Программные задачи:
- Образовательные:
- развивать у детей умение ориентироваться на местности по плану определять направление маршрута;
- закрепить знания детей о линиях – прямой,
кривой, ломаной, замкнутой, незамкнутой;
Закрепить счёт в пределах 10 и обратно. Закрепить состав числа 5; - стимулировать развитие мыслительных способностей при решении задач, отгадывания загадок. Развивать логическое мышление.
- Воспитательные:
- формировать навыки культурного поведения в природе, и пробуждать эмоциональную отзывчивость в общении с ней;
- воспитывать познавательный интерес, желание узнать новое;
- формировать положительную мотивацию.
- Коррекционные:
- продолжать развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности, увеличивать объем памяти;
- активизировать словарь.
Использовались приемы:
1. Мотивация. Помощь Лесной фее.
2. Эмоциональный настрой: Круг радости «Улыбка»
3. Статические положения: стоя, сидя на
ковре, приседания, в кругу.
4. Графическое изображение: План, линии –
прямая, кривая, ломаная, замкнутая, незамкнутая.
5. Представление детьми себя в образе чисел.
6. Использование физминутки – логоритмики
7. Дидактические игры: «Что сначала, что потом»,
«Разрезные картинки», «Загадки отгадки»,
«Назови правило поведения в лесу», «Блиц-турнир»
8. Игровой персонаж: Фея леса
9. Сюрпризный момент – угощение.
Предварительная работа:
- Занятия по математике (знакомство с линиями, числами, порядковый счет, образование чисел, занимательные задачи).
- Занятия по формированию экологических знаний (этажи леса, правила поведения в лесу, знакомство с растениями и животными леса).
- Игры с детьми на математические и экологические темы.
- Разгадывание загадок, ребусов, головоломок.
Материал: воздушный шарик, письмо, план пути (Приложение 1), значки с буквами, цифры 1-10, картинки деревьев, карточки с изображением веточек, карточки с изображением правил поведения в лесу, разрезные картинки животных, домик Феи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.
– Ребята, посмотрите, что это такое? (Конверт
не подписан). Странный какой-то конверт, на нём
ничего не написано.
– Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель
открывает конверт, в конверте план и письмо).
– В конверте лежит какой-то план и
письмо. Давайте его прочитаем.
«Меня заколдовала злая колдунья, помогите мне, пожалуйста. На плане указана дорога. Если вы все правильно сделаете, то меня найдете. Лесная Фея».
– Все ясно, ребята, у лесной Феи несчастье. Что
нам делать? (Дети высказывают свои
предложения).
– Хорошо! Нам нужно спасти лесную Фею.
– Давайте рассмотрим план нашего пути. Ребята,
скажите какие линии напоминает дорога? (1 –
прямая; 2 – ломаная; 3 – кривая; 4 – замкнутая; 5 –
незамкнутая)
На каждом отрезке стоит значок значит наша
дорога будет нелегкой, ведь она зашифрована.
Вы не боитесь трудностей? (Ответ
детей)
– Ну тогда отправляемся в путь. Давайте встанем в
круг и улыбнемся друг другу.
Круг радости – "Улыбка" (эмоциональный настрой)
Дружно за руки возьмем.
Фею леса мы спасем!
Задание 1. Цифровой ряд
– Мы с вами отправляемся в лес, по
какой дорожке? (По прямой).
– Посмотрите ребята, здесь на дорожке лежат
цифры, наверное это злая колдунья положила,
чтобы нас запутать. Как вы думаете, по порядку
ли лежат цифры? Давайте с ними поиграем и
выстроим правильный числовой ряд.
Игра «Живые цифры»
Набор цифр от 1 до 10.
– Ребята, представьте себе, что вы числа. (Дети
берут карточки с цифрами и под музыку
двигаются, а по сигналу «Станьте по порядку»
выстраивают цифровой ряд. Выбранный
ребенок говорит, которым по
счету он стоит).
Второй раз выстраиваются в обратном порядке (10, 9,
8, 7…). Выбранные дети говорят, между какими
числами они стоят.
– Молодцы, за это вы получаете первый значок. Идем дальше.
Задание 2. Этажи леса
– Мы подошли с вами к какой дорожке? (Ломаной
дорожке). Мы пришли с вами в лес.
– В лесу что растет? (Деревья, кустарники,
цветы, трава, мох…)
– Кто загадает нам дерево, а мы отгадаем?
1. По весне в лесу высокая
На опушках и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Напою от всей души. (Береза)2. Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
4. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это –
Мы от этого чихаем. (Тополь)5. Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
– Сколько деревьев мы отгадали? (5)
– Из каких чисел состоит число 5? (1 – береза, 1 –
ель,1 – осина, 1 – тополь, 1 – верба) 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5
– Какое здесь дерево лишнее? Почему? (Ель –
хвойное, верба – кустарник)
Физминутка – логоритмика
– В лесу растут высокие деревья. Покажите
какие?
– Рядом с деревьями растут кусты. Они выше или
ниже их? (Ниже) Покажите какие они. – А какая
трава? (Еще ниже) Покажите.
– Рядом с травой растет мох. Какой он? (Еще ниже).
Покажите.
– У нас получилась лесенка.
– Теперь по этой лесенке пойдем вверх: мох,
трава, кусты, деревья. (Дети поднимаются с
каждым словом все выше).
Задание 3. «Что сначала, что потом»
Идем дальше по ломаной дорожке. Ребята, смотрите, здесь лежат веточки. Злая колдунья собрала веточки со всех времен года. Давайте разложим их по порядку.
Упражнение «Что сначала, что потом?»
1 – набухают почки, 2 – распускаются листочки, 3 – растут, 4 – желтеют, 5 – опадают.
– Сколько веточек всего? (5)
– На которой по счету веточке листья
распускаются?
– Желтеют?
– Опадают?
– Посмотрите внимательно на веточки. Как вы
здесь можете разложить число5? (3 + 2, 2 + 3). Почему?
– Молодцы, за это вы получаете второй
значок. Идемте дальше.
Задание 4. «Правила поведения в лесу»
Дети подходят к кривой дорожке.
– Впереди у нас какая тропинка по лесу. (Кривая).
Ребята, в лесу живут разные животные и надо
быть осторожными. Посмотрите здесь на пенечке
лежат какие то карточки. Что же это за карточки? (Дети
узнают их «Правила поведения в лесу»)
– А вы умеете вести себя в лесу? (Дети
называют по очереди по одному правилу поведения
в лесу, выбирая нужную карточку).
– Сколько мы с вами назвали правил? (5)
– Дайте мне одну карточку. Сколько у вас
осталось карточек? (4). На какие числа
мы разложили число 5? (1, 4 ; 4, 1)
– Пошли дальше по кривой дорожке.
Задание 5. Разрезные картинки
– Ребята, смотрите, злая колдунья
перепутала всех животных. Как же мы узнаем
какие животные живут в нашем лесу ? (Надо
собрать животных)
– Правильно, сложите животное и загадайте про
него загадку.
(Дети собирают под музыку разрезные картинки, а затем загадывают загадки).
Игра "Загадки-отгадки"
1. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)2. Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет. (Волк)3. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)4. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)5. Полосатый словно зебра
И усатый словно кот
По лесным зеленым дебрям
На охоту он идет. (Тигр)
Затем дети считают, сколько они отгадали загадок (5: 1 – медведь, 1 – волк, 1 – заяц,1 – лиса, 1 – тигр)
– Какое животное здесь лишнее. Почему?
Получают третий значок.
Задание 6. Блиц-турнир
– Ребята, давайте посмотрим на план. К какой линии мы с вами подошли? (К замкнутой). Это лесная полянка. Давайте поиграем здесь. Становитесь в круг. Я вам буду задавать вопросы , а вы быстро отвечать.
1. Какое животное спит вниз головой. (Летучая
мышь)
2. Сколько солнышек на небе? (1)
3. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
4. Сколько глаз у совы? (2)
5. Какая птица не вьет гнезда, и не высиживает
птенцов? (Кукушка)
6. У какой фигуры нет ни начала ни конца? (У
кольца)
7. Самое большое наземное животное. (Слон)
8. Сколько рогов у двух коров? (4)
9. Сколько ушей у трех мышей? (6)
10. Сколько цветов у радуги? (7)
– Молодцы, мы очень хорошо поиграли и получаем еще один значок
Задание 7. Итог
– Ребята, теперь мы по какой дорожке
пойдем? (По незамкнутой)
– Смотрите на этой дорожке стоит чей то домик?
Как вы думаете, кто же здесь живет? (Дети
высказываются)
– Может быть нам помогут наши значки? Сколько
значков мы собрали? (5) Давайте их выложим по
порядку.
Дети выкладывают и читают: Ф Е Я ЛЕ-СА. Из домика выходит Фея леса:
– Спасибо вам, ребята, за то ,что вы меня спасли от злой колдуньи. Зная много о лесе и умея считать и логически мыслить, вы незаметно пришли к моей избушке. Значит вы прошли все испытания и собрали все ключи, чтобы освободить меня. За это я вас отблагодарю. (Угощает их лесными орешками)
– Давайте я вас провожу назад в детский сад, а по дороге споем веселую песенку
(Дети уходят с песенкой «Вместе весело шагать…»)