Учебные цели:
- углубление и обобщение знаний о строении и значении нуклеиновых кислот.
- формирование знаний об энергетическом веществе клетки – АТФ
Знать: Нуклеиновые кислоты. ДНК – химический состав, строение, удвоение ДНК, биологическая роль. РНК, АТФ – структура, синтез, биологические функции.
Уметь: составлять схемы цепочек ДНК и РНК по принципу комплементарности.
Задачи урока:
- Образовательные: ввести понятие нуклеиновых кислот, раскрыть особенности их состава и строения, функций, познакомить с азотистыми основаниями и пространственной организацией ДНК и РНК, основными видами РНК, определить черты сходства и различия между РНК и ДНК, сформировать понятие об энергетическом веществе клетки – АТФ, изучить строение и функции этого вещества.
- Развивающие: развивать умения сравнивать, оценивать, составлять общую характеристику нуклеиновых кислот, развитие воображения, логическое мышление, внимание и память.
- Воспитывающие: воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание, воспитание правильного поведения на уроке, профориентация.
Вид занятий: комбинированный урок – 80 минут.
Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация.
Оборудование: рисунки учебника, таблицы, модель ДНК, доска.
Оснащение занятий:
- тестовые задания;
- карточки для индивидуального опроса.
Ход занятия
I .Организационная часть:
- проверка присутствующих;
- проверка аудитории и группы к занятию;
- запись в журнале.
II. Контроль уровня знаний:
тестовый контроль: Приложение 1.
III. Сообщение темы.
IV. Изложение нового материала.
План изложения материала:
- История изучения нуклеиновых кислот.
- Строение и функции.
- Состав, нуклеотиды.
- Принцип комплементарности.
- Структура ДНК.
- Функции.
- Репликация ДНК.
- РНК – состав, строение, виды, функции.
- АТФ – строение и функции.
ДНК
Какое вещество является носителем наследственной информации? Какие особенности его строения обеспечивают многообразие наследственной информации и ее передачу?
В апреле 1953 года великий датский физик Нильс Бор получил письмо от американского ученого Макса Дельбрюка, где он писал:"Потрясающие вещи происходят в биологии. Мне кажется, что Джеймс Уотсон сделал открытие, сравнимое с тем, что сделал Резерфорд в 1911 году (открытие атомного ядра)".
Джеймс Дьюи Уотсон родился в США в 1928 году. Еще студентом Чикагского университета он занялся самой актуальной тогда проблемой в биологии – ролью генов в наследственности. В 1951 году, приехав на стажировку в Англию, в Кембридж, он знакомится с Френсисом Криком.
Френсис Крик почти на 12 лет старше Уотсона. Он родился в 1916 году и по окончании Лондонского колледжа работал в Кембриджском университете.
В конце 19 века известно, что в ядре находятся хромосомы и они состоят из ДНК и белка. Знали, что ДНК передает наследственную информацию, но главное оставалось тайной. Как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК.
Уотсон и Крик должны были придумать такую модель ДНК, которая соответствовала бы рентгеновской фотографии. Моррису Уилкинсу удалось “сфотографировать” молекулу ДНК с помощью рентгеновских лучей После 2-х лет кропотливой работы ученые предложили изящную и простую модель ДНК Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию.
ДНК – полимер.
Актуализация знаний: Что такое полимер?
Что такое мономер?
Мономерами ДНК являются нуклеотиды, которые состоят из:
- Азотистого основания
- Сахара дезоксирибозы
- Остатка фосфорной кислоты
Зарисовать схему нуклеотида на доске.
В молекуле ДНК обнаружены различные азотистые основания:
- Аденин (А), обозначим это азотистое основание
- Тимин (Т), обозначим это азотистое основание
- Гуанин (Г), обозначим это азотистое основание
- Цитозин (Ц), обозначим это азотистое основание
Вывод, что нуклеотидов – 4, и они отличаются только азотистыми основаниями.
Цепочка ДНК состоит из чередующихся нуклеотидов, связанных ковалентной связью: сахар одного нуклеотида и остаток фосфорной кислоты – другого нуклеотида. В клетке обнаружено не просто ДНК, состоящее из одной нити, а более сложное образование. В этом образовании две нити нуклеотидов связанные азотистыми основаниями (водородными связями) по принципу комплементарности.
Можно предположить, что получающаяся цепочка ДНК сворачивается в спираль из-за разного количества водородных связей между азотистыми основаниями разных цепочек и таким образом принимает самую выгодную форму. Такая структура достаточно прочная, разрушить ее трудно. И, тем не менее, это происходит в клетке регулярно.
В качестве вывода составляется опорный конспект:
- НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
- ПОЛИМЕРЫ
- ДНК – двойная спираль
- Крик, Уотсон – 1953,
- Нобелевская премия
- комплементарность
Функции:
- Хранение наследственной информации
- Воспроизведение наследственной информации
- Передача наследственной информации
РНК
Рибонуклеиновая кислота (РНК), также линейный полимер, но гораздо более короткий. Основания РНК комплементарны основаниям ДНК, но в молекуле РНК однооснование – тимин (Т) – заменено на урацил (У) и вместо дезоксирибозы использована просто рибоза, имеющая на один атом кислорода больше. Кроме того, РНК – одноцепочечная структура.
Природа создала три основных вида молекул РНК.
Молекулы, считывающие информацию с ДНК, называются информационными РНК (и-РНК). Такая молекула быстро соединяется с рибосомой, непродолжительное время работает как матрица (поэтому называется еще и матричной, или м-РНК), «износившись», разваливается, и на ее место встает новая молекула и-РНК. Этот процесс идет непрерывно на протяжении всей жизни клетки.
Молекулы РНК другого типа имеют гораздо меньшие размеры и разделены на 20 разновидностей в соответствии с количеством разных аминокислот, входящих в белки. Каждая молекула этого типа с помощью определенного фермента соединяется с одной из 20 аминокислот и доставляет ее к рибосоме, уже соединенной с и-РНК. Это – транспортная РНК (т-РНК).
Наконец, в рибосомах есть своя, рибосомная, РНК (р-РНК), не несущая генетической информации, но входящая в состав рибосомсом.
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект по РНК
РНК – одиночная цепочка
А, У, Ц, Г – нуклеотиды
Виды РНК –
- и-РНК
- т-РНК
- р-РНК
Функции:
Биосинтез белка
Ученые выяснили, что каждая молекула тела использует особое излучение, самые сложные вибрации издает молекула ДНК. Внутренняя “музыка” сложна и разнообразна и, что самое удивительное, в ней четко прослеживаются определенные ритмы. Преобразованные компьютером в графическую картинку, они являют собой завораживающее зрелище. Можно следить за ними часами, месяцами, годами – все время “оркестр” будет исполнять вариации на знакомую тему. Играет он не для собственного удовольствия, а на благо организма: ритм, заданный ДНК и “подхваченный” белками и другими молекулами, лежит в основе всех биологических связей, составляет нечто вроде каркаса жизни; нарушение ритма влечет за собой старение и болезнь. У молодых этот ритм более энергичный, поэтому они любят слушать рок или джаз, с возрастом белковые молекулы теряют свой ритм, поэтому более взрослые люди любят слушать классику. Классическая музыка совпадает с ритмом ДНК (академик Российской академии В.Н. Шабалин изучал это явление).
Можно дать совет: Начинай утро с хорошей мелодии и проживешь дольше!
АТФ.
Аденозинтрифосфорная кислота. Универсальный биологический аккумулятор энергии. Высококалорийное клеточное «топливо». Содержит 2 макроэргические связи. Макроэргическими называются соединения, в химических связях которых запасена энергия в форме, доступной для использования в биологических процессах.
АТФ (нуклеотид) состоит:
- азотистое основание
- углевод,
- 3 молекулы Н3РО4
Макроэргические связи
- АТФ + Н2О —► АДФ + Ф + Е (40 к Дж/ моль)
- АДФ + Н2О —► АМФ + Ф + Е (40 к Дж/ моль)
Энергетическая эффективность двух макроэргических связей составляет 80 к Дж/моль. АТФ образуется в митохондриях клеток животных и хлоропластах растений Энергия АТФ используется на движение, биосинтез, деление и др. Средняя продолжительность жизни 1 молекулы АТФ менее 1 мин, т.к. она расщепляется и восстанавливается 2400 раз в сутки.
V. Обобщение и систематизация.
Фронтальный опрос:
- Объясните, что такое нуклеиновые кислоты?
- Какие виды НК вы знаете?
- Являются ли НК полимерами?
- Каков состав нуклеотида ДНК?
- Каков состав нуклеотида РНК?
- В чем сходство и различие между нуклеидами РНК и ДНК?
- АТФ – постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство.
- Какое строение имеет АТФ?
VI. Закрепление нового материала:
Решить задачу:
Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение: Г- Г-Г-А -Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т
а) Укажите строение противоположной цепи
б) Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и – РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.
ТЕСТ – Приложение 2.
Задание: составить синквейн.
ДНК
хранит, передает
длинная, спиралеобразная, закрученная
1953 год Нобелевская премия
полимер
VII. Заключительная часть:
- оценка работы,
- замечания.
VIII. Домашнее задание:
- параграф учебника,
- составить кроссворд на тему: «Нуклеиновые кислоты»,
- подготовить сообщения по теме «Органические вещества клетки».