Ролевая игра и общение. Научению общению с помощью игры. Подборка игровых упражнений в помощь воспитателю

Разделы: Внеклассная работа


Игры – один из основных видов деятельности детей. Ролевые игры ближе всего именно к категории "общение". Ролевая игра – это одновременность двойного общения, реального и воображаемого. Благодаря наличию таких характеристик, как эмпатия и рефлексия, игра является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.

В работе воспитателя школы-интерната игре нужно уделять одно из важнейших мест, так как игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей, а так же важнейшая форма организации жизни.

Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей подростка она приобретает несколько другую направленность. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но и моделирование будущих ситуаций, с которыми подросток может встретиться в реальной жизни.

Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать у подростков способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения, поможет в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению.

Ролевая игра – это непрерывная смена позиций. Умение вести себя в определенной роли, неважно будь это руководитель или подчиненный, формирует у подростка адекватную самооценку и способность воспринимать реально свое место в системе общественных отношений. Это формирует гибкость восприятия и общения, способность к эмпатии, быстрое переключение от одного вида деятельности или общения на другой.

Психотерапевтический эффект игры огромен. Она может изменить отношение человека к себе, к другим, изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения.

Важно как распределить роли. "...некрасивый на сцене хочет быть красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Люди всегда стремятся к тому, что им не дано" (Станиславский).

Роль может раскрыть в человеке то, что в нем скрыто, заторможено. Например: Игра в куклы девочек – 6 кукол. Одна из девочек не престижна, её кукла тоже, только тетя, которую редко кто зовет в гости. Если эта девочка (её кукла стала) "отличницей в школе", это было перенесено на девочку, в группе не стало непризнанных, симпатии распределились более равномерно, т.е. общение было "оздоровлено".

Такой прием через изменение позиций кукол приемлем для младшего школьного возраста.

Игры являются эффективным средством воздействия на неконтактных детей, с заторможенной речью, повышенной тревожностью. Часто эти дети осознанно или неосознанно бояться вступать в общение, в коллективную деятельность. Необходимо снять психологический барьер. Формы необходимо брать нейтральные.

I. «Рассказ по кругу». Ведущий начинает рассказывать что-либо, например:

"Коля и Миша закадычные друзья, всегда после уроков шли домой вместе, но однажды Коля не дождался Миши и пошел домой один. А дело было в том..."

Дальше продолжал следующий и т.д. Устанавливается минимум и максимум вклада – одно предложение или I минута.

II. «Проигрывание известных сказок». Берется какая-либо сказка: "Кот, петух и лиса", "Красная шапочка" и т.д. Каждому дается роль. Лучше всего, если допускаются отклонения от известного сюжета. Импровизация обостряет интерес, требует большего внимания, тренирует реакцию в диалогической речи.

Проигрывание может идти различными путями:

1. За столом, при помощи бумажных фигур или заместителей-предметов или проигрывание на куклах. Характерно, что очень стеснительные дети, которые не могут сама играть в сценах из-за своей скованности, неловкости, довольно легко разыгрывают импровизированные игры-сюжеты на куклах,

«Общение с помощью символов имеет не меньшее значение, чем общение с помощью слов. Порой это единственный путь общения с ребенком, – пишет Дж.Родари, – есть дети, способные разговаривать только через куклы».

2. Проигрывание ролей сказочных персонажей. Интересней всего проигрыш сказок проходит в виде конкурса. Детей разделяют на группки, дают задание разыграть определенную сказку каждой группе. В течение 3-5 мин группки намечают основной сюжет сказки (традиционных или вымышленный), а затем, в течение отведенного времени разыгрывают; затем идет коллективное обсуждение: чья группа дружнее сыграла, выбрала наиболее интересный разумный сюжет и т.д. При этом обязательно найти повод похвалить детей, ради которых затеваются эти игры.

3. Защита фантастических проектов. Добровольцам предлагают придумать проекты на определенные темы, проект дома под водой; проект космического города; проект марсохода и т.д. Условия защиты проектов: оформление на бумаге, доске; абсолютная доброжелательность слушателей (защищенным является любой проект, с которым выступают желающие). Эти условия снимают тревожность у замкнутых, стеснительных детей, боязнь показаться смешным. Сам рисунок, схема заставляют сосредоточить внимание их автора на объекте деятельности, отвлекая внимание от собственной позы, жестов. Защита проектов ставит автора в позицию хозяина положения: могу ответить на вопрос, могу не ответить ("Неужели это и так не ясно из чертежа?"). Один четвероклассник на вопрос, "Из какого материала сделан вездеход?", ответил: "Этот материал еще засекречен".

Защита проектов помогает развивать реакцию, тренировать монологическую и диалогическую роль. Встречаются дети, которые ни разу не отважатся выступить с собственным проектом . Но они, как правило, компенсируют это активно задавая вопросы. Интересно, что эти дети на вопрос педагога: "Как будем играть в следующий раз?" – обязательно предлагают защиту фантастических проектов. Очевидно, сама возможность общаться на равных с теми, кто занимает более высокий статус в классе, обеспечивает этим детям эмоциональное благополучие.

4. «Сочинение сказок». В своей уникальной научно-популярной книге «Грамматические фантазии. Введение в искусство придумывания историй» Джанни Родари, анализируя значение сказки для ребенка, указывал и на ее психотерапевтический эффект: "Сказка для ребенка такое серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности".

Особую роль в психическом развитии ребенка играет процесс сочинения своих сказок» Джанни Родари рассматривает ряд алгоритмов сочинения сказок. Из них следует выделить "функции Проппа". Д,Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, свел их к 20 элементам:

  1. Предписание или запрет.
  2. Нарушение.
  3. Вредительство или недостаток.
  4. Отъезд героя.
  5. Задача.
  6. Встреча с дарителем.
  7. Волшебные дары.
  8. Появление героя.
  9. Сверхъестественные свойства противника.
  10. Борьба.
  1. Победа.
  2. Возвращение.
  3. Прибытие домой.
  4. Ложный герой.
  5. Трудные испытания.
  6. Беда ликвидируется.
  7. Узнавание героя.
  8. Ложный герой изобличается.
  9. Наказание противника.
  10. Свадьба.

Эти элементы выписываются на карточки (20), Так появляется новая игра – "Пропповскме карты". Как правило, она проходит весело с уклоном в пародию. С помощью этих "карт" ребятам ничего не стоит сочинить сказку на разные варианты, т.к. ребята любят тасовать "карты" и придумывать свои правила. Например, строить рассказ из 3-х "карт или с конца.

Карта "волшебные дары" – перо, которое делает уроки. Карта "запрет" – личный опыт (не трогай, нельзя) столкновение с авторитетом или авторитарностью школьных учителей, родителей.

Все эти игры – косвенные методы обучения и воспитания. Дети и не подозревают, что их учат способам общения, взаимодействию.

Несколько игровых упражнений по обучению общению для старших подростков.

Цель: психотерапевтическая. Главное, какую установку в каждом игровом упражнении даст руководитель. Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в информации о своей личности, для них можно организовать "психологические игры", Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно: например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.

Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 мин. Число участников 7-20. Следует заранее обговаривать с участниками обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даст результатов:

  • высокое доверие и доброжелательность друг к другу;
  • при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность» а ее деятельность, а ее доброжелательность и способы общения;
  • впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителя тотчас.

1. «Интервью». У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: любишь ли ты стихи? Твой любимый цвет? Твое любимое изречение? Любишь ли ты видеть сны? Если бы тебе предложили роль в фильме ("Овод", "Три мушкетера" и т.д.), кого бы ты захотел сыграть? Есть ли у тебя хобби? любимое имя? Чего ты больше всего боишься? Что больше всего ценишь в людях?

Каждому следует задавать не более 5-7 вопросов. В одно занятие можно интервьюировать по 3-4 человека. В первые занятия дать участникам такую установку – отвечать в любой степени откровенности. Можно с полной откровенностью, можно с частичной, а можно и вообще "в маске" – отвечать, будто бы не про себя, а про другого. Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у подростков. Если в процессе игровых занятий установится доверительная атмосфера, то стремление "маскироваться" отпадет само собой.

Необходимо, чтобы все участники занятий прошли интервьюирование Можно проводить усложненный вариант интервьюирования. Участники задают вопросы в "ролях": от имени детсадовских работников, космонавтов, марсиан, Красной Шапочки, Чебурашки, директора данной школы, родителей и т.д. Для старших школьников это эффективный прием для вовлечения в игровое состояние.

Можно проводить ролевое интервьюирование" на каждом занятии 2-3 мин в качестве разминки.

2. «Мнения». В первые дни занятий для установления доброжелательной обстановки атмосферы можно проводить такое упражнение. У каждого человека все по очереди называют одно лучшее качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если число участников более восьми, то игру следует проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех.

В дальнейшем можно использовать другой вариант данной игры – «Метафоры». 0 каждом из участников мнения оформляются метафорично "колючий ежик", "вечный двигатель", "головоломка" и т.д.

3. «Мимика и жесты». Эти игры необходимы для развития внеязыковых средств общения, а также для выработки свободного, раскованного общения. Варианты:

а) каждый только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость и т.д.;
б) то же самое при помощи мимики (без жестов);
в) то же самое при помощи мимики и жестов (только добровольцы, так как упражнение трудное);
г) все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например, написать письмо, "переставить мебель в классе" и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестом и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполнением.

4. «Видение других». Игры на внимательность друг к другу:

а) один садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, прическу, обувь и т.д.;
б) называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывания с самого начала занятий до данного момента (например, за последние полчаса).

5. «Стратегия в диалоге». Эти групповые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения – умения говорить и слушать другого. Например:

а) двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг от друга задание. У первого – это поддержать диалог в своей обычной манере. У второго – во что бы то ни стало удержать "лидерство" в процессе диалога. Тема задается ведущим, предлагается аудиторией, например, обсуждение нового фильма, телепередачи, возможность контакта с инопланетянами. Стратегия диалога затем обсуждается всеми;
б) тоже самое, но второй партнер получает противоположное задание: заставить напарника стать лидером разговора;
в) оба получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый соответственно должен повторить (желательно дословно) высказанное партнером затем продолжается обсуждение темы. Такой диалог идет 5-7 мин. Желательно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал число искажений каждым партнером в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться манера их разговора игры

6. «Влияние группового настроения». Цель этого группового упражнения продемонстрировать роль благожелательной и неблагожелательной атмосферы в создании настроения участников.

Двое получают задание придумать по два этюда с предметами, например один с "дипломатом" (можно представить в качестве этюдника, настольного зеркала, картины, которую надо повесить на стену), второй с линейкой (представить как указку, подзорную трубу, тросточку). Затем оба исполнителя рассказывают о своих ощущениях оценки этюдам. После этого перед ними раскрывают "заговор".

Предварительно, конечно, необходимо, чтобы на предыдущем занятии ребята поиграли в этюды с этими предметами. Пока двое готовятся за дверью класса, ведущий договаривается с аудиторией о групповой реакции. Например, первый этюд первого исполнителя встречается одобрительно (улыбки, доброжелательные взгляды, заинтересованность на лицах), второй этюд – холодно (равнодушные лица, пренебрежительные ухмылки). Реплики не рекомендуются. У второго допустимо наоборот. Затем оба исполнителя рассказывают о своих ощущениях и дают оценки этюдам. После этого перед ними раскрывают «заговор».