Пояснительная записка
В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.
В. А. Сухомлинский
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Программа воспитательной работы «В гармонии с собой», реализуемая в начальной школе, поможет учителю и воспитателю организовать работу классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность. Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Она разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческой индивидуальности личности младшего школьника. А личность должна быть:
- свободной, то есть способной к самореализации;
- гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
- творческой, то есть развивающей способности, интеллект, испытывающей потребность в знаниях;
- практической, то есть трудолюбивой, владеющей хорошими манерами, ведущей здоровый образ жизни.
Задачи программы:
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
- воспитывать россиянина, человека, способного к использованию гражданских прав и добросовестному выполнению гражданских обязанностей;
- воспитание патриота своего Отечества;
- воспитание человека, владеющего культурой общения;
- воспитание семьянина, осваивающего культуру семейных отношений.
Идеи программы:
1. Идея развития.
Основной смысл – развитие творческой индивидуальности ребенка.
2. Идея красоты.
Реализация идеи красоты предполагает формирование эстетически ценностной ориентации личности, эстетическое самоопределение и саморазвитие личности.
3. Идея творчества.
Творчество – универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, национальных традиций и праздников. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая к творчеству.
4. Идея сотрудничества.
Идея предполагает совместную развивающую деятельность учеников и учителя, способы организации которой обеспечивают творческую позицию каждого на всех этапах коллективной творческой деятельности.
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Направления воспитательной работы
1. Учимся учиться.
Задачи: знакомить учащихся с основными школьными правилами, прививать навыки коллективной работы;
формировать классный коллектив, развивать коммуникативные отношения.
2. Россия – Родина моя.
Задача: знакомить учащихся с общественно – политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма.
3. Красота спасет мир.
Задачи:
- формировать способность воспринимать красоту природы и творения рук человеческих;
- воспитывать эстетический вкус через ознакомление с изобразительным искусством, живописью, музыкой, театром;
- развивать эмоциональные чувства, умение видеть прекрасное в природе, в жизни людей.
4. Развиваем способности и таланты.
Задачи:
- развивать творческую активность и интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению;
- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
- создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
- изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
5. Книги – наши друзья и помощники.
Задача: прививать любовь к книге, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими.
6. Что такое хорошо и что такое плохо.
Задачи:
- создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно-оправданных поступков;
- знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- знакомить учащихся с основными правами, сформировать их внутреннюю и внешнюю правовую культуру, чтобы основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни;
- воспитывать волевые качества ученика, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
7. Моя семья.
Задача: развивать сотрудничество учителя, ученика и родителей; учить выполнять обязанности в семье, сохранять семейные традиции.
8. Береги здоровье смолоду.
Задачи:
- создавать условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
- воспитывать потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитывать позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;
- формировать чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
9. Наш дом – планета Земля.
Задача: учить относиться к природе и ко всему живому на Земле правильно, ответственности.
Система мероприятий и сроки реализации (1-й класс)
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
Основные задачи:
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
№ | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Учимся учиться. 1. Классный час «Здравствуй, школа!». 2. Беседа «Правила поведения в школе». 3. Беседа о школьных принадлежностях «Каждой вещи свое место». 4. Классное собрание «Как вести себя в школьной библиотеке». 5. Классный час «Права и обязанности школьников». 6. Чтение и обсуждение сказок из книги М. Панфиловой «Лесная школа». 7. Классный час «Мои успехи в учении». |
|
2. | Россия – Родина моя. 1. Классный час «Россия – Родина моя» 2. Беседа «Государственные символы». 3. Беседа «Наш город». Экскурсия по городу. 4. Урок мужества. Встреча с ветеранами. 5. Операция «Милосердие». Помощь пожилым людям. 6. Чтение и обсуждение рассказов о героях войны. 7. Операция «Открытка ветерану». |
|
3. | Красота спасет мир. 1. Экскурсия в природу «Осень». 2. Музыкальная гостиная «П. Чайковский «Осень». 3. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа «Народные умельцы». 4. Беседа «Жил – был художник Васнецов». 5. Экскурсия в природу «Зима». 6. Музыкальная гостиная «П. Чайковский «Зима». |
|
4. | Развиваем способности и таланты. 1. Игра – самопредставление «Это – я». 2. Час общения «Я люблю…». 3. Классный час «Мой любимый урок». 4. Конкурсы рисунков «Осень – рыжая лиса», «Зимушка – зима», «Весна – красна». 5. Конкурс чтецов. 6. Час загадок. 7. Час игр и развлечений. 8. Игра – проект «Моя любимая игрушка». 9. Конкурс «Наши таланты». 10. Праздники: «Осень золотая», «Мы школьниками стали», «Новогодний хоровод», «Прощай, Азбука», «Дорогим мамам и бабушкам» «Перешли мы во второй». |
|
5. | Что такое хорошо и что такое плохо. 1. Классное собрание «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. Классный час «Если добрый и вежливый ты – это очень хорошо». 3. Беседа «Учимся дружить». 4. Беседа «Твое настроение». 5. Классный час «Да здравствует вежливость». 6. Классный час «Школьный этикет». 7. Чтение и обсуждение рассказов из «Азбуки нравственного воспитания»: В. Осеева «Плохо». 8. Беседа «Добрые слова». |
|
6. | Моя семья. 1. Беседа «Моя семья». 2. Час общения «Выходной день в моей семье». 3. Фотовыставка «Путешествуем всей семьей». 4. Беседа «Газеты и журналы в нашем доме». 5. Встреча с мамами «Профессии наших мам». 6. Встреча с папами «Профессии наших пап». 7. Игра – проект «Подарок – маме». 8. Выставка поделок «Увлечения в моей семье». 9. Беседа «За что уважают в семье». 10. Конкурсы рисунков «Портрет моей мамы», «Моя бабушка». |
|
7. |
Береги здоровье смолоду. 1. Беседа «Режим дня школьника». 2. Беседа «Как правильно закаляться». 3. Беседа врача «Как ухаживать за зубами». 4. Игра «В гостях у Мойдодыра». 5. Спортивный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». 6. Спортивные соревнования «Веселые старты», «Зов джунглей», «Рыцарский турнир». |