Цель: развить интерес учащихся к предмету - математика
Оборудование: мультимедийное, интерактивная доска.
Ход урока
Участвуют три команды по 5 учащихся 6а, 8а, 10б классов.
Ведущий:
В обычный день, в урочный час
На КВН зовут всех вас.
Ведь знает каждый школьник,
Как математика важна!
Задачи трудные реши,
Жюри вам не помеха,
Добьетесь вы успеха.
Представление жюри.
Представление команд:
- 6а класс – команда «Биссектриса»;
- 8а класс – команда «Медиана»;
- 10б класс – команда «Высота».
Разминка.
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
- К Айболиту пришли на прием животные: все, кроме двух, собаки; все, кроме двух, зайцы; все, кроме двух, кошки, Сколько всего животных ?
- Ученик 7-го класса Москвы, не сделавший домашнюю работу по алгебре, задает вопрос: «Как в общем виде записать число, которое при делении на 5 дает остаток 7?»
Задание 1.
Каждой команде поочередно задается по 1 вопросу (за правильный ответ начисляется 1 балл). Ответить «да» или «нет».
- (8а) Высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и биссектрисой. (Да)
- (6а) Существует ли треугольник с двумя острыми углами? (Да)
- (10б) два треугольника равны, если 3 угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника. (Да)
- (8а) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольника равны. (Нет)
- (6a) Три точки и три отрезка, соединяющие три точки попарно, определяют геометрическую фигуру, которая называется четырехугольник. (Нет)
- (10б) В равностороннем треугольнике биссектриса угла при основании является осью симметрии. (Да)
- (8а) Если угол при вершине равнобедренного треугольника равен 60 градусов, то треугольникравносторонний. (Да)
- (6а) Если в треугольнике один из углов равен 90 градусов, то треугольник прямоугольный. (Да)
- (10б) В равнобедренном треугольнике основание и биссектриса, проведенная к основанию взаимно-перпендикулярны. (Да)
Задание 2.
Участники одной из команд приводят начало определения, правила, а участники другой команды заканчивают их. Работаем в таком порядке: команда 6а класса задает для команды 8а, 8а – для 10б, 10б – для 6а.
6а – 8а:
- Многочлен называют …
- Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, надо …
- Ромб – это …
- Площадь параллелограмма равна …
- Квадратным уравнением называют …
8а – 10б
- Сформулируйте аксиому 1: через …
- Две прямые называют скрещивающимися, если …
- Однородным тригонометрическим уравнением 1 степени называют уравнение вида …
- Две прямые в пространстве называются параллельными если …
- В уравнении sin x = 0, x = …
10б – 6а
- Чтобы найти часть от числа …
- Взаимно простыми числами называют …
- Треугольником называют фигуру, состоящую …
- Прямоугольным треугольником называют …
- Натуральными числами называют числа ...
Задание 3. «Кто быстрее?»
Участникам команд задаются вопросы, кто знает, поднимает руку.
- Сколько яиц можно съесть натощак? (1)
- Из какой посуды не едят? (пустой)
- Что в горшок кидают перед тем, как варят в нем еду? (взгляд)
- Как узнать, спело ли яблоко? (у яблока черные семена)
- Какую траву и слепые увидят? (крапива)
- В доме 100 квартир. Сколько раз на табличке написана цифра 9? (20)
- На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (0,5)
- Какой месяц короче всех? (май)
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, снова будет ночь)
- Какое целое число делится без остатка на любое целое число? (0)
- Когда делимое и частное равны между собой? (делимое 0 и делитель 1)
Задание 4.
За правильный ответ начисляется 5 баллов. После загадок две задачи для всех команд, за правильный ответ начисляется 5 баллов.
-
Кулек невелик
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись! (звонок) -
Я – цифра меньше 10,
Меня тебя легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь
Рядом встать, – Я – все!
Отец и дедушка, и ты, и мать. (семь – я) -
Мы – большущая семья.
Самый младший – это я
Сразу нас не сосчитать:
Юра, Саша, Шура, Клаша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице едем,
Говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей. (6) -
Я, Сережа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда,
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучаться,
Сколько нас получится? (6) -
Сидят рыбаки, стерегут поплавки,
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – четырех карасей,
А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19 штук) -
По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов
Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.
А теперь вопрос таков: сколько было петухов?
И узнать я был рад, сколько было поросят?
(11 голов: т.к. у петухов 2 ноги, а у поросят 4 ноги, то 4 поросят и 7 петухов)
Задача 1.
Медведь с базара плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшек съел
И плюс еще пол плюшки
Шел, шел, уселся отдохнуть
И под «ку-ку» кукушки
Вновь половину плюшек съел
И плюс еще пол плюшки.
Стемнело, он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол остатка съел
И плюс еще пол плюшки.
С пустой кошёлкой, увы? –
Он в дом вошел уныло…
Хочу, чтоб мне сказали вы,
А сколько плюшек было? (7, схема)
Задача 2.
Барсук позвал к себе гостей;
Медведя, рысь и белку.
И подарили барсуку
Подсвечник и тарелку.
Когда же он позвал к себе
Рысь, белку, мышку, волка
То он в подарок получил
Подсвечник и иголку
Им были вновь приглашены
Волк, мышка и овечка
И получил в подарок он
Иголку и колечко,
Он снова пригласил овцу,
Медведя, волка, белку
И подарили барсуку
Колечко и тарелку
Нам срочно нужен ваш ответ
На миг дела отбросьте:
Хотим понять, какой предмет
Каким дарился гостем.
И кто из шестерых друзей
Явился без подарка?
Не можем мы сообразить,
Сидим… Мудрим… Запарка!
(Овечка принесла колечко, медведь – тарелку, рысь – подсвечник, мышь – иголку. Без подарка пришли волк и белка).
Задание 5. Конкурс художников (сеанс компьютерной графики)
С каждой команды выходит по 2 человека, Вам даются координаты точек по которым вы должны воспроизвести портрет (чей портрет?)
10б | 8а | 6а |
(3,14),(4;15), (3;16), (2;15), (3;14),(0;7),(1;6) (-2;3),(-4;3),(-2;2) (-1;1),(0;2),(1;1) (2;2),(3;2),(4;2) (5;1),(6;2),(3;5) |
(0;2),(0;0),(1;-1) (1;-3),(2;-4),(2;-7) (0;-7),(0;-8),(1;-9), (3;-7),(5;-9),(6;-8) (6;-7),(4;-7),(4;-4) (5;-3),(5;-1),(6;0) |
(6;2),(7;1),(8;2) (10;3),(8;3),(5;6) (6;7),(3;14) |
- Глаза (1;8), (2;9), (3;8), (4;9), (5;8)
- Рот (1;7), (2;6), (4;6), (5;7), (1;7).
Пока участники выполняют задание, приглашаем 2 участника с каждой команды (задания выполняют на доске):
Задание:
На счет один, два, три одновременно нарисовать левой рукой цифру – 9, а правой рукой цифру – 6.
Приглашаем с каждой команды по одному человеку (на доске)
Задание:
Не отрывая мела от доски, нарисовать лебедя (гуся).
Спроектируем рисунок на доске.
Задание 6. Конкурс «Эрудитов»
Участвуют по одному человеку из каждой команды. Вопросы задаются каждому участнику отдельно.
- (6а) Вычислить: 52=…, 72=…, а чему равен угол в квадрате? (25, 49, 90 градусов)
- (8а) Вычислите: (-2) * (-1) – 2 =… (0)
- (10б) Вычислить: (-3) + (-2) + 2 + 3 + 4 =… (4)
Жюри учитывает рациональный способ решения.
- (6а) На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ни одного)
- (8а) От какого слова происходит название цифры 0? (лат. слова «пулла» - пусто)
- (10б) Что первоначально означало слово «математика»? (знание – наука)
Жюри определяет, кто из участников достоин звания «Эрудит».
Задание 7. Конкурс «цыплят по осени считают».
Капитаны команд получают задание: каждой команде дается пословица, через несколько минут нужно изобразить в лицах и объяснить ее суть, а зрители должны отгадать.
Пословица (6а): «Чем дальше в лес, тем больше дров».
Пословица (8а): «Семь раз отмерь, один раз отрешь».
Пословица (10б): «Большому куску – рот радуется».
Жюри оценивает артистизм участников.
Задание 8. Конкурс «Один за всех и все за одного»
Команды должны быстро, верно и, самое главное дружно дать ответ.
-
(8а) Ноль подставил спинку брату,
Тот забрался не спеша,
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца.
Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же,
Ну,… подумай?
Так скажи!(8) -
(6а) Десятки превратил он в сотни,
А может в миллионы превратит,
Он среди чисел равноправен,
Но на него нельзя делить. (0) -
(10б) Когда меня ты режешь, то не плачешь,
И все-таки слезу смахнешь с лица.
А сменишь букву, – выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца. (лук – луч)
Задание 9. Конкурс капитанов.
(вызываются капитаны команд)
Капитаны, капитаны, постарайтесь,
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбнитесь,
Лишь веселым покоряются жюри.
Капитаны должны правильно и быстро отвечать на один и тот же вопрос. Баллы присуждаются только тому, кто первым и верно ответит на вопрос.
1. Умеете ли вы считать?
Проверим:
а) В дилижансе едут 8 человек, на первой остановке 5 вышли, 3 вошли. Поехали дальше, на следующих остановках вышли 2, затем 5 и наконец еще 3. Затем дилижанс прибыл на конечную остановку, где вышли все. Сколько было остановок? (4 остановки, 5 – конечная)
б) Можно ли между цифрами 5 и 6 поставить какой либо знак, чтобы получилось число, больше 5 и меньше 6? (запятую)
в) В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (100)
г) Сколько будет, если полсотни разделить на половину? (50:½ = 100)
2. Конкурс загадок:
-
Шел с рыбалки волк, повстречал лису и спрашивает:
– Кума, где ты была?
– Окуньков в реке ловила.
– Много ли взяла?
– До двадцати двух не добрала.
– А у меня 2 десятка и еще 2.
Сколько окуньков? (40) -
Назовите фигуру?
…Младший треугольный,
Вечно не довольный.
Смотри: ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре. (треугольник) -
…Ты в странствии живешь,
И в поступи твоей есть сдержанная мощь,
Твой путь весь состоит из пути вращений,
Твой путь весь в любом твоем вращении. (окружность)
Вопросы и задания (для капитанов)
- Назовите автора учебника по геометрии, по которому вы учитесь.
- Пойманная рыба весит 1 кг, и еще столько, сколько весит половина пол рыбы. Сколько весит вся рыба? (2 кг)
- Быстро сосчитайте:
- Полтора лимона стоит 1,5 рубля. Сколько стоит 10 лимонов? (10 руб.)
- Какие числа при перевертывании увеличиваются в 1,5 раза? (6, 66, 666…)
- Назовите признаки делимости на 2; на 3; на5; на 9?
Конкурс окончен. Жюри подводит итог.
Задания болельщикам:
- Если последовательно соединить середины сторон равностороннего треугольника, какой треугольник получится? (р/ст.)
- Половина, какой буквы дает название военной части? (пол-к)
- Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (три-о)
- В каком слове 40 гласных? (сорок-а)
- Какая рыба носит имя человека? (Карп)
- На берегу собрались 12 черепах. Возраст которых 30 и 50 лет. Число 30-летних черепах составляет половину числа 50-летних. Сколько черепах черных (12)
- 3 курицы за три дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48)
- В каком случае верно равенство: 19 + 15 = 10? (время 19ч.=7ч.; 15ч.=3ч.)
- Можно ли через три точки лежащие на одной плоскости прямой, провести единственную плоскость? (нет, точки не должны принадлежать одной прямой)
- Лежат ли пересекающиеся прямые в одной плоскости? (да)
- Из полки торчит неочищенный карандаш. Сколько у него граней? (8)