Пояснительная записка
Данный спецкурс ориентирован на учащихся старшей ступени 10-11 классов, которые собираются сдавать Единый Государственный Экзамен по английскому языку. Данный спецкурс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Действующие программы и стандарты по иностранным языкам в качестве практической цели обучения определяют формирование у учащихся способности и готовности к межкультурному общению, формирование поликультурной личности на основе компетентностного подхода.
Данная цель предполагает достижение учащимися определенного уровня коммуникативной компетентности в сфере устного и письменного общения.
Традиционное обучение иностранным языкам направлено на освоение определенного содержания и поддержание знаний, навыков и умений пользоваться этим содержанием в различных ситуациях.
Как показывает опыт, такие аспекты изучения английского языка, как аудирование и письменное высказывание вызывают наибольшие трудности у учащихся, с которыми они сталкиваются при подготовке к экзаменам разного уровня.
Данный спецкурс способствует сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.
Целью данного спецкурса является:
- формирование навыков понимания аутентичных текстов на английском языке в естественном темпе в разных речевых ситуациях;
- формирование навыков письменной речи в разных сферах нашей деятельности.
Данный спецкурс предполагает решение следующих задач:
- формирование практических навыков успешного, эффективного англоязычного речевого общения путём письменной коммуникации и понимания речи на слух в важнейших жизненных ситуациях;
- углубление содержания изучаемых тем общения, видов и типов текстов для аудирования с ориентацией на профиль обучения, расширение лексического запаса и общего кругозора учащихся;
- знакомство учащихся с основными стратегиями успешного выполнения данных заданий
Для реализации поставленных целей и задач в рамках предлагаемого курса используются следующие методы и формы обучения:
Коммуникативно-ориентированный метод в преподавании английского языка, предполагающий организацию учебного общения как средства усвоения языкового материала и общеучебных умений и навыков; метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической задачи, поиск языковых средств её решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов.
Основные формы организации учебных занятий:
- прослушивание аутентичных текстов разного плана, озвученных носителями языка;
- дискуссии и обсуждение;
- все формы учебного диалога;
- групповые мини-проекты;
- работа с аудио и видео ресурсами;
- использование фотографий, видеоклипов, графики, анимации и звука;
- занятия с использованием глобальной сети Интернет.
В ходе данного спецкурса учащиеся старших классов должны:
в плане аудирования:
- понимать в целом и в деталях высказывания носителей языка в ситуациях повседневного общения;
- выделять значимую для себя информацию повышенного уровня (upper-intermediate) аудио-, видео-, текстах профильного содержания.
- полностью понять информацию, содержащуюся в справочно-информационных материалах, в радио- и теленовостях, репортажах;
- полностью понять содержание фрагментов видеофильма, популярных передач и замысел автора данной продукции;
- понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе, а также тексты различного характера для аудирования в однократном предъявлении учителя и в звукозаписи; тексты могут содержать до 3% незнакомых слов, о значении которых учащиеся могут догадаться, а также до 3 % слов, о значении которых нельзя догадаться, но не знание которых не препятствует пониманию текста в целом.
Длительность звучания текстов — до 8 минут.
В плане письма:
- письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка;
- составлять план, тезисы сообщения по тематике, связанной с профильным обучением;
- высказывать своё мнение по поставленной проблеме, соблюдая все правила написания эссе;
- уметь писать письмо личного характера;
- делать выписки из текстов, необходимые для подготовки доклада, реферата по выбранной теме;
- заполнять аутентичные официальные бланки, анкеты, формуляры (включая CV данные, бланки заказов);
- быть готовы к написанию поздравительных и других открыток и писем неформального плана, официальных писем (типа письма-запроса информации, письма-благодарности, письма-жалобы), резюме, CV;
- быть готовы к составлению и написанию отзывов о книгах, фильмах, театральных постановках и произведениях искусства (в рамках изученного и обсужденного в школе), мнений о людях, их качествах, характеристиках, стиле работы и проведения досуга;
- готовы к составлению и написанию инструкций и предписаний, кратких письменных сообщений (messages), объявлений, надписей-указателей, информационных листков и небольших статей для школьной печати;
- готовы к ведению записей в дневнике, ведению записей по прочитанному/увиденному/обсужденному;
- уметь подготовить и представить схемы, таблицы, диаграммы и другие виды схематизированной информации; описывать и интепритировать события, явления, факты;
- уметь написать реферат или проект по изученным как иностранном, так и на родном языке источникам.
Формы контроля уровня достижений учащихся
- Написание личного письма и эссе с высказыванием своего мнения
- Языковое тестирование.
Этот вид тестирования включен в курс по следующим соображениям. Во-первых, профилизация обучения в старшей школе напрямую соотносится с Единым Государственным Экзаменом по английскому языку. В связи с этим данный спецкурс, созданный прежде всего для повышения предметной компетенции, не может игнорировать задачу подготовки к успешной сдаче экзамена в данном формате. Во-вторых, в настоящий момент процесс изучения иностранного языка всё больше подчиняется идее разноуровневого контроля полученной подготовки учащихся.
Учебно-тематический план:
- Основные стратегии выполнения заданий по аудированию 2 часа.
- Основные подходы к выполнению письменного задания 2 часа.
- Основные критерии оценивания заданий по аудированию и письму 4 часа.
- Изменения в формате ЕГЭ 2010-2011 года 1 час.
- Аудирование. Задания на установление соответствия приведённых утверждений прослушанному тексту 2 часа.
- Аудирование. Задания на множественный выбор 2 часа.
- Аудирование. Задания на множественные соответствия 2 часа.
- Расположение событий или информации в определённом порядке 1 час.
- Письмо. Короткие тексты прагматического характера 2 часа.
- Письмо. Длинные тексты прагматического характера 2 часа.
- Рецензия 2 часа.
- Сочинение-описание 2 часа
- Сочинение-повествование 2 часа.
- Эссе с выражением своего мнения 2 часа.
- Письмо личного характера 2 часа.
- Тематические кейсы для выполнения письменных заданий 2 часа.
- Итоговое языковое тестирование 2 часа.
Используемая литература:
- Е.Н. Соловова, И.Е. Солокова. State Exam Maximiser. Pearson. Longman, 2007.
- E. Klekovkina, M. Mann. Practice Tests for the Russian State Exam. Macmillan, 2006.