Цель: Закрепить представление об образовании числа 10.
Задачи:
- Упражнять детей в количественном счёте в пределах 10; закрепить знание цифр первого десятка; умение считать и сравнивать по количеству, делать обобщение, пользуясь разными формулировками ответа (больше, меньше, поровну, столько-сколько, по 9, по 10).
- Формировать логические операции в игре с двумя обручами (сравнение, обобщение, классификация).
- Закрепить знания о геометрических фигурах.
- Продолжать развивать внимание, память, речь детей.
- Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого и товарищей, отвечать полным ответом.
Материал: Магнитная доска, 10 цветков (9 красных, 1 синий), 10 жучков с различной формой лапок и количеством точек на спинке, наборы геометрических фигур, 2 обруча, карточки-схемы для игры с обручами, медвежонок Винни-Плюх (мягкая игрушка), набор цифр от 1 до 10.
Ход занятия
1. Приветствие гостей.
Знакомство детей с медвежонком Винни-Плюхом. Дети пожимают медвежонку лапу и называют своё имя.
Медвежонок рассказывает детям историю, которая произошла с ним летом. Однажды, гуляя в лесу, он вышел на прекрасную поляну. Что увидел медвежонок на поляне? (на доске расположены цветы, их 9, вразброс).
Медвежонок подумал: «Интересно, а сколько цветов на этой полянке?» Ребята, кто поможет медвежонку сосчитать цветы? (Ребёнок считает: цветов 9) Тут из под травинок показались жучки. (на доску выставляются жуки). Как называются эти жуки? (божьи коровки). У медвежонка возник другой вопрос – кого больше на полянке жуков или цветов? (Дети считают жуков, их тоже 9. Приходят к выводу, что жуков и цветов поровну, по 9).
Внезапно солнышко закрыла туча, на полянку набежала тень. Медвежонок от страха закрыл глаза. И вы, ребята, закройте глаза. (на доску выставляется ещё 1 цветок отличного цвета от других). Когда солнце выглянуло снова и медвежонок открыл глаза, ему показалось, что на поляне что-то изменилось. Ребята, посмотрите внимательно, что изменилось на поляне? (появился ещё 1 цветок).
А теперь жуков и цветов поровну? Как узнать? Давайте посадим на каждый цветок по жучку. Что получилось? (один цветок остался лишний, ему жучка не хватило) Чего больше (меньше) жуков или цветов? На сколько? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну, по 10? (добавить ещё 1 жука).Сколько было жуков? (выставить на доску цифру 9). Сколько добавили? (1) Сколько жуков стало, когда добавили 1? (выставить цифру 10). Что можно сказать о количестве цветов и жуков теперь? (их поровну, по 10). Молодцы, ребята, помогли медвежонку !
Теперь нам нужно немного отдохнуть.
Пальчиковая игра «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и дыханье,
Дружно дают под землёй корешки.
Пальчиковая игра «Я нашла жука».
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руке,
Пусть сидит в кармашке.
Лапок шесть, а глазка два,
Трещинка на спинке,
Вот хорошая трава,
На, поешь травинки!
Дети сопровождают слова соответствующими движениями.
2. Работа за столами.
Дети выполняют задания медвежонка Винни-Плюха.
-На верхнюю полоску положите столько квадратов, сколько жуков на поляне. Сколько положили? Почему?
-На нижнюю полоску положите кругов на один меньше чем квадратов. Сколько? Почему?
-Чего меньше? (больше?) На сколько больше? (меньше)
-Теперь сделайте так, что бы кругов и квадратов стало поровну, по 10. Что будете делать?
-Что можно сказать о количестве кругов и квадратов?
Молодцы ребята, справились с заданиями!
3. Игровое упражнение на развитие логического мышления.
Нашему медвежонку захотелось получше рассмотреть божьих коровок. А вам хочется? (дети подходят к доске, рассматривают жучков).
Чем наши жучки похожи друг на друга? (все круглой формы, лапок по шесть). А чем они отличаются? (лапки у жучков разной формы: треугольные, прямоугольные, закруглённые, разное количество точек на спинках).
Возьмите по одному жучку, рассмотрите внимательно.
- Сколько точек у твоего жучка на спине?
- Какой формы ножки? (опросить 3-4 ребёнка)
Целый день провели жуки на поляне, пора домой лететь. Покажите как летели, жужжали божьи коровки. А вот их домики (на полу два обруча).
Игра «Помоги божьей коровке попасть в домик».
В зелёном обруче живут жучки с пять точками на спине. В синем обруче живут божьи коровки с прямоугольными лапками. Чтобы вам не запутаться Мишутка приготовил карточки-подсказки. Какие жучки жили в зелёном обруче? Какие в синем? Поселите своих жучков в домики (выслушать пояснение детей, почему они хотят поселить своего жучка именно в этот домик). Сколько жучков живёт в синем домике? Сколько в зелёном? Почему одна синяя божья коровка не попала не в синий не в зелёный обруч? (потому что у неё не 5, а 6 точек на спине и ножки закруглённой формы).
Не расстраивайся, медвежонок, мы нарисуем ей домик после занятия.
4. Итог занятия.
Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на лесной полянке.