Использование видеоматериалов на занятиях по иностранному языку в СПО

Разделы: Иностранные языки


Эффективность учебного процесса на занятиях иностранного языка складывается из многих составляющих, среди которых дидактические средства занимают одно из ведущих мест, так как их использование позволяет решать основную задачу обучения иностранному языку – обучение устно–речевому общению.

Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость включения в программу обширной информации о культуре страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально–специфических реалий, которые могут быть непонятны для обучающихся.

Большой вклад в решение этой проблемы вносит внедрение в учебный процесс аутентичных видеоматериалов, художественных фильмов, отрывков из художественных экранизированных драматических произведений, имеющих аутентичные зрительный и звуковой ряды.

Анализ учебно–методической литературы и собственная практика показали, что аутентичные видеоматериалы обладают большими потенциальными возможностями для решения различных учебных задач.

Опора на аутентичные видеоматериалы создает благоприятные условия для овладения обучающимися новой страноведческой информацией, речевым поведением носителей языка, способствует их знакомству с бытом народа, его культурой.

В ходе использования видеоматериалов у обучающихся создается «эффект присутствия», способствующий повышению их интереса к предмету «Иностранный язык», что, несомненно, благотворно сказывается на формировании коммуникативной компетенции.

Таким образом, включение аутентичных видеоматериалов в процесс формирования иноязычной речи создает предпосылки для осуществления обучения на материале звучащей речи носителей языка, функционирующей в естественных условиях общения.

Кроме того, это путь максимального приближения учебных занятий к естественным условиям общения, т.е. это те условия, где запоминание идет непроизвольно, без оказания какого–либо давления.

В своей работе мы используем материалы по основным темам, изучаемым в ходе курса обучения английскому языку в колледже, взятые из зарубежных пособий для преподавания английского языка и адаптированным к уровню обучающихся начального и среднего профессионального образования.

Данная методическая разработка представляет собой поэтапное планирование занятия, проведенного в группе Т-19/20, обучающейся по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Данный урок входит в тему «Стандарты английского языка» раздела 1 «Социальный английский» по курсу ОГСЭ. В приложении можно посмотреть все дидактические материалы, разработанные к уроку.

Для более качественного овладения учащимися английским языком мы также разрабатываем разного рода задания, кроссворды, головоломки индивидуально для каждого студента.

На допросмотровом этапе мы используем задания-предположения, задания-предсказания, а также задания типа верно-неверно, которые обучающиеся могут выполнить, опираясь на предыдущий опыт, а также языковую и лингвистическую догадку. Примером такого задания может служить упражнение из домашнего задания, в котором нужно подобрать американские варианты к британским словам.

Также на этом этапе вводится незнакомая лексика, и происходит ее первичная отработка. Это снимает часть трудностей, возникающих у обучающихся во время просмотра аутентичного видеоматериала.

На этапе непосредственного просмотра видео эффективно в первый раз прослушивать эпизод без изображения, т.к. таким образом отрабатывается навык аудирования, играющий важнейшую роль в процессе общения.

После этого вопросно-ответное задание дает возможность более подготовленным обучающимся проявить себя. Для более слабых проводится повторный просмотр с изображением.

Далее на этом же этапе обучающимся даются задания на сопоставление, опознавание, верные и неверные утверждения, подстановку и т.д. Примеры таких заданий предлагались студентам на III этапе урока во время непосредственного просмотра видеосюжета, их также можно посмотреть в презентации к уроку.

Для более слабых студентов подбираются или специально создаются опоры, таблицы, справочные материалы, которыми они могут воспользоваться в ходе выполнения заданий на послепросмотровом этапе, у более подготовленных обучающихся такие опоры снимаются, тем самым создавая широкое поле для творчества.

Например, на открытом уроке в группе Т-19/20 послепросмотровый этап включал в себя повторение видовременной формы Present Perfect (настоящее завершенное время). Студентам предлагалось внимательно изучить картинку в течение одной минуты, затем они составляли предложения, используя данную видовременную форму, а также лексику, изученную на этапе подготовки к просмотру видеофрагмента. Для слабых студентов были подготовлены опоры, содержащие 3 формы английского глагола, сильные же составляли предложения без использования таких опор.

В результате в активную работу по повторению грамматического и лексического материала были вовлечены все студенты без исключения, что намного повысило степень усвоения материала, а также интерес студентов к предмету «Иностранный язык».

Таким образом, можно сказать, что использование аутентичных видеосюжетов, а также заданий, разработанных специально для каждого обучающегося, значительно повышают мотивацию к изучению английского языка.

Презентация.

Раздаточный материал.