Данный материал предназначен для работы педагогов старших, подготовительных групп ДОУ, использующих технологию проектной деятельности.
Работа содержит весь необходимый материал для реализации проекта по теме «Мир полон неожиданностей»: цели и задачи, ресурсы, перспективное и календарное планирование, разнообразные задания для центров, направленные на развитие внимания, мышления, учебной мотивации, диагностика по теме проекта. Работа детей по центрам активности дает им возможность самостоятельно индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Реализация проекта с использованием технологии развивающего обучения способствует формированию у дошкольников творческого мышления и креативности, освоению обобщенных способов деятельности, развитию всех психических процессов. У дошкольников формируются основы способностей, жизненно необходимых, чтобы справляться с проблемами сегодняшнего дня, таких как :принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, проявлять творчество, фантазию и изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде.
Содержание
I. Проблема
Реальной сегодняшней жизни такова, что никто не застрахован от стихийных бедствий, несчастных случаев, пожаров, ДТП. Любознательность детей дошкольного возраста часто приводит к играм со спичками, колющими и режущими предметами, травмам и многим другим опасным ситуациям. Проблема заключается в том, что дети не владеют элементарными правилами безопасности и правилами поведения в опасных ситуациях.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями; сформировать знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильным поведением при контактах с незнакомыми людьми; развивать основы экологической культуры ребенка, а также строение человеческого организма; формировать ценности здорового образа жизни; вырабатывать навыки безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
II. Тема
«Мир полон неожиданностей»
III. Актуальность
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
В экстремальных ситуациях ребенок испытывает чувство страха, впадает в панику. В психологическом словаре А.В. Петровского, М.Г. Ярочевского под редакцией А.А. Карпенко говорится: стресс – состояние человека, возникающее в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс может оказывать как мобилизирующее, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её поной дезорганизации.
Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.
Аналогичное состояние вызывает страх. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы человеку. В случаях когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас) он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенения, истерика и т.п.).
Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка в опасных ситуациях показывает, что ребенок от страха прячется в угол комнаты, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.
Известно, что детям свойственна тяга к запретному, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Поэтому учить детей безопасному поведению необходима с дошкольного возраста. Просто запрещать или уговаривать мало. Надо обращаться к их разуму, учить оценивать свои действия, поведение товарищей, рассуждать по поводу тех или иных событий, обыгрывать ситуации, знакомиться с свойствами различных материалов и веществ, знакомить с художественными произведениями. Только конкретные эмоционально окрашенные знания и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребенка.
Анализ знаний детей показал, что у них имеются:
- Частичные знания, а иногда и полное отсутствие знаний и навыков поведения в опасных ситуациях;
- Стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать силы и возможности;
- Склонность детей к состоянию страха пред экстремальными ситуациями.
Из вышеизложенного следует, что у детей не с формировано чувство безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях и нет практических пособий способствующих формированию этих навыков.
Отсюда и цель:
IV. Цель
Сформировать у детей чувство основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
V. Задачи
- Провести вводную и итоговую диагностику знания детей.
- Разработать схемы обобщенных действий в опасных ситуациях совместно с детьми, правила безопасного поведения в различных ситуациях, которые дадут возможность обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; развивать коммуникативные навыки; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать способность предвосхитить результат, основываясь на своем прошлом опыте; искать различные средства достижения цели; формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своем здоровье; формировать правильное отношение к опасным предметам; воспитывать умения адекватно оценивать свои силы м возможности.
- Приобщение детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
- Отработать практические навыки эвакуации детей в случае пожара и других ситуаций.
- Разработать принципы и перспективное планирование по теме.
- Анализ результатов итоговой диагностики.
- Дать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
VI. Ожидаемый результат знаний детей
- Сформируется умение соблюдать правила пребывания в детском саду.
- Научатся называть свою фамилию и имя, ФИО родителей, домашний адрес и телефон.
- Получат знания о том, что в случае необходимости при пожаре звонят по телефону «01»; вызов милиции «02»; скорой помощи «03».
- Получат представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.
- Получат необходимые знания о правилах дорожного движения, поведения на улице и общественном транспорте.
- Сформируются навыки культурного поведения в природе и правильного взаимодействия с растениями и животными.
- Расширятся представления о полезных и ядовитых растениях, опасных насекомых и пресмыкающихся.
- Расширятся представления и вырабатываются навыки здорового образа жизни.
VII. Принципы
При организации образовательной деятельности по данному проекту мы придерживались следующих принципов:
Принцип полноты
Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности
Заключается в том, что работа по проекту ведется по всем образовательным областям. Специально организованную образовательную деятельность с детьми целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами.
Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникшие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организации игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Принцип учета условий городской и сельской местности
Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.
Принцип возрастной адресованности
При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип интеграции
Данный проект может быть реализован как самостоятельно, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом его содержание ограниченно вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается образовательной деятельности, изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающем миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Вместе с тем для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованную образовательную деятельность, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье
Основные разделы проекта должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Что касается письменного оформления планов, то в каждом детском саду это имеет смысл делать наиболее удобными для данного педагогического коллектива способами, но при этом не следует забывать об индивидуальном подходе к детям, что, например, может быть отражено на долях или в отдельной колонке комментариев: «Саша К. часто проявляет застенчивость – проработать отдельно ситуацию обращения к врачу».
VIII. Работа с родителями
Работа с родителями
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:
- Информирование родителей о сроках, целях и задачах проекта (родительский уголок);
- Преобразование развивающей среды группы в соответствии с целями проекта совместно с родителями (изготовление дидактических пособий, макетов, наглядного и раздаточного материалов, оборудование центров и т.д.);
- Привлечение родителей к работе в центрах;
- Организация встреч с представителями различных профессий (врач, полицейский, пожарный и т.д.);
- Ознакомление родителей с результатами образовательной деятельности с детьми (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).