Обучение письму и аудированию на старшей ступени

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Данный спецкурс ориентирован на учащихся старшей ступени 10-11 классов, которые собираются сдавать Единый Государственный Экзамен по английскому языку. Данный спецкурс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Действующие программы и стандарты по иностранным языкам в качестве практической цели обучения определяют формирование у учащихся способности и готовности к межкультурному общению, формирование поликультурной личности на основе компетентностного подхода.

Данная цель предполагает достижение учащимися определенного уровня коммуникативной компетентности в сфере устного и письменного общения.

Традиционное обучение иностранным языкам направлено на освоение определенного содержания и поддержание знаний, навыков и умений пользоваться этим содержанием в различных ситуациях.

Как показывает опыт, такие аспекты изучения английского языка, как аудирование и письменное высказывание вызывают наибольшие трудности у учащихся, с которыми они сталкиваются при подготовке к экзаменам разного уровня.

Данный спецкурс способствует сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.

Целью данного спецкурса является:

  • формирование навыков понимания аутентичных текстов на английском языке в естественном темпе в разных речевых ситуациях;
  • формирование навыков письменной речи в разных сферах нашей деятельности.

Данный спецкурс предполагает решение следующих задач:

  • формирование практических навыков успешного, эффективного англоязычного речевого общения путём письменной коммуникации и понимания речи на слух в важнейших жизненных ситуациях;
  • углубление содержания изучаемых тем общения, видов и типов текстов для аудирования с ориентацией на профиль обучения, расширение лексического запаса и общего кругозора учащихся;
  • знакомство учащихся с основными стратегиями успешного выполнения данных заданий

Для реализации поставленных целей и задач в рамках предлагаемого курса используются следующие методы и формы обучения:

Коммуникативно-ориентированный метод в преподавании английского языка, предполагающий организацию учебного общения как средства усвоения языкового материала и общеучебных умений и навыков; метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической задачи, поиск языковых средств её решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов.

Основные формы организации учебных занятий:

  • прослушивание аутентичных текстов разного плана, озвученных носителями языка;
  • дискуссии и обсуждение;
  • все формы учебного диалога;
  • групповые мини-проекты;
  • работа с аудио и видео ресурсами;
  • использование фотографий, видеоклипов, графики, анимации и звука;
  • занятия с использованием глобальной сети Интернет.

В ходе данного спецкурса учащиеся старших классов должны:

в плане аудирования:

  • понимать в целом и в деталях высказывания носителей языка в ситуациях повседневного общения;
  • выделять значимую для себя информацию повышенного уровня (upper-intermediate) аудио-, видео-, текстах профильного содержания.
  • полностью понять информацию, содержащуюся в справочно-информационных материалах, в радио- и теленовостях, репортажах;
  • полностью понять содержание фрагментов видеофильма, популярных передач и замысел автора данной продукции;
  • понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе, а также тексты различного характера для аудирования в однократном предъявлении учителя и в звукозаписи; тексты могут содержать до 3% незнакомых слов, о значении которых учащиеся могут догадаться, а также до 3 % слов, о значении которых нельзя догадаться, но не знание которых не препятствует пониманию текста в целом.

Длительность звучания текстов — до 8 минут.

В плане письма:

  • письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка;
  • составлять план, тезисы сообщения по тематике, связанной с профильным обучением;
  • высказывать своё мнение по поставленной проблеме, соблюдая все правила написания эссе;
  • уметь писать письмо личного характера;
  • делать выписки из текстов, необходимые для подготовки доклада, реферата по выбранной теме;
  • заполнять аутентичные официальные бланки, анкеты, формуляры (включая CV данные, бланки заказов);
  • быть готовы к написанию поздравительных и других открыток и писем неформального плана, официальных писем (типа письма-запроса информации, письма-благодарности, письма-жалобы), резюме, CV;
  • быть готовы к составлению и написанию отзывов о книгах, фильмах, театральных постановках и произведениях искусства (в рамках изученного и обсужденного в школе), мнений о людях, их качествах, характеристиках, стиле работы и проведения досуга;
  • готовы к составлению и написанию инструкций и предписаний, кратких письменных сообщений (messages), объявлений, надписей-указателей, информационных листков и небольших статей для школьной печати;
  • готовы к ведению записей в дневнике, ведению записей по прочитанному/увиденному/обсужденному;
  • уметь подготовить и представить схемы, таблицы, диаграммы и другие виды схематизированной информации; описывать и интепритировать события, явления, факты;
  • уметь написать реферат или проект по изученным как иностранном, так и на родном языке источникам.

Формы контроля уровня достижений учащихся

  • Написание личного письма и эссе с высказыванием своего мнения
  • Языковое тестирование.

Этот вид тестирования включен в курс по следующим соображениям. Во-первых, профилизация обучения в старшей школе напрямую соотносится с Единым Государственным Экзаменом по английскому языку. В связи с этим данный спецкурс, созданный прежде всего для повышения предметной компетенции, не может игнорировать задачу подготовки к успешной сдаче экзамена в данном формате. Во-вторых, в настоящий момент процесс изучения иностранного языка всё больше подчиняется идее разноуровневого контроля полученной подготовки учащихся.

Учебно-тематический план:

  • Основные стратегии выполнения заданий по аудированию 2 часа.
  • Основные подходы к выполнению письменного задания 2 часа.
  • Основные критерии оценивания заданий по аудированию и письму 4 часа.
  • Изменения в формате ЕГЭ 2010-2011 года 1 час.
  • Аудирование. Задания на установление соответствия приведённых утверждений прослушанному тексту 2 часа.
  • Аудирование. Задания на множественный выбор 2 часа.
  • Аудирование. Задания на множественные соответствия 2 часа.
  • Расположение событий или информации в определённом порядке 1 час.
  • Письмо. Короткие тексты прагматического характера 2 часа.
  • Письмо. Длинные тексты прагматического характера 2 часа.
  • Рецензия 2 часа.
  • Сочинение-описание 2 часа
  • Сочинение-повествование 2 часа.
  • Эссе с выражением своего мнения 2 часа.
  • Письмо личного характера 2 часа.
  • Тематические кейсы для выполнения письменных заданий 2 часа.
  • Итоговое языковое тестирование 2 часа.

Используемая литература:

  1. Е.Н. Соловова, И.Е. Солокова. State Exam Maximiser. Pearson. Longman, 2007.
  2. E. Klekovkina, M. Mann. Practice Tests for the Russian State Exam. Macmillan, 2006.