собственные. Как вы написали их? Подчеркните заглавную букву в этих словах.
Физминутка
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он
Наш любимый почтальон.
(Стук в дверь)
– Ребята, кто это может быть? (Почтальон)
В класс входит почтальон Печкин и вручает конверты.
VIII. Работа с почтовыми конвертами
– Где жили дядя Федор, пес и кот? (В деревне
Простоквашино)
– Рассмотрите конверты. Куда мы адресуем письмо? (На
конвертах подготовлена запись: «деревня
Простоквашино»)
– Скажите, что еще должно быть указано на
конверте, чтобы письмо дошло до адресата? (Название
улицы, номер дома и фамилия, имя кому адресовано
письмо)
IX. Творческая работа
– Давайте пофантазируем. Как могла бы
называться в деревне Простоквашино улица, где
стоял дом героев? (Гипотезы учащихся)
– Напишите название улицы, номер дома.
– Сами допишите кому из героев вы адресуете
письмо.
– Что еще пишут на конверте? (Обратный адрес)
Региональный компонент.
– Как называется наш край?
– Как называется район, в котором мы живем?
– Назовите наше село.
– Запишите. (Образец на доске)
– Название своей улицы вы запишите дома.
Родители вам помогут.
– Назовите села нашего района. (Учитель
помогает.)
– Запишем названия сел под диктовку, но сначала
еще раз вспомним как пишутся географические
названия.
Взаимопроверка.
– Ребята, как называется место, где человек
родился и живет? (Родина)
– Наше село, наш край — это наша малая Родина.
– Как называется наша большая Родина, частью
которой является Ставропольский край?
– А мы с вами граждане России и должны гордиться
своей страной.
X. Домашнее задание
– Ребята, конверты мы подписали, а письмо
напишите дома, вложите в конверт и принесете в
класс. Почтальон Печкин доставит ваши письма
адресатам.
– Как вы думаете, как надо писать письмо?
Просмотр мультфильма»Трое из Простоквашино». (Эпизод получения посылки)
XI. Итог урока
– Какова была тема урока?Какую цель мы ставили
в начале урока?
– Кто знает как пишутся имена собственные?
– Назовите имена собственные, которые звучали на
нашем уроке.
– Молодцы!
Оценочная шкала.
Дети на школе делают свою отметку.
– А сейчас я попрошу вас подойти к тем
квадратам, где изображенное лицо выражает ваше
настроение.
– Я рада, что в конце урока нет детей с грустным
настроением, нет равнодушных. Вы все подошли к
рисунку с веселым лицом. Это значит урок вам
понравился и все вы поняли изученный материал.
– Спасибо за урок.