Опасности дома и на улице

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (773 кБ)


Цель. Обобщить знания учащихся по вопросам связанным с безопасной жизнедеятельностью ребенка.

Задачи.

  • Формировать умения и навыки учащихся ориентироваться в опасных ситуациях экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
  • Воздействовать на развитие у учащихся речи, познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, творческих способностей.
  • Продолжить формирование универсальных учебных действий: вступать в диалоги с учителем и одноклассниками, работать в группах, обеспечивать взаимопомощь, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Методическое обеспечение.

  • Учебник А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 2 класс. 2 часть.
  • Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” О.В. Казакова. 2 класс.

Оборудование.

  • Рисунки учащихся.
  • Карточки-задания для работы в группах.
  • Карточки для составления памятки.
  • Девиз урока: “Береги свою и чужую жизнь”.

Ход урока

I. Определение с учащимися содержания урока.

- Прочитайте на доске девиз урока “Береги свою и чужую жизнь”

- О чем пойдет речь на уроке?

(Ответы детей)

Обобщение учителя.

Повторим и закрепим знания о том, какие опасности нас подстерегают дома и на улице, как следует поступать в разных обстоятельствах, чтобы избежать беды.

II. Групповая работа.

Учащиеся разделены на 6 групп по 4 человека. Каждая группа получает карточки с заданием, в которых представлены различные ситуации. В группах следует обсудить обстоятельства и определить свои действия.

Тексты заданий.

  • Первая группа

Ты опаздываешь в школу. Подбегаешь к дороге. Если поторопишься и постараешься проскочить между машинами, успеешь на урок, а если будешь искать переход или светофор, опоздаешь. Как поступить?

  • Вторая группа.

Ты дома один, очень захотел пить. Подходишь к холодильнику, а там стоят одинаковые бутылки без этикеток. Что делать?

  • Третья группа.

Вы с приятелем строили замок из спичек. Нечаянно чиркнули спичкой о коробок. Начался пожар. Что вы должны сделать?

  • Четвертая группа.

Дима нашел в лесу куст с красными сочными ягодами и предложил попробовать. Твои действия?

  • Пятая группа.

Ты дома один. Звонок в дверь. На вопрос “Кто там?” - последовал ответ “Откройте, милиция”.Твои действия?

  • Шестая группа.

Ты с родителями идешь на речку. По дороге встречаешь Колю с папой. Они приглашают вас на новое место: высокий обрыв, сильное течение и ни одного человека. Как быть?

Учащиеся читают задания, обсуждают, говорят ответы, выбирают ученика, который будет разбирать данную ситуацию.

III. Обсуждение ситуаций.

Учитель:

- Отгадайте загадку:

Странная зебра:
Не ест и не пьет
Но без еды и питья
Не умрет.

(Ответ: зебра, пешеходный переход)

Выступление представителя первой группы.

Дополнительный вопрос:

- Каким видом транспорта могут управлять дети вашего возраста? (Велосипедом)

Игра “Разбегалочка № 1”

- Выберите правильный ответ на вопрос “С какого возраста дети могут выезжать на проезжую часть?” Найти карточку с указанием возраста.

(Карточки находятся у детей на партах)

Инсценировка.

Разыграйте ситуацию. Вы катаетесь на велосипеде. Друг просит вас покатать его. Ваш ответ. Ваши действия?

(Показывают сценку два ученика)

Игра “Разбегалочка № 2”

- Выберите дорожные знаки, которые должны стоять рядом с детскими учреждениями, объяснить значение этих знаков.

(Знаки находятся на партах у учащихся).

Физкультурная минутка

По дороге мы идем,
Дружно маршируем,
Но про знаки светофора
Мы не позабудем.
Красный свет – на месте стой,
Желтый – приготовься,
На зеленый свет иди смело
И не бойся.

Ситуация вторая. Домашние опасности.

Разбирается ситуация второй группы.

Дополнительный вопрос.

На доске рисунки запрещающих знаков. Каждый знак – это одна из домашних опасностей.

- Объясните значение рисунков.

Учащиеся по одному выбирают рисунок и дают пояснения.

  1. Нельзя перегибаться через перила балконов, сидеть на подоконнике.
  2. Нельзя пользоваться электроприборами, если рядом нет взрослых.
  3. Убирать на свое место колющие и режущие предметы.
  4. Нельзя без взрослых принимать какие-либо лекарства.

Ситуация третья. Эта опасность может подстерегать вас и дома и на улице.

- Отгадайте загадку:

Накормить – живет,
Напоить – умрет

(Ответ: огонь, пожар)

Разбирается ситуация третьей группы.

Дополнительный вопрос.

- Как правильно вызвать пожарных?

(Набрать на телефоне № 01, назвать адрес, по которому произошел пожар)

Ситуация четвертая. Лесные опасности.

Разбирается ситуация четвертой группы.

Дополнительный вопрос.

На доске картинки с лесными грибами и ягодами.

- Выберите то, что съедобно. Как следует поступить, если не знаешь, какое это растение или гриб?

(Ответы детей)

(Учащиеся выходят к доске и выбирают съедобные грибы и ягоды, называя их)

Физкультурная минутка.

В лес придем,
Грибов наберем.
Белых и опят
Нет вкусней.
Мухомор оставим
Для лосей.

Ситуация пятая. Опасности на воде.

(Ответ представителя пятой группы).

Дополнительный вопрос.

- Какие советы вы дадите Коле о том, где нужно купаться и какие правила выполнять чтобы не произошло неприятностей и несчастных случаев?

(Ответы детей)

  1. Купайтесь только под присмотром взрослых.
  2. Не купайтесь в очень холодной воде.
  3. Не плавайте в незнакомом месте.
  4. Купайтесь только в чистых водоемах.
  5. Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями.

Ситуация шестая. Очень подозрительный тип.

(Ответ представителя шестой группы)

Дополнительное задание.

На доске картинки с изображениями людей разных профессий (учитель, милиционер, врач, продавец и т.д.)

- Кому из этих людей можно рассказать о возникших проблемах?

(Ответы детей)

Если потеряться на улице, можно подойти к милиционеру.

С врачом можно беседовать в больнице.

Учителю можно доверять в школе.

Вопрос:

- Кого из них можно пустить в дом, если дома нет взрослых?

(Ответы учащихся)

Если дома нет взрослых, открывать дверь чужим людям нельзя!

Учитель:

- На доске номера телефонов: 01  02  03

- В каких случаях вы будете звонить по этим номерам?

(Ответы детей)

Учитель:

- Мы разобрали не все ситуации, которые могут быть. Всё предвидеть невозможно.

- Давайте составим общую памятку, выполняя которую можно предотвратить многие неприятности.

Задание.

Оставить на доске нужные карточки.

Будь внимательным
  смелым
  быстрым
  осторожным
Соблюдай диету
  правила поведения
  режим
Береги деньги
  учебники
  свою и чужую жизнь

Учащиеся выбирают нужные карточки со словами и словосочетаниями.

Учитель:

- Все учащиеся работали отлично, все получают оценку “5”.

IV. Домашнее задание.

- Придумайте небольшой рассказ – трудную ситуацию, которую ваши одноклассники должны будут разрешить на следующем уроке.

V. Рефлексия.

- Понравился вам урок?

- Интересно было работать в группах?

- Что бы вы хотели изменить?

(Ответы, рассуждения детей)