Интегрированное занятие по технологии и литературному краеведению "Путешествие в мир кукол"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.

.

Цель: пробуждение познавательного интереса к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям нашей страны.

Задачи:

  1. Образовательные: Знакомить с историей своего народа, его традициями, символикой и обрядами.
  2. Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, художественному и народному творчеству, бережное отношение к вещам.
  3. Развивающие: Развивать мелкую моторику, творческие способности, навыки коллективного труда.

Форма проведения: урок-путешествие (в рамках школьной предметно-методической недели) для третьеклассников и учителей начальных классов.

Участники: классный руководитель, родитель (мама) ученика 3г класса Спорышева Романа, педагог дополнительного образования ЯЦВР Спорышева С.Ю., учащиеся 3г класса, педагоги начальной школы.

Подготовка к занятию: Встреча с работниками районного музея, анкетирование родителей, работа с Интернетом, дополнительной литературой, подготовка к организации выставки «Обереги», изготовление технологических карт (демонстрационных и индивидуальных), дополнительные практические занятия по изготовлению куклы-скрутки с группой учащихся – помощниками учителя, «маленькими мастерами».

Анкета для родителей:

  1. Любили ли вы играть в игрушки?
  2. Ваша любимая игра и игрушка?
  3. Сохранилась ли любимая игрушка вашего детства?
  4. Почему она была любимой?
  5. Какие чувства вызывают воспоминания, связанные с любимой игрушкой?
  6. Хотели бы вы иметь игрушки ваших детей?

Оборудование: Мультимедийная презентация (у автора), выставка дополнительной литературы (по теме занятия), выставка тряпичных кукол: домовенок, лоскутная кукла, кукла из ниток, из теста, ненецкие куклы, берегини; обереги: подковки, китайские талисманы, настенные панно.

Материалы и инструменты: лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, цветные нити, разноцветные обрывки узких атласных лент или декоративный шнур, ножницы.

Ход занятия

Слайд 1 (вводный – «Добро пожаловать!»)

(Звучит музыка. На фоне слайдов дети читают стихи.)

Слайды 2-4 (природа севера, северное сияние)

Ученик 1:

Все мы здесь живём, на Севере.
Что известно вам о нём?
Здесь у нас на белом Севере
Даже ночь бывает днём!

Слайд 5 (цветущая тундра)

Ученик 2:

Красота родного края,
Распахнувшийся букет.
Ты несёшь сквозь тень окраин
Старины далёкий свет.

Слайд 6 (праздник поселка)

Ученик 3:

Как ты дышишь,
Как богата вся история твоя!
От восхода до заката
Не расскажешь про тебя.

Ученик 4:

Край неведомых просторов,
Всем здесь дышится легко.
Многоличие народов
На Ямале велико.

Слайд 7 (дети зимой)

Ученик 5:

В каждом северном посёлке
Есть, однако, ребятишки.
Все девчонки – северянки,
Северяне – все мальчишки.

Слайд 8 (дети на переменке)

Ученик 6:

Нам на месте не сидится,
Мы хотим весь день крутиться,
Бегать, прыгать, кувыркаться,
И вертеться, и смеяться.

Слайд 9 (игрушки)

Ученик 7:

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть.

Ученик 8:

Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом,
Все на место уберем.

Учитель 1: Дорогие ребята, уважаемые гости! А давайте прямо сейчас совершим увлекательное, познавательное путешествие в МИР ИГРЫ и ИГРУШКИ, в МИР КУКОЛ!

Слайд 10 (тряпичные куклы)

Просим всех присутствующих быть его активными участниками. Согласны?

Девочка 1 (выкрикивает): Ой! Значит, мы сейчас будем играть?!

Учитель 1: Да. Наше путешествие мы начнём с игры. Ребята, вы знаете игру «дочки-матери»?

(Ответы детей)

(Звучит 1-й куплет колыбельной песни. На фоне музыки выходит группа девочек со своими любимыми куколками. Дети рассаживаются по группам. Одна из девочек делает сообщение о колыбельных песнях.)

Девочка 1: Что такое колыбельные песни? Для каждого из нас – это определенные песни, которые поются матерью перед сном своему ребенку для того, чтобы он быстрее уснул. Колыбельные звучат на разных языках по всему миру, но каждая из них несёт в себе материнскую любовь и заботу.

Слайд 11 (малыш)

(Группа девочек поёт колыбельные песни на разных языках (русском, ненецком, украинском, татарском, ногайском), укачивая кукол.)

Учитель 1: Спасибо, девочки!

Слайд 12 (кто в куклы не играл…)

Детство…Мир волшебства, добрых фей, и, конечно же, забавных плюшевых мишек и красавиц-кукол.… Мы – взрослые, тоже были детьми и также как и вы, ребята, любили играть. Только игрушки у нас были другие…Правда, уважаемые гости?

В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. Похоже, за этой игрой стоит что-то очень важное и можно попробовать разглядеть. Что же такое игра в куклы, что она дает людям, если в нее играют все, невзирая на возраст и пол?

Не секрет, что любой взрослый испытывает чувство тоски по ушедшим навсегда годам.… Однако не стоит отчаиваться, ведь детство – это не возраст, это, прежде всего, состояние души!

Обращение к гостям с вопросами:

  1. А вы играли в «дочки-матери»?
  2. Помните ли вы, (уважаемаяИ.О.), какая была ваша любимая игрушка?
  3. Скажите, (…И.О.), в какие игры вы любили играть?
  4. Знаете ли вы такую игру – «казаки-разбойники»?

Ребята, а что говорят ваши родители, вспоминая своё детство?

Опрос учащихся по анкетам родителей:

  • Какая была любимая игрушка у твоей мамы и почему? (Лиля, Сережа, Ахмед).
  • Во что любили играть твои родители? (Олег, Вика, Оля).
  • У кого из ваших родителей сохранилась любимая игрушка? (Рома, Владик)

Учитель 1: И все же на протяжении многих веков самой распространенной, доступной и, конечно, самой любимой игрушкой была и остается кукла!

Слайд 13 (мир кукол)

Наше сегодняшнее занятие посвящено кукле. Вы узнаете, в какие куклы играли дети в давние времена, из чего они были изготовлены, какое значение они имели в жизни семьи, в жизни людей.

На занятии вы своими руками изготовите древнюю куколку-оберег. Что же такое кукла? Послушаем тех, кто узнал об этом.

(Сообщение заранее подготовленных учащихся.)

Ученик 9: По-японски кукла – «нинте», что переводится – «образ человека». Пожалуй, точнее и не скажешь.

Слайд 14 (японские куклы)

Ученик 10: Куклой можно считать любую скульптурку, фигурку, которая, изображает человека и служит для игры.

Ученик 11: Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам с просьбой о теплом лете, богатом урожае, дожде, удачной охоте. Все мы знаем о весёлой Масленице, когда пекут блины, затевают весёлые игры и сжигают на костре чучело Масленицы, чтобы быстрее пришла Весна и долгожданное тепло.

Слайд 15 (Масленица)

Ученик 12: Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте – в захоронениях-современниках пирамид.

Слайд 16 (куклы Египта)

Ученик 13: Самые первые куклы делались из золы. Как это ни странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Слайд 17 (зольные куклы)

Ученик 14: Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Ученик 15: Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Слайд 18 (ненецкие куклы)

Ученик 16: Традиционная ненецкая кукла, к примеру, изготавливалась из утиного клюва. По древним верованиям, именно птица являлась матерью-прародительницей. Сделав куклу из клюва птицы, мать-ненка пыталась оградить свое чадо от зол и напастей.

Слайд 19 (мама и ребенок, кукла « пеленашка»)

Ученик 17: Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленатую куклу – считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Ученик 18: Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Учитель 1: Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо оберегами.

Слайд 20 (мир кукол)

Кукла-берегиня не покупается, а выкупается. Выкуп: деньги, вещь, продукты, ткани и т.п. По старинным правилам кукла выбирается из большого количества кукол. Тот, кто хочет иметь ее в доме, общается с куклами, рассматривая их. Одна или несколько кукол дадут человеку знать, что они хотят жить в его доме. Он поймет это по тому чувству, которое возникнет у него по отношению к определенной кукле. Он даже мысленно увидит, где именно в доме будет расположена принесенная кукла. Тогда он сам определяет ценность этой куклы и кладет на то место, где бы она стояла.

Учитель 2: (обращение к выставке) С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать Обереги. И эти Обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев.

И сейчас они ещё сохраняются в наших домах. Почти у каждого есть какой-нибудь Оберег. Наверное, некоторые люди даже не понимают, что у них есть Обереги. Оберегать их может просто какая-то вещь, которая им почему-то нравится. Во многих домах встречаются подковы, висящие на стене в прихожей, или венички, или домовой из холщового мешка, упрятанный в укромное место. Например, считается, что метла выметает из дома ссоры.

– А от чего защищает чеснок? (от нечистой силы)

– Подковка для чего служит? (на счастье, укрепляется «рожками» вверх)

(обращение к выставке, в руках кукла-оберег)

Куклы-берегини несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей, охраняют их от темных сил, ссор, болезней.

Учитель 1: Ребята, уважаемые взрослые! Мы думаем, что всё услышанное вам, конечно, понравилось. Пора приступить к изготовлению своей куклы.

Учитель 2: Народные мастерицы считают, что если куклу делал добрый человек, то и кукла получится доброй, а если делали куклу с недобрыми мыслями, то кукла понесёт в себе злую энергию и никому не принесёт добра.

– Дети, вам какую куклу хотелось бы сделать?

А для этого существуют разные приговоры при изготовлении кукол. Вот один из них:

Слайд 21 (с текстом приговора и фотографией куколок ручной работы)

А сейчас я приглашаю всех немного поиграть, отдохнуть и настроиться на предстоящую работу.

Физминутка

Учитель 1:

Куклы вы мои безрукие,
Куклы вы мои безликие,
А люблю-то я вас больше всех,
А целую-то я вас крепче всех.
А люблю-то я вас больше всех,
А целую-то я вас крепче всех.

Отдохнули? Тогда за работу!

Учитель 2: Ребята, а вы хотите иметь такого помощника, друга, с которым легче и интереснее будет жить и преодолевать невзгоды? Вот с такой маленькой волшебницей – русской традиционной куклой-закруткой я и хочу вас познакомить.

Традиционная тряпичная кукла безлика (в руках кукла). Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо из нескольких тряпочек, без обозначенного лица передает характер куклы. Кукла многолика, она может смеяться и плакать.

Мы с вами на занятии изготовим куклу «скрутку» и сделаем выставку наших работ.

(выставляется флажок с названием «выставка») 

Мне сегодня будут помогать мои помощники – «маленькие мастера», потому что, скажу вам по секрету, они уже умеют делать такую куклу.

(выходят помощники, становятся рядом с учителем)

Практическая часть урока 

Слайд 22 (тряпичная кукла «скрутка»)

Учитель 2: Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без использования иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки.

– Аня, подскажи, пожалуйста, почему?

Аня: Ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…

Учитель 2: Ткань для изготовления куклы не режется ножницами, а рвётся руками.

– Дашенька, открой секретик, почему?

Дашенька: Если вы будете резать ткань ножницам, тогда вы не услышите звук разорванной ткани и не узнаете, о чем думала ваша пра-пра-прабабушка.

Серёжа: А можно я добавлю? Ткань очень ценилась в древности: вырастить лен, вычесать его, спрясть, скрутить нить – длинный трудоёмкий процесс. Поэтому пустой забавы ради такие куклы не делали.

Рома: Если же по необходимости всё-таки приходится использовать ножницы, то приговариваем (слова на карточке):

«Режу не по хотенью, по Божьему веленью, творю красоту, унимаю беду."

Ребята, а вы помните правила работы с ножницами?

Учитель 2: Молодцы, мои помощники! Всё правильно сказали. Перед вами, ребята, лежат кусочки белой ткани, надрезанные ножницами.

Давайте подумаем о чём–то хорошем, прежде чем потянуть ткань на разрыв в разные стороны (рвём ткань на квадратики).

– Помощники мои, идите к ребятам и помогайте, кому нужно.

Итак, работаем все вместе. Берём белый кусочек ткани.

Смотрим в нашу технологическую карту. Она у нас на экране и у вас, ребята, на партах имеется. Что нам нужно сделать с квадратиком ткани?

(работаем по технологической карте, рис. 1)

(Слайд 23 Текст к слайду: Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет «тулово» нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще для того, чтобы кукла была устойчивой.)

– Ваше настроение перейдет в вашу куклу, она его сохранит и вернет вам в трудную минуту. О чём вы думаете, помощники мои?

Аня: Пусть в моей семье все будут здоровы.

Серёжа: Пусть мама и папа чаще улыбаются.

Даша: А пусть в нашем классе всегда будет мир.

Рома: И вообще, пусть все люди на земле улыбаются чаще, чем плачут.

Учитель 2: Приступаем к следующему этапу. Посмотрим на рис. 2. Делаем все вместе.

(Работа по технологической карте, рис.2)

(Слайд 24. Текст к слайду: Теперь, примерно на уровне шеи и пояса, перевяжем нашу «скрутку» ниткой.)

Квадрат – это символ гармонии и постоянства.

(Слайд 25. (Работа по технологической карте, рис. 3)

Текст к слайду: Берём такой же квадратик белой ткани и кладём в его середину вату, чтобы голова получилась круглой.)

(Работа по технологической карте, рис. 4)

(Слайд 26. Текст к слайду: Накроем «скрутку» по центру белой тканью и сформируем голову.)

– Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.

Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

(Работа по технологической карте, рис. 5)

(Слайд 27. Текст к слайду: Завяжем ниткой на уровне шеи.)

– Помните песенку со словами "если кукла выйдет плохо, назову ее дуреха"? Так вот, плохо кукла выйти не должна. Если уж дурехой получилась, следовательно, в хозяйку пошла. Посему советую: при чистых и светлых помыслах делайте кукол, радуйтecь им, радуйтесь вместе с ними, дарите их тепло и свет.

(Работа по технологической карте рис. 6)

(Слайд 28. Текст к слайду: Делаем руки: уголки ткани загнём внутрь, завяжем. 0тдельной ниткой перевяжем ткань на туловище.)

– Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.

(Работа по технологической карте рис. 7)

(Слайд 29. Текст к слайду: Будем куклу наряжать! Куклу положим на большой квадрат цветной ткани так, чтобы середина квадрата была на уровне талии куклы. Перевяжем ниткой поясом Сформируем складочки.)

(Работа по технологической карте рис. 8)

(Слайд 30. Текст к слайду: Верхнюю часть юбки опустим вниз.)

– Давайте, ребята мысленно пошлём нашим предкам телеграмму: «Уважаем, изучаем, чтим».

(Работа по технологической карте рис. 9)

(Слайд 31. Текст к слайду: Остальные детали одежды и украшения куклы – дело фантазии, желания.)

– Тут уж, ребята, вы сами решаете, как дальше украсить куклу. Помните о том, что лоскутки, из которых вы будете мастерить платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе. Она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты и всегда будет радовать. Ведь она сделана с любовью!

Итогом нашей работы является выставка «Чудо – дело наших рук!». Оформляем выставку готовых работ.

Организация выставки «Чудо – дело наших рук!». Уборка рабочих мест.

Слайд 32. (ещё тряпичные куклы)

Учитель 2: Мои помощники, мы с вами знаем о куклах чуть больше, чем остальные ребята. Поделитесь с ребятами секретами, как же можно использовать ваши куколки?

Серёжа: Я поставлю свою куколку высоко на шкаф, пусть сидит высоко, всё видит и оберегает наш дом от всего плохого.

Аня: А я подарю своей куколке красивые бусы. «Посмотри, куколка, какая ты красивая! Теперь исполни моё желание (нашёптывает что-то на ушко кукле)». Потом я спрячу куколку подальше с глаз. И каждый раз в ответ на мой подарок куколка Желаньица будет исполнять мои желания.

Даша: А я дома привяжу к ручкам куколки мешочек с монеткой и пшеницей. Пусть в нашем доме всегда будет достаток.

Рома: А я посажу свою куколку на спинку дивана, там у меня много мягких игрушек. Ей там будет весело и пусть охраняет мои счастливые сны.

Учитель 2: Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

Учитель 1: Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Слайд 32 (мир кукол ваших руках)

Учитель 2: Есть такая пословица: «Не трудное дело, да не всякому дается». Всем ребятам, участникам нашего занятия, всё сегодня удалось. Молодцы! Всем спасибо за совместную работу!

Нашим гостям мы вручаем памятки. А для ребят они есть в электронном виде на классном компьютере.

Учитель 1: Ну и в заключении давайте прочитаем все вместе:

Слайд 33 (куклы, текст /читаем хором/

Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.)

Слайд 34 (Всего доброго!)