Цели:
- закрепить знания таблиц умножения и деления;
- совершенствовать умение решать задачи;
- отрабатывать навыки правильного и грамотного ответа на вопрос;
- закрепить знания математических терминов;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: карточки, рисунок – «головы», аншлаг с новыми словами, рисунок конуры, бумага для изготовления собачки, рисунки чернильницы и гусиных перьев.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Итак, урок математики.
– Каким вы хотели видеть наш урок? (интересным, познавательным и т.д.)
– Что для этого нужно?
Я постараюсь, чтобы урок был интересным.
Давайте узнаем, что нас ждёт сегодня на уроке.
II. Сообщение темы и целей урока.
Класс разбивается на группы. Каждой группе даётся задание решить числовые выражения и отгадать зашифрованное слово по таблице. Каждая группа зачитывает полученное слово.
Итоги задания:
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 группа | 5 группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем:
- повторять;
- узнавать;
- думать;
- решать;
- считать.
III. Гимнастика ума. Работа с числами.
Учитель:
– Прочитайте числа, записанные на доске.
15 145 51
– Какие вопросы можно задать к этим числам?
Примерные вопросы детей:
– Назовите соседей этих чисел.
– Назовите предшествующее число?
– Назовите состав чисел.
– Представьте каждое в виде суммы разрядных слагаемых.
– Как вы думаете, для чего мы работаем с этими числами? (Чтобы быть внимательными, научиться умению слушать друг друга).
– Проверьте себя, какие вы внимательные. На разлинованных в клетку планшетах (или в тетрадях в клетку) найдите точку (отсчитать 5 клеток сверху и 2 слева), это начало графического диктанта.
IV. Графический диктант – изображение"домик"
4 ↓, 8 →, 4 ↑, 1 →, 1 ↑, 1 ←, 1 ↑, 2 ←, 1 ↑, 1 ←, 1 ↑, 2 ←, 1 ↓, 1 ←, 1 ↓, 2 ←, 1 ↓, 1 ←, 1 ↓, 1 →
Учитель:
– Что получилось? (дом)
– Отделим крышу от основания дома (проводим линию)
– На какую фигуру похоже основание? (прямоугольник)
– Что мы знаем об этой фигуре? (противоположные стороны равны)
– Найдём периметр прямоугольника. По какой формуле находится периметр прямоугольника?
– Запишем формулу в тетрадях.
Pпр. = (a+b)x2
– Что такое a, b? (стороны прямоугольника). По линейке найдите длину и ширину (2 см и 4 см)
Подставим полученные данные в формулу:
Pпр. = (2+4)x2
Pпр. = 12 см
– Кто может жить в этом домике? (ответы детей)
На доску вывешивается рисунок конуры.
Учитель: Ребята, к нам прибежал щенок из стихотворения С.Михалкова «Беглец». (рисунок собаки) Помните строчки «Бежал щенок по лужам и никому не нужен».
– Где может спрятаться этот щенок от непогоды?
– Как называется домик, где живут собаки? (конура)
– Давайте сделаем из бумаги друзей этому щенку-маленьких щенят и поселим их в общую конуру.
V. Работа с бумагой (изготовление собачки оригами).
После изготовления поделки дети прикрепляют каждый свою собачку в конуру. Эта часть доски закрывается.
VI. Решение задачи.
Открывается часть доски, где возникает рисунок головы-перевёртыша с сердитым выражением лица.
Учитель: Посмотрите ребята, у этого человечка сердитый вид, чтобы помочь ему стать добрее, поможем решить задачку, с которой он не мог справиться. (На карточках детей написано условие задачи)
Туристы в первый день проехали 40км, а во второй день в 2 раза больше. Сколько км туристы проехали за два дня?
Анализ задачи:
– Что известно?
– Что нужно найти?
– Можем ответить сразу на вопрос задачи?
– Почему?
Знаем, что в первый день 40 км, во второй – ? , но знаем, что в 2 раза больше. Можем найти сколько км проехали во второй день?
В первый день, по условию 40 км, во второй день нашли, можем узнать, сколько проехали за два дня?
– Самостоятельно запишите решение в тетрадь.(По окончании дети зачитывают решение задачи)
На доске переворачиваем рисунок головы-перевёртыша.
Учитель: Задачу решили, «голова» перевернулась, появилось лицо человечка с улыбкой. Такими перевёртышами могут быть и слова. Например, ШАЛАШ (вывешиваем слово на доску).
– Что можете сказать про это слово? (читается слева направо и справа налево). Приведите примеры слов, которые читаются вперед и обратно (КАЗАК, НАГАН и др). А есть ещё и числа – перевёртыши.
VII. Работа с числами-перевёртышами.
Учитель:
1. | Возьмём число. | 619 |
2. | Перевернём его. | 916 |
3. | Сложим два числа. | 1535 |
4. | Перевернём эту сумму. | 5351 |
5. | Сложим. | 6886 |
Учитель: Результат вычислений – цифры-перевёртыши палиндром (по-русски – перевёртыш).
VIII. Работа в парах (соедини стрелочкой числовое выражение и ответ).
Учитель: Давайте поиграем, кто точнее и быстрее выполнит задание в парах – соединит стрелкой ответ и числовое выражение. А затем каждая пара назовет ответ.
6X7 | 30 | |
10X3 | 5 | |
20:4 | 42 | |
3X3 | 9 | |
72:9 | 40 | |
42:6 | 7 | |
4X10 | 8 |
IX. Итог урока.
Учитель: Что мы сегодня на уроке повторили? (таблицу умножения и деления, решение задач)Что вам понравилось? Кому мы сегодня помогали? (щенку, сердитому человечку).
X. Рефлексия.
(На доске – плакат с изображением чернильницы с прорезями для перьев)
Учитель: Кому было комфортно, легко на уроке, тот вставит перо в чернильницу (объяснение слов «перо», «чернильница»).