Цель программы: Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях.
Задачи:
- Оптимизация и гармонизация детско – родительских взаимоотношений через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и и самоутверждению родителей.
- Ознакомление родителей с особенностями психологического развития детей раннего возраста
- Формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.
- Стимулирование личностного роста, повышение социальной и психологической компетентности родителей группы.
- Оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Условия проведения:
Встречи в рамках психологического клуба могут проводиться в группе, музыкальном зале, кабинете психолога. Желательно, чтобы на каждой встрече родители были с бейджами – карточками, на которых пишут свое имя так, как им удобно, чтобы к ним обращались.
При поступлении в группу родители заполняют анкету для поступающих в группу (Приложение 1) и анкету для родителей «Вы и ваш ребенок перед поступлением в детский сад». (Приложение 2).
Время проведения: Периодичность встреч 2 раза в месяц. За год проходит до 16 встреч. Каждая встреча посвящена определенной теме.
Оборудование:
- Мольберт, стулья, ковры
- Бумага, карандаши, фломастеры, краски и другие изоматериалы.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
Общая структура встреч
1. Приветствие. Психолог здоровается, говорит о теме и об основных моментах встречи, стараясь заинтересовать родителей.
2. Мини - лекция. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит основную часть материала, раскрываемую психологом в процессе работы клуба.
3. Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включают индивидуальную и коллективную работу родителей, а также групповое
4. Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.
5. Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые психолог дает ответы.
6. Обратная связь. Родители говорят о своих чувствах, переживаниях, о том опыте, который они получили. Делятся полученными впечатлениями. Заполняют анкету – опросник по завершении занятий (Приложение 3)
7. Домашнее задание. Психолог дает домашнее задание и называет тему следующей встречи. Затем прощается с наилучшими пожеланиями и приглашает родителей на следующее заседание клуба.
Перспективный план работы психологического клуба для родителей (Приложение 4).
Использованная литература:
- Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград: Учитель, 2011.
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями». Волгоград: Учитель, 2010.
- Коробицына Е.В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 -7 лет: диагностика, тренинги, занятия». Волгоград: Учитель, 2009.
- Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Яничева Т.Г. и др. «Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей». – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
- Ларечина Е. В.Развивающая работа для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» для детей (1 -2 года).- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.