Цель. Обобщить знания учащихся по вопросам связанным с безопасной жизнедеятельностью ребенка.
Задачи.
- Формировать умения и навыки учащихся ориентироваться в опасных ситуациях экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
- Воздействовать на развитие у учащихся речи, познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, творческих способностей.
- Продолжить формирование универсальных учебных действий: вступать в диалоги с учителем и одноклассниками, работать в группах, обеспечивать взаимопомощь, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Методическое обеспечение.
- Учебник А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 2 класс. 2 часть.
- Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” О.В. Казакова. 2 класс.
Оборудование.
- Рисунки учащихся.
- Карточки-задания для работы в группах.
- Карточки для составления памятки.
- Девиз урока: “Береги свою и чужую жизнь”.
Ход урока
I. Определение с учащимися содержания урока.
- Прочитайте на доске девиз урока “Береги свою и чужую жизнь”
- О чем пойдет речь на уроке?
(Ответы детей)
Обобщение учителя.
Повторим и закрепим знания о том, какие опасности нас подстерегают дома и на улице, как следует поступать в разных обстоятельствах, чтобы избежать беды.
II. Групповая работа.
Учащиеся разделены на 6 групп по 4 человека. Каждая группа получает карточки с заданием, в которых представлены различные ситуации. В группах следует обсудить обстоятельства и определить свои действия.
Тексты заданий.
- Первая группа
Ты опаздываешь в школу. Подбегаешь к дороге. Если поторопишься и постараешься проскочить между машинами, успеешь на урок, а если будешь искать переход или светофор, опоздаешь. Как поступить?
- Вторая группа.
Ты дома один, очень захотел пить. Подходишь к холодильнику, а там стоят одинаковые бутылки без этикеток. Что делать?
- Третья группа.
Вы с приятелем строили замок из спичек. Нечаянно чиркнули спичкой о коробок. Начался пожар. Что вы должны сделать?
- Четвертая группа.
Дима нашел в лесу куст с красными сочными ягодами и предложил попробовать. Твои действия?
- Пятая группа.
Ты дома один. Звонок в дверь. На вопрос “Кто там?” - последовал ответ “Откройте, милиция”.Твои действия?
- Шестая группа.
Ты с родителями идешь на речку. По дороге встречаешь Колю с папой. Они приглашают вас на новое место: высокий обрыв, сильное течение и ни одного человека. Как быть?
Учащиеся читают задания, обсуждают, говорят ответы, выбирают ученика, который будет разбирать данную ситуацию.
III. Обсуждение ситуаций.
Учитель:
- Отгадайте загадку:
Странная зебра:
Не ест и не пьет
Но без еды и питья
Не умрет.
(Ответ: зебра, пешеходный переход)
Выступление представителя первой группы.
Дополнительный вопрос:
- Каким видом транспорта могут управлять дети вашего возраста? (Велосипедом)
Игра “Разбегалочка № 1”
- Выберите правильный ответ на вопрос “С какого возраста дети могут выезжать на проезжую часть?” Найти карточку с указанием возраста.
(Карточки находятся у детей на партах)
Инсценировка.
Разыграйте ситуацию. Вы катаетесь на велосипеде. Друг просит вас покатать его. Ваш ответ. Ваши действия?
(Показывают сценку два ученика)
Игра “Разбегалочка № 2”
- Выберите дорожные знаки, которые должны стоять рядом с детскими учреждениями, объяснить значение этих знаков.
(Знаки находятся на партах у учащихся).
Физкультурная минутка
По дороге мы идем,
Дружно маршируем,
Но про знаки светофора
Мы не позабудем.
Красный свет – на месте стой,
Желтый – приготовься,
На зеленый свет иди смело
И не бойся.
Ситуация вторая. Домашние опасности.
Разбирается ситуация второй группы.
Дополнительный вопрос.
На доске рисунки запрещающих знаков. Каждый знак – это одна из домашних опасностей.
- Объясните значение рисунков.
Учащиеся по одному выбирают рисунок и дают пояснения.
- Нельзя перегибаться через перила балконов, сидеть на подоконнике.
- Нельзя пользоваться электроприборами, если рядом нет взрослых.
- Убирать на свое место колющие и режущие предметы.
- Нельзя без взрослых принимать какие-либо лекарства.
Ситуация третья. Эта опасность может подстерегать вас и дома и на улице.
- Отгадайте загадку:
Накормить – живет,
Напоить – умрет
(Ответ: огонь, пожар)
Разбирается ситуация третьей группы.
Дополнительный вопрос.
- Как правильно вызвать пожарных?
(Набрать на телефоне № 01, назвать адрес, по которому произошел пожар)
Ситуация четвертая. Лесные опасности.
Разбирается ситуация четвертой группы.
Дополнительный вопрос.
На доске картинки с лесными грибами и ягодами.
- Выберите то, что съедобно. Как следует поступить, если не знаешь, какое это растение или гриб?
(Ответы детей)
(Учащиеся выходят к доске и выбирают съедобные грибы и ягоды, называя их)
Физкультурная минутка.
В лес придем,
Грибов наберем.
Белых и опят
Нет вкусней.
Мухомор оставим
Для лосей.
Ситуация пятая. Опасности на воде.
(Ответ представителя пятой группы).
Дополнительный вопрос.
- Какие советы вы дадите Коле о том, где нужно купаться и какие правила выполнять чтобы не произошло неприятностей и несчастных случаев?
(Ответы детей)
- Купайтесь только под присмотром взрослых.
- Не купайтесь в очень холодной воде.
- Не плавайте в незнакомом месте.
- Купайтесь только в чистых водоемах.
- Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями.
Ситуация шестая. Очень подозрительный тип.
(Ответ представителя шестой группы)
Дополнительное задание.
На доске картинки с изображениями людей разных профессий (учитель, милиционер, врач, продавец и т.д.)
- Кому из этих людей можно рассказать о возникших проблемах?
(Ответы детей)
Если потеряться на улице, можно подойти к милиционеру.
С врачом можно беседовать в больнице.
Учителю можно доверять в школе.
Вопрос:
- Кого из них можно пустить в дом, если дома нет взрослых?
(Ответы учащихся)
Если дома нет взрослых, открывать дверь чужим людям нельзя!
Учитель:
- На доске номера телефонов: 01 02 03
- В каких случаях вы будете звонить по этим номерам?
(Ответы детей)
Учитель:
- Мы разобрали не все ситуации, которые могут быть. Всё предвидеть невозможно.
- Давайте составим общую памятку, выполняя которую можно предотвратить многие неприятности.
Задание.
Оставить на доске нужные карточки.
Будь | внимательным |
смелым | |
быстрым | |
осторожным | |
Соблюдай | диету |
правила поведения | |
режим | |
Береги | деньги |
учебники | |
свою и чужую жизнь |
Учащиеся выбирают нужные карточки со словами и словосочетаниями.
Учитель:
- Все учащиеся работали отлично, все получают оценку “5”.
IV. Домашнее задание.
- Придумайте небольшой рассказ – трудную ситуацию, которую ваши одноклассники должны будут разрешить на следующем уроке.
V. Рефлексия.
- Понравился вам урок?
- Интересно было работать в группах?
- Что бы вы хотели изменить?
(Ответы, рассуждения детей)