Урок-экскурсия в 4-м классе по теме "Нахождение металлов в природе и их применение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов
  • Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применением
  • Способствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)
  • Содействовать воспитанию интереса к предмету
  • Содействовать воспитанию экологической культуры

Форма: урок-экскурсия.

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедиа, учебник для 4 класса: "Человек и природа" (А.А. Вахрушева).

Презентация.

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно тихо, сели.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. (Презентация.)

Разминка:

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в очень известную игру: я буду называть слова, а вы хлопайте, если это горные породы или минералы.

Золото, кварц, бронза, песок, серебро, каменная соль, алюминий, олово, гранит, медь, гравий.

- Как называются те тела, на которые вы не хлопали в ладоши? (Металлы).

Учитель: Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

"Нахождение металлов в природе и их применение".

Учитель: Что же такое металлы? Вспомните, пожалуйста, какое количество металлов существует в природе в настоящее время? (около 80)

- Действительно их много, но мы с вами сегодня совершим экскурсию в мир самых значимых для человека металлов.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какие на ваш взгляд металлы являются наиболее значительными в жизни человека? (алюминий, олово, железо, золото, серебро, платина, свинец, медь, ртуть)

Учитель: Вы сделали правильный выбор, молодцы.

Учитель: Форма нашего сегодняшнего урока - урок-экскурсия. Экскурсия в мир металлов. И первую экскурсию мы совершим в далёкое прошлое, чтобы узнать, какие металлы являются металлами древности и какое значение имели они для наших предков. А помогут нам в этом археологические раскопки.

Где использовались металлы в древности, какое значение они имели для человека, вам расскажут наши экскурсоводы.

(Поочередно, выходят 4 экскурсовода и рассказывают о металлах: железе, меди, золоте, серебре). Эти рассказы сопровождаются показом слайдов с изображение предметов, найденных при раскопках.

"Группы металлов".

- Давайте вспомним, какие группы металлов вы знаете?

- Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные - медь, свинец, цинк.

Редкие - олово - с её помощью производят белую жесть, используемую в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные - золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Цветные металлы представляют собой вещества с высокой прочностью, пластичностью, тепло- и электропроводностью. Цветные металлы - это цинк, олово, свинец, медь, латунь, бронза, никель, кадмий, ртуть...

3. Закрепление изученного материала.

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:

Она варилась долго в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи. (Руда).

- Руды - это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

Работа в парах.

Учитель: Разделимся на пары. У каждой пары есть образцы руд, а у вас в учебнике на с. 37 изображены руды, рассмотрите и соотнесите ваш образец с изображением в учебнике. (Дети рассказывают о рудах)

Железные руды:

Гематит, вишнево-красный или буровато-черный железняк - это минерал, оксид железа черного или темного красно-бурого цвета, плотный, непрозрачный, с металлическим блеском.

Магнитный железняк (магнетит) - минерал железно-черного цвета ; совершенно непрозрачен, обнаруживает сильный магнетизм. встречается в виде отдельных кристаллов

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда, медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда, боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Учитель: Итак, вы увидели и смогли потрогать своими руками некоторые руды, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Работа с компьютером в программе "Природа и человек"

- Теперь попробуем пройти небольшой тест в программе "Природа и человек".

- Войдите в программу.

- Выберите режим "Без подсказок"

- Упражнение № 34 "Полезные ископаемые" (2)

Результат работы запомните.

Работа по учебнику.

- Кто и где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.)

Учитель: Какая отрасль промышленности обеспечивает нашу экономику металлами? (Верно - металлургия).

- Чтобы получить из руды металл, она проходит обработку. Её очень сильно нагревают в специальных печах. В настоящее время их существует большое количество.

- Как называется печь, которая изображена у вас в учебнике на стр. 37? (доменная)

- Но есть более современные печи для выплавки чугуна и стали (слайд 15 ), они называются индукционные печи. Эти печи более экономичные в работе и более выгодные для нашей металлургической промышленности.

- Посмотрите видеофрагмент о выплавке стали на металлургическом производстве города Магнитогорска.

- Скажите, а есть ли в нашем городе предприятие, которое занимается переработкой металла. (Таганрогский Металлургический завод).

- Что производит Таганрогский Металлургический завод?

Таганрогский металлургический завод основан в 1896 г.

ТАГМЕТ выпускает практически все виды стальных труб,  в том числе высокопрочные со специальными свойствами, коррозионно-стойкие, трубы с высокогерметичными резьбовыми соединениями, профильные трубы. Продукция предприятия используется в нефтегазовом секторе, машиностроении, строительстве и ЖКХ. Сталеплавильный комплекс Таганрогского металлургического завода полностью обеспечивает потребности предприятия в стальной трубной заготовке. Продукция предприятия  поставляется как  российским, так и зарубежным потребителям.

Практическая работа.

- А теперь давайте вспомним свойства металлов.

- Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке, найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки, проволока).

- Покажите эти предметы.

- Как вы определили? По каким признакам, свойствам?

- Много ли особенных свойств у металлов? (твердость, пластичность, расширение при нагревании, блеск, электропроводность и теплопроводность) Вывесим на доске все названные свойства металлов.

- Неужели все-все металлы твердые на ощупь? Может быть, есть исключения?

- Конечно, это ртуть. Ртуть - единственный металл, жидкий при комнатной температуре. В природе находится как в самородном виде, так и образует ряд минералов. Чаще всего ртуть получают путём восстановления из её наиболее распространённого минерала - киновари. Применяется для изготовления измерительных приборов, вакуумных насосов, источников света и в других областях науки и техники.

- Одно из свойств мы имеем возможность увидеть на опыте в видеофрагменте.

- Обратимся к фильму "Тепловое расширение металлов"

- Металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов - они расширяются при нагревании.

"Использование металлов".

-Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

4. Обобщение

- Вернёмся к цели нашего урока.

Что мы хотели выяснить? (Что же такое металлы? )

Мы это выяснили?

Проблемная ситуация.

- Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

5. Итог урока.

- Спасибо за урок и за сотрудничество. Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось?