Цели урока:
1. Познавательные:
- продолжать формировать умения определять род имён существительных;
- научить определять род имён существительных в косвенных падежах;
2. Развивающие:
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, способствовать развитию речевой деятельности детей, обогащая их словарный запас;
3. Воспитывающие:
- создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать в паре, в группе;
- формирование эстетического вкуса учащихся;
- воспитывать гуманизм и бережное отношение к миру природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долголжданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
– Доброе утро, ребята!
Сегодня у нас немного необычный урок, потому что на нём будут присутствовать гости. Повернитесь, посмотрите на них. Они желают посмотреть на то, как мы умеем быстро, чётко, дружно работать на уроке.
– Скажите, как вы настроены на урок?
Тренинг-настрой:
Повторяю то, что знаю,
Объясняю, не молчу,
Потому что понимаю –
Знаний много получу!
Отгадайте загадку:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима)
– Кто из вас хотел бы соствит картину, которую можно назвать одним словом -«Зима»?
– Что на ней можно изобразить? /снег, сугробы, деревья, птицы, звери, небо, солнце/ креплю карточки со словами к доске.
– Какой частью речи являются данные слова?
II. Повторение ранее изученного материала.
– Расскажите, что вы знаете об имени существительном.
Работа в парах. У каждого ученика – карточка.
1. Что такое имя существительное? 2. Как изменяется имя существительное? 3. Что вы ещё знаете об имени существительном? – Одушевлённое и неодушевлённое. – Собственное и нарицательное. Имя существительное бывает мужского, среднего и женского рода. – Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного во множественном числе? – Что вы знаете о роде имён существительных в других языках? |
– Определите род и число существительных.
– Мы составим картину в том случае, если будем активно и дружно работать, давать правильные и полные ответы.
Итак, притупаем. 1 этап – чистописание
III. Минутка чистописания.
А) На доске записаны слова: к..вёр, п..ля, л..жит, пуш..стый, х..лмы.
– Прочитайте слова. Какие орфограммы пропущены в словах? Докажите.
– Сегодня мы составим цепочку из пяти букв. Первые три буквы находятся в суффиксе имени прилагательного. Назовите суффикс прилагательного. Четвёртая буква – пропущенная орфограмма в именах существительных. Какая это буква? Пятая буква - пропущенная орфограмма в глаголе.
– Какие буквы будут составлять нашу цепочку? /ИСТОЕ/
– Ваша задача: записать буквы в цепочках так, чтобы последняя буква в каждой цепочке стала первой. Следите за видом соединения букв.
– Составьте предложение, используя эти слова. Запишите его. Подчеркните грамматическую основу.
– Дайте характеристику предложению./ по цели высказывания, по интонации, простое или сложное, по наличию второстепенных членов/
– За эту работу вы получаете фон картины.
Б) Словарная работа
Работа с однокоренными словами.
– Какое сегодня число? Скоро наступит весна, и мы будем только вспоминать зиму. А как ласково можно назвать зиму? /зимушка/
– Какие ещё однокоренные слова можно подобрать к слову зима?/выслушиваются ответы детей/
– Открываю запись на доске: зимушка, зимовье, предзимний, зима.
– Соотнесите слова со схемами. Заришите их и разберите по составу.
– Предложите сами задания к этим словам.
/ – Какой частью речи являются?
– Определить род и число имён существительных./
А это задание позволило появиться на нашей картине сугробам.
IV. Работа над новым материалом.
А) Введение проблемной ситуации.
– Скажите, вам легко было определять род имён существительных?
– Как вы это делали? /помогали слова-помощники/
Вернёмся к предложению, которое вы составили и записали.
– Определите род имён существительных в этом предложении.
– Род какого существительного можно легко определить?
– А в каких существительных определение рода вызвало у вас трудности? Легко ли это сделать?
– Кто предложит способ решения этого вопроса? Не стесняйтесь, смелее делайте своё открытие.
– Молодцы! А ведь это главный вопрос нашего урока. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных в косвенных падежах.
Обяснение учителя./карточка-помощница/
Вывод: Как определить род имени существительного в косвенном падеже?
За выполнение этого задания – деревья появляются на нашей картине.
Б) Работа с учебником.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
– Об одной из зимующих птиц мы узнаем сейчас из текста.
Упражнение 413, страница 155.
– Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы.
– Как вы его озаглавите. /ПОПОЛЗЕНЬ – слово на карточке +рисунок птицы креплю на доску/.
Коллективная работа. Работа с карточкой, на которой написан вопрос. /для каждого ряда – свой вопрос/.
– Составьте ответ на вопрос так, чтобы ключевым словом в каждом составленном вами предложении было слово – поползень. Запишите предложения. /по одному ученику с каждого ряда работают у доски/
Карточки:
Кто быстро передвигается по стволу дерева вниз головой? |
Что обследует поползень в коре дерева? |
Что достаёт поползень своим тонким клювом? |
– Определите род имён существительных.
– Каким образом вы будете это делать?
За выполнение этого задания у нас – ёлка.
Физкультминутка.
Меня радует, что многие ученики класса трепетно заботятся зимой о своих пернатых друзьях, подкармливая их в нелёгкий для птиц период. У каждого ученика на парте фигурка зимующей птички, на которой с обратной стороны записано одно существительное в косвенном падеже. Определить род существительного и занять нужную кормушку.
V. Закрепление материала.
Карточки с заданием по уровню знаний:
1.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
– Напиши отгадку. Определи род имён существительных.
2) Распредели существительные по родам.
За снеговиком | м.р. | |
Перед метелью | ||
По льду | ж.р. | |
Около дерева | ||
После вьюги | ср.р. | |
В небе |
Эта группа ребят работает под руководством учителя.
3)Упражнение 415. /подробное комментирование/
За эту работу к нам на картину пожаловал снеговик.
VI. Итог урока.
– Посмотрите, что у нас получилось?
– Кому нравится картина?
– Кому удалось пополнить свои знания новым багажом?
– Какие новые знания вы сегодня получили?
Да, действительно, она получилась хорошей, потому что вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! /оценки/
– Кому понравился урок?
– А если урок понравился, значит надо улыбнуться и на нашей картине тоже показать улыбку – поместить солнышко
Домашнее задание.
– А сейчас ещё раз посмотрите на картину и постарайтесь сохранить свои впечатления. Дома напишите небольшой текст на тему «Зима».
– А такая красота есть вокруг нас в жизни?
– А что нужно сделать, чтобы природа оставалась такой же красивой? /охранять, изучать, много знать о ней/
– А кто из ребят хотел бы сейчас рассказать о своих чувствах, глядя на картину? /1-2 ученика/
Хочу закончить наш урок таким пожеланием:
Ребята! Любите природу
И солнце и воду.
Любите природу –
В любое время года!