Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним. Закрепить знание детей о Декларации прав ребенка.
Материал: персонажи декорации к сказкам; карточки по правам ребенка; обручи.
Предварительная работа:
1. Обыгрывание сказки “Волк и семеро козлят”.
2. Обыгрывание сказки “Три поросенка”.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о правах. На планете Земля живут взрослые и дети. Взрослые пользуются правами, которые у них есть: взрослый имеет права на жизнь, права на достойную работу, получать хорошую зарплату, право на отдых, на медицинскую помощь и много других прав.
А вот вы ребята, как думаете, есть ли у вас права, как у взрослых?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А какие права имеет ребенок, мы с вами вместе посмотрим и обсудим .(Рассматривание карточек по правам ребенка и обсуждение каждого права).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказки, которые мы обыгрывали вчера. (Показывает персонажей из сказки “Волк и семеро козлят”).
Спрашивает:
- Чем закончилась сказка? (Волк упал в яму и распорол брюхо, а оттуда выскочили козлята, живые - здоровенькие).
- С волком случилась беда. Нужно ему помочь?
Ответы детей.
- Как можно помочь ему? (Брюхо зашить, врача позвать).
- А вот некоторые дети не хотят помочь волку. Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас Равиль покажет нам эпизод, как Волк приходит к козлятам, но они его не пускают.
Воспитатель: Скажите, какое право нарушил Волк? (Ответы детей).
Звучит песня “Три поросенка” (грамзапись).
Воспитатель просит детей вспомнить, чем закончилась сказка. (Волк упал в печку, обжегся и убежал)
- Мог ли Волк съесть поросят? (Ответы детей)
- Кому жаль Волка? (Некоторые дети высказывают сочувствие волку, предлагают вылечить его).
Воспитатель: Какое право нарушил Волк?
Дети: Право на неприкосновенность жилища.
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
Игра: дети по трое стоят в обручах (домики поросят).
Условие: когда поросята трое и они находятся в домике, волк трогать их не может.
Звучит веселая музыка, и все поросята бегут на полянку. Воспитатель объявляет об опасности: “Вдруг выходит волк, он зубами – щелк!”.
Все поросята должны занять свои домики. Заканчивается игра хороводом: “Нам не страшен серый волк”.
Раздается стук. Появляется Маша и Медведь (в костюмах или шапочки на голове).
Маша: Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: А что случилось?
Медведь: Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избушке убирать – вот и все.
Маша: Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила, а если убегу, то он поймает и съест.
Воспитатель: Давайте поможем героям сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
Дети: Мы знаем, это Миша не прав. Он должен отпустить Машу к дедушке и бабушке да пирожков дать на дорожку.
Медведь: Ну, хорошо. Я помогу тебе, Маша, вернуться к дедушке и бабушке.
Воспитатель: Ребята, какое право нарушил Миша?
Дети: Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Воспитатель: Молодцы, ребята, что помогли Мише.
Вбегает заяц и лиса.
Заяц: Помогите? Помогите же кто-нибудь! Ребята, со мной беда приключилась, попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала. (Плачет)
Лиса: А что, я виновата что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? – Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность. Не имеешь права, лиса, меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка, на все имею права.
Воспитатель: Подожди, лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы сейчас у ребят спросим. Скажите, ребята, какое право на жилище имеет каждый?
Дети: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель: Теперь ты поняла, лиса, что ты не имеешь право выгонять зайца из собственного дома.
Лиса: Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, заинька, вместе, поиграем. (Проводиться любая подвижная игра).
Воспитатель: А вы, ребята, молодцы! Помогли героям сказок помириться и определить свои права. (Заучивается призыв детского сада).
Воспитатель: Знать права детей хотите?
Дети: В детский сад к нам приходите.
Воспитатель:
Конвенцию мы изучаем
И вас к тому же призываем!
Обсуждение занятия “Кому что понравилось!”.