Цели.
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение в стихотворной форме.
- На примере стихотворений познакомить учащихся со средствами создания разнообразных образов животных, отношениями человека и животных.
Задачи.
- Сформировать представление об авторе.
- Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, оценочное отношение к речи.
- Учить видеть речевые средства выразительности (многозначность слов и выражений).учить воспринимать эмоциональный тон стихотворения.
- Учить определять главную мысль стихотворения, умение наблюдать и сравнивать.
- Пополнять словарный запас учащихся.
- Воспитывать чувства сострадания к братьям нашим меньшим.
Методическое обеспечение.
- Учебник “Литературное чтение” 2 класс, Г.И. Грехнева, К.Е. Корепова.
- Портрет поэта Н.М. Рубцова.
- Выставка сборников стихов Н.М. Рубцова.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас очень интересный урок. Будьте активны, внимательны, доброжелательны друг к другу.
- Какую установку на урок вы дадите себе сами?
(Буду хорошо работать, буду помогать товарищу, получу “5” и т.д.)
- Желаю вам успешной работы.
II. Сообщение темы
- Тема нашего урока “Бедняга воробей и проказница коза”. Стихи Н.М. Рубцова.
- Что вам удалось узнать из разных источников об авторе этих стихов?
(Сообщения учащихся).
- Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года в Архангельской области в простой семье. Он рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. Коля считался одним из лучших учеников. Третий класс он закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал свое первое стихотворение. Так началась его творческая жизнь. Особенно Рубцов любил темы родины, природы. Он часто ходил в лес, потому, что не представлял жизни без шума сосен, без кукушки, без клюквы и морошки. Он прожил короткую жизнь (35 лет). Стихи для него были самым главным, ради чего он жил, о чем мечтал. Его стихи о добре и зле, о радости и печали.
III. Анализ стихотворения “воробей”
1. Первичное чтение.
- Послушайте стихотворение “Воробей”, задумайтесь, какие чувства оно пробуждает? (Читает учитель)
- Поделитесь своими мыслями, чувствами, настроением от прочитанного стихотворения. (Грусть, жалость, сострадание)
Что запомнилось сразу из этого стихотворения? (Воробью холодно, голодно)
2. Работа над иллюстрацией.
1
- Посмотрите иллюстрацию к стихотворению “Воробей” на странице 40 учебника “Литературное чтение”.
- Что вы можете сказать о детях, взрослых? (Они хотят помочь, им жаль воробья, они угощают зерном птицу)
- Как художник изобразил людей на этой иллюстрации? (Лица людей грустные, у детей в руках зернышки)
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите непонятные слова.
3. Словарная работа с опорой на жизненный опыт учащихся.
“Подвода с поклажей” - сани с грузом, “чердак” - место под крышей.
4. Работа над многозначностью слов.
- Прочитайте первый вопрос после стихотворения, обсудите.
- Каково значение слова “бедный” в этом стихотворении?
(На доске:
бедный – небогатый;
бедный – несчастный;
бедный – скудный)
(Зернышко маленькое, скудное)
- Докажите строчкой из стихотворения. (“И дрожит он над зернышком бедным…”)
- Почему воробей дрожит над зернышком? (Боится потерять, бережет)
- Найдите рифму к слову “бедным”. (Вредным)
- Каково значение слова “вредный” в этом стихотворении?
(На доске:
вредные насекомые
вредный характер)
(Воробей не становится злым, сердитым, вредным)
- Почему же он не становится вредным? (Тихий, спокойный, добрый)
5. Работа по карте-схеме (в парах)
- У вас на партах карты-схемы анализа стихотворения “Воробей”. Отвечаете на вопросы, готовите выразительное чтение стихотворения. Договоритесь, кто будет читать выразительно, а кто отвечать по карточке. Работайте дружно.
Карта-схема анализа стихотворения Н.Рубцова “Воробей”
1. Тема стихотворения.
_______________________
2. Главная мысль стихотворения (прочитайте в тексте). Как сказать своими словами?
_______________________
3. Какое настроение надо передать при чтении? Выбери нужное: радостное, грустное, весёлое, бодрое, печальное, беспокойное, шутливое, серьёзное, насмешливое.
Подведение итогов.
Дети выходят к доске парами: один выразительно читает, другой даёт ответы на вопросы по карте-схеме.
Учащиеся класса дают оценку и дополняют ответы.
6. Физкультминутка
- Отгадай-ка, кто проворно
Ищет крошки, ищет зёрна?
Говори же, не робей –
Это храбрый … (Воробей)
- Как воробей моет крылышки? (Руки на поясе, движения локтями вперёд-назад)
- Как летает воробей? (Руки в стороны, движения вверх-вниз)
- Как ищет и клюёт зернышки? (Дети присели и движения головой вверх-вниз)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет
Крошки собирает
- Кто это? … (Воробей)
- Мы вспомнили народные загадки о воробье. Воробей в загадках сказочный.
- А какой воробей в стихотворении, сказочный или реальный, как в жизни? Докажите.
- Что может изменить жизнь воробья? (Забота людей о птицах)
IV. Анализ стихотворения “Коза”
1. Первичное чтение стихотворения “Коза”
- Послушайте стихотворение “Коза”. (Читает подготовленный ученик)
- Грустное стихотворение или веселое? Докажите. (Ответы детей)
- Кто герои стихотворения? (Народ и коза)
2. Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите как народ называет козу? (Егоза)
- Почему? Что значит “егоза”? (Любит бегать, прыгать, баловать)
3. Работа над многозначностью выражения.
- Найдите рифму к слову “егоза”. (Глаза)
- Прочитайте строчку из стихотворения. (“И коза опустила глаза”)
- Почему коза опустила глаза?
(На доске:
опустил глаза – смутился;
опустил глаза – посмотрел вниз)
- Действительно ли коза смутилась, раскаялась? Докажите.
- Какова главная мысль стихотворения? (Коза оказалась проказницей)
4. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Прочитайте стихотворение, определите паузы, главные слова, особенно обратите внимание на слова народа к козе.
- Чтение стихотворения по ролям.
V. Сравнительный анализ стихотворений “Воробей” и “Коза”
- Сравните эти стихотворения. Назовите сходства и отличительные признаки. (Сходство в том, что оба о животных; отличия: по настроению, по чувствам)
- Прочитайте в учебнике название темы, в которую включены эти произведения. (“О братьях наших меньших”)
- Кого мы называем нашими меньшими братьями? Почему? (Меньшие братья – животные, они нуждаются в нашей помощи и дикие и домашние).
- Часто произведения о животных заставляют задуматься о чертах человеческого характера.
- Какие черты характера человека вы бы отметили в этих стихах? (Не быть озлобленным, если что-то не складывается в жизни, стремиться изменить жизнь к лучшему “Воробей”).
(Иметь стыд, то есть совесть, быть честным в своих поступках “Коза”).
VI. Рефлексия. (Работа в парах)
Оцените свою работу на уроке пользуясь опорными словами на классной доске:
- На уроке я узнал … ;
- Мне понравилось на уроке … , потому, что … ;
- Я бы хотел повторить … , изменить … ;
- Оценка своей работы;
- Обсудите свой ответ с соседом по парте.
- Поменяйтесь местами: II вариант первого ряда и I вариант второго ряда, II вариант второго ряда и I вариант третьего ряда. (Пары сменного состава)
- Обсудите свой ответ с новым соседом по парте.
- Займите свои места.
- Вы прослушали два ответа своих одноклассников. Чей ответ понравился больше? Почему? Кого вы бы рекомендовали послушать всем?
(Ответы детей)
VII. Домашнее задание
- Выучить стихотворение наизусть по выбору.