Своим докладом я ещё рaз хочу показать, что всесторонняя физическая двигательная активность детей может быть достигнута при условии комплексного применения разнообразных форм работы по развитию двигательных навыков. Занятия по физической культуре, подвижные спортивные игры, эстафеты, физкультурные праздники – всё это требует четкой разработки их содержания с учетом повторения и закрепления материала. Двигательный режим ребёнка заметно сокращается с момента поступления его в школу, это связано с началом новой деятельности – учебной. И вот одним из важных средств, способствующих преодолению гиподинамии, может стать использование оптимального объёма двигательной активности, как в урочное, так и во внеурочное время, где огромная роль принадлежит подвижным и спортивным играм. Правила в подвижных играх носят организационный характер: они определяют ход игры, последовательное выполнение действий, взаимоотношение участников, поведение каждого игрока. Учитель должен чётко объяснять содержание и правила игры. Следует всячески поощрять организацию игр самими детьми, вносить в игру дополнения, усложнения, использовать считалки, потешки, забавные певалки. Педагог может принимать непосредственное участие в игре или наблюдать за играющими, давая чёткие указания по ходу игры. А зная индивидуальные особенности детей, очень легко регулировать их двигательную активность, по-разному оценивая действия игроков. Малоподвижным детям можно поручить ведущие роли, привлекать их к выполнению специальных упражнений, хвалить за хорошо выполненное задание и проявление решительности; легковозбудимых детей можно сдержать, напоминая им о выполнении правил. Всё это способствует поднятию интереса к урокам физической культуры, дети с удовольствием придумывают новые игры, принимая в них самое активное участие.
Доклад
«А игры не будет, что ж тогда останется?»
Л.Н. Толстой «Детство»
«…через детей последующих поколений детские игры снова и снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют…»
Е.А. Покровский
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Русские народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость вырабатывало стремление к победе.
Передовые представители культуры призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит, оригинальность самовыражения того или иного народа. В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относится и русская народная игра. Она является неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры лаконичны; выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана одной из ведущей деятельностью школьников.
Все свои жизненные переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастух» и т.д.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги, непосредственно характеризующие персонажей, требуют активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных на отдельных игровых занятиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е.мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки»).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют поведение детей, их взаимоотношение содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один за всех и все за одного»-цыплята),ответственности, смелости, находчивости(наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть и эстетическое значение. Составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на
объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
- Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду. -
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води. -
Шла кукушка, мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда необходимо поделиться на команды. Например, игроки путем считалки выбирают 2 ребят, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают и образуют воротца.
Остальные играющие пробегают в эти воротца друг за другом. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
Конь вороной остался под горой.
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Жеребьевки могут быть и короче:
– Красное яблочко или золотое блюдечко?
– Ниточка или иголочка ? и т.п.
В некоторых народных играх применяют забавные певалки.
-
Кто засмеется,
Губа задерется.
1, 2, 3, 4, 5,
С этих пор молчать! -
Первенчик, бубенчики,
Летали голубенчики –
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашка, орехи,
Медок, сахарок,
Молчок.
Кто не рассмеется дольше всех, тот и водит.
Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается из поколения к поколению и никогда не стареет.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию. Он следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоциональное настроение и взаимоотношение играющих, приучает ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть, играть активно.
Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.
И так, русские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.