Цели урока:
- Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученных в начальной школе.
- Продолжить работу над формированием навыков решения более сложных уравнений алгебраическим способом.
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
- Акцентировать внимание детей на необходимости понимания и знания своих прав.
- Повышение социально-правовой компетентности учащихся.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку;
- дифференцированные индивидуальные карточки математического лото.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.
Учитель: Урок мы начнём вот с таких напутствующих слов:
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
III. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны повторить пройденный материал по теме: «Уравнения». Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:
- Повторить правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений.
- Закрепить навыки решения простых и более сложных уравнений на сложение и вычитание натуральных чисел.
- Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той дополнительной информации, которая прозвучит на уроке.
IV. Повторение изученного материала.
Учитель: Разгадайте кроссворд и прочтите получившееся слово по вертикали 1.
(Слайд 2)
По горизонтали:
- Математический знак действия (плюс).
- Это есть у слова, растения и уравнения (корень).
- Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой (уравнение).
- Компонент действия вычитания, который находят вычитанием (вычитаемое).
- Компонент действия сложения, который находят вычитанием (слагаемое).
По вертикали получили слово – права. Как вы поняли, на уроке мы также поговорим с вами о ваших правах. Прежде всего нужно уяснить понятие «права человека-гражданина».
Права человека-гражданина – это правила, по которым живёт он сам и окружающее его общество людей.
Права определяются законами. И из года в год количество таких законов увеличивается, особенно законов, которые защищают права ребёнка, ваши права.
Эти права записаны в документах, о которых вы неоднократно слышали: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», «Конвекция по правам ребёнка». Свои права необходимо знать каждому из нас.
(Слайд 3)
«Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости», - говорил Г. Лихтенберг.
V. Устный счёт.
Проводится в виде устных кодированных упражнений, в результате решения которых угадывается слово.
(Слайд 4)
Учитель: Найдите корни уравнений и подберите соответствующую к ответу букву:
1) х + 17 = 60 А
2) а – 51 = 60 С
3) 59 + х = 170 С
4) 86 / у = 2 А
5) 70 – с = 68 М
6) 4 * а = 48
7) m / 5 = 20 Л
8) 112 – к = 50 Е
9) х – 0 = 82 Я
Я | Б | Л | А | С | М | Е |
82 | 12 | 100 | 43 | 111 | 2 | 62 |
Учитель: Получили слово ассамблея – в переводе с французского языка означает собрание. Это высший орган государственной власти в ряде стран. Именно Генеральная Ассамблея ООН разработала и утвердила Календарь правовых дат на 2001 – 2010 годы. Давайте его составим.
VI. Дифференцированная самостоятельная работа.
Проводится на листочках через копировальную бумагу с последующей проверкой.
(Слайд 5)
Вариант 1.
(х + 154) + 14 = 169
Вариант 2.
(45 – у) + 17 = 58
Вариант 3.
(35 + у) – 15 = 40
Вариант 4.
56 – (х + 12) = 34
(Слайды 6-9 – проверка решений)
Учитель: Полученные ответы нам составят Календарь правовых дат.
(Слайд 10)
- 21-й век – век ребёнка;
- 2001-2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;
- 1-е июня – Международный день защиты детей;
- 4-е июня – Международный день детей-жертв агрессии;
- 20-е ноября – Всемирный день прав ребёнка;
- 10-е декабря – День прав ребёнка.
Основные ваши права, права ребёнка определены в документе международного уровня «Конвенции ООН о правах ребёнка». Она принята была в 1989 году, а наша страна подписалась под этим документом в 1991 году. Тем самым пообещала всему миру заботиться о своём подрастающем поколении, т. е. о вас.
Ну, а какие основные права вы имеете? Об этом поговорим после выполнения самостоятельной работы.
Дифференцированная самостоятельная работа проводится в форме дидактической игры – математическое лото. (Приложение 2)
После решения уравнений самостоятельно в случае их правильного решения каждый ученик на обратных сторонах лото получит слово.
1-ый уровень – на «3» – слово «имя».
2-ой уровень – на «4» – слово «жизнь».
3-ий уровень – на «5» – слово «учёба».
VII. Подведение результатов самостоятельной работы.
Учитель: Где бы ни жил ребёнок, он – человек, личность. И значит, каждый из вас обладает личными правами. Они принадлежат вам от рождения и их нельзя отнимать.
(Слайд 11)
- Каждый ребёнок имеет право на жизнь (статья 6).
- С момента рождения ребёнок имеет право на имя и приобретение гражданства (статья 7).
- Ребёнок имеет право на образование (статья 28).
Учитель: Если я имею права, то значит, я имею обязанности. В каком школьном документе определены ваши обязанности? (В Уставе школы.)
И там сказано, что учёба – это основное ваше право, ваш главный труд и основная ваша обязанность.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель: В ходе закрепления темы «Уравнения», мы затронули ещё один очень важный вопрос и поговорили о ваших правах. А закончить урок разрешите небольшим стихотворением.
(Слайд 12)
Товарищи дети!
За своё будущее вы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках!
Всем вам всяческих благ!