(слайд 1) Презентация
Лес – это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будут успешными ни его охрана, пи воспроизводство его богатства.
Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим - этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья! Сегодня мы проведем викторину «Путешествие по лесной тропе», выявим лучших знатоков природы. В игре участвуют две команды:
Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес. (слайд 2)
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна:
Течёт вода-водица –
Вкусна и холодна. (слайд 3)
Нас ждут в лесу рябина, (слайд 4)
Орехи и цветы, (слайд 5)
Душистая малина
На кустиках густых. (слайд 6)
Ищу грибов поляну (слайд 7)
Я, не жалея ног,
А если я устану –
Присяду на пенёк. (слайд 8)
Лес очень любит пеших –
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой. (слайд 9)
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность, лес шумит. (слайд 10)
1-й конкурс «Ромашка»
(слайд 11)
Первая наша остановка на цветочной поляне. На лепестках ромашки написаны загадки. Команды по очереди отрывают лепесток, читают загадку и отгадывают её.
Белая корзина, золотое донце.
(Ромашка слайд 12)
Эй, звоночек, синий цвет!
С языком, а звону нет!
(Колокольчик слайд 13)
Есть один такой цветочек,
Не вместить в него венок,
На него подуй слегка –
Был цветок, и нет цветка.
(Одуванчик слайд 14)
Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыши слайд 15)
Стоит Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт –
Всяк поклон отдаёт.
(Земляника слайд 16)
Путник часто ранит ноги –
Вот и лекарь на дороге.
(Подорожник слайд 17)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива слайд 18)
В лесу и на болоте
Травку вы найдёте.
А на ней синеет гвоздь –
Кисло-сладких ягод горсть.
(Черника слайд 19)
2-й конкурс «Зелёная Аптека»
(слайд 20)
Ребята, о лесных растениях можно говорить долго, потому что почти все лесные растения целебные. Не зря говорится, что лес излечит, обогреет и накормит. Я расскажу вам о некоторых лекарственных растениях.
ЧЕРНИКА (слайд 21)
Согласно одной из легенд в давние времена гномы, жители дремучих лесов, лишились своего пристанища. Люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, ища укрытие. И только черничный кустик сжалился над ними – спрятал, сберёг маленький народец. В благодарность расселили гномы чернику по всему свету. И появилось у неё много новых имён: чёрница, черница, чернец…
На Руси существовало твердое убеждение, что в том доме, где едят чернику и землянику, врачу делать нечего.
Сигналом начала черничной страды служит поспевание ржи. В старину так и говорили: «Поспеет черника – поспела рожь». Собирают только зрелые ягоды и только в сухую погоду. Медлить нельзя – ягоды быстро перезревают и осыпаются.
Ягоды черники обостряют зрение, уменьшают усталость глаз после продолжительной работы при искусственном освещении. Не случайно эта ягода входит в рацион летчиков и космонавтов.
Из листьев черники можно приготовить лечебный чай. Он имеет приятный, слегка вяжущий вкус и хорошо утоляет жажду.
МАТЬ-И-МАЧЕХА (слайд 22)
Используется наземная часть растения. Отвар – при кашле. При выпадении волос рекомендуют 3 раза в неделю мыть голову отваром.
КРАПИВА (слайд 23)
Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» - шёлк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда.
3-й конкурс «Мозаика»
Сейчас вы попробуете «собрать» лекарственное растение из частей. Назовите его. Как использует это растение человек в лекарственных целях?
Детям выдаются конверты, в них разрезанные картинки: малина и одуванчик. Первыми отвечают те, у кого малина. Учитель дополняет.
Как лекарственное средство используют плоды малины. (слайд 24) В виде чая – потогонное средство при простуде.
Используется корень одуванчика. (слайд 25) Настой из корня одуванчика – для возбуждения аппетита, желчегонное средство.
Часто в лесу можно встретить людей с ружьём. Убивая животных, они наносят непоправимый вред природе. Скажите, а каким видом охоты в лесу всё-таки можно заниматься? (Фотоохотой) Что такое фотоохота? (Ответы детей)
4-й конкурс «Фотоохота»
(слайды 26-27)
Найдите и назовите животных по их контурам. Напишите название животных на листочках. (Приложение 1)
Скажите ребята, а вы знаете каких видов животных больше всего на нашей планете? Эти животные обитают и в земле, и в воде, и в воздухе. (Насекомые)
5-й конкурс «Насекомые»
(слайд 28)
Учитель читает загадку и на экране появляется три варианта ответа. Участники, посовещавшись, поднимают цифру 1, 2 или 3 с номером их ответа.
– Нос долог, голос тонок. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (слайд 29)
- Муха
- Клещ
- Комар (слайд 30)
– На лугах живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (слайд 31)
- Кузнечик (слайд 32)
- Блоха
- Долгоносик
– Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (слайд 33)
- Оса
- Бабочка (слайд 34)
- Пчела
– В лесу у пня суета и беготня, народ рабочий весь день хлопочет. (слайд 35)
- Пчёлы
- Муравьи (слайд 36)
- Стрекозы
– Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. (слайд 37)
- Жуки
- Осы (слайд 38)
- Сверчки
Ребята, а почему наша матушка-природа распорядилась так, что на планете Земля много насекомых? (Они являются кормом для птиц)
6-й конкурс «Пернатые друзья»
(слайд 39)
Учитель раздаёт задание – анаграммы на листочках (Приложение 2 и Приложение 3).
Отгадайте анаграммы и вы узнаете названия птиц. И ответьте на вопрос: что их объединяет? (слайд 40)
Зимующие: дятел, снегирь, воробей. (слайд 41)
Перелётные: кукушка, скворец, стриж. (слайд 42)
Экологическая сценка «Ребёнок и Мотылёк»
Действующие лица:
- Мальчик.
- Мотылёк.
Мальчик:
Мотылёк, как же так? (слайд 43)
Целый день ты летал и совсем не устал?
Расскажи, как живёшь? Что ты ешь, что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
– О чём Ребёнка попросил Мотылёк? (Беречь все живое на Земле)
– Человек должен беречь лес от огня, от загрязнения, от бездумного уничтожения зверей, птиц, растений. Если не позаботиться о защите природы, то погибнет наша планета. (слайд 44)
Учащиеся читают стихотворение:
Наша планета – Земля…
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядитесь,
Клёны, берёзы и ёлки!..
Пенью и птицы учитесь,
А трудолюбию у пчёлки.
Л. Савчук
Хором: Берегите лес! (слайд 45)
Все стихи и сценка разучиваются с детьми заранее.