Задачи урока:
- формирование понятие числа четыре как количественной характеристики эталонного множества лап у кошки (четырёх ножек у стула, стола, кресла) без анализа аддитивного состава числа четыре;
- распознавание множества из четырёх предметов: обозначение числа четыре точками на грани куба, на костяшке домино, математическим знаком – цифрой 4;
- формирование понятия «четвёртый», отличие количественного смысла числа четыре от порядкового числительного «четвёртый»;
- соотношение (больше, меньше) между изученными числами и числом 4;
- формирование умения записи цифр (в конкретном случае цифры 4);
- развитие математической речи (развёрнутые ответы);
- формирование УУД: выделение основных признаков математических объектов (на примере числа и взаимосвязанного с ним порядкового числительного); ориентация на партнёра по общению; взаимоконтроль и взаимопомощь, самоорганизация; формирование внутренней позиции школьника.
Пропедевтика: числа от 1 до 10.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: беседа по иллюстрациям учебника; организация самостоятельной (индивидуально выполняемой) и парной работы; чтение четвёртой части сказки А. Прейсена « Про Козлёнка, который умел считать до десяти» (взаимосвязь с уроком литературного чтения); оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при самостоятельной работе.
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, экран, диск «Арифметика тётушки Совы», карандаши, ручка.
Ход урока
Самоорганизация.
Дети настраиваются на работу
Устный счёт.
- Посчитайте от 1 до 10 хором. Теперь обратно. (Хоровой ответ, позволяет включить детей в решение познавательной задачи, объединяя ребят, он создаёт мажорное настроение, воспринимается как коллективная игра)
Задания со 2-6 выполняются в форме «задания в темноте» (когда ученики закрывают глаза и пальцами показывают результат арифметических вычислений)
- Какое число стоит после единицы?
- Какое число стоит между числами 1 и 3?
- Какое число следует за двойкой?
- Какое число стоит перед двойкой?
- Сколько будет 1+1; 2+1; 3-1; 3-2? Молодцы!
- Поставьте знак «больше», «меньше» на доске: 1*2, 3*2, 1*3, 2*1, 3*1, 2*3.
- Посмотрите на рисунки и ответьте на вопрос: «что находится сверху, снизу», где движение происходит «сверху вниз», « снизу вверх». Молодцы!!!!!
Постановка проблемы и формулирование темы урока.
Мотивация.
А сейчас внимание на экран. Показываю урок 4 из «Арифметики тётушки Совы».
Дети отвечают на вопросы:
– Сколько было путешественников? Сколько сосисок на завтрак? Сколько дней путешествовали наши герои?
Подведение под понятие.
– Ребята, откройте учебник на странице 52. Посмотрите внимательно на рисунок задания 1.
– Сколько лап у кошки? У собаки? Сколько ножек у стула?
Ребята, кто догадается, какая тема сегодняшнего урока?
Правильно. Число и цифра 4. На что похожа цифра 4? «Гляди четыре - это стул, который я перевернул». Четвёрка символ устойчивости и прочности. Есть четыре стороны света. Четыре времени года. Четыре стихии. (Дети перечисляют)
Давайте посмотрим, как выглядит цифра четыре, с помощью которой записывают число 4. Выводится на экран цифра 4.
Практическая работа.
Выложите на столе с помощью цветных карандашей цифру 4. Молодцы!
Физминутка «Весёлые прыжки».
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Пpедставление информации (работа по учебнику).
Задание 2. Посмотрите, как выглядит цифра 4, с помощью которой записывают число 4. Найдите среди знаков цифру 4. Посчитайте сколько раз вам встретилась цифра 4 (каждый ребёнок свой ответ «шепчет на ушко» учителю).
Рефлексия.
Задание 3. Работа в парах.
Покажите своему соседу те предметы на рисунке, которые похожи на цифру 4. Молодцы! Все справились с заданием?
Задание 4. Его мы будем выполнять в тетради. Открываем тетрадь с 50.
Сейчас мы будем учиться писать цифру 4. Посмотрите на кубик, как на нём изобразили цифру 4? (С помощью точек). Сколько точек нарисовали? (4)
Где ещё можно встретить похожие точки? (На игре «Домино» в классе)
Гимнастика для глаз по тренажёру Базарного.
Задание 5. Читаю отрывок из сказки «Про Козлёнка, который умел считать до десяти»
Каким по счёту Козлёнок назвал Быка? Сколько всего животных оказалось у озера?
Когда мы отвечаем на вопрос сколько, мы узнаем количество. Счет называется количественным. А когда задаем вопрос: “Который или какой по счету?”, мы задаем порядок. Счет называется порядковым.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. (Правильные ответы высвечиваются на экране, учащиеся сравнивают и дают словесную оценку работе соседа по парте).
1 задание. Сколько животных на рисунке? Обведи карточку с таким же числом точек. (Ответ: 4)
2 задание. Сколько у каждого многоугольника сторон? Сколько у него вершин? Запиши. (Ответ: 4.4. 3,3. 3,3)
Расставь знаки >, < или = между числами: 4 * 4, 3 * 3.
Итог.
- С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились на уроке?
- Какое число больше 3 или 4?
- Какой счёт называется количественным? Порядковым?
Ребята, вы сегодня были молодцы, спасибо вам! Давайте похлопаем сами себе!