КВН-ассорти

Разделы: Математика


Цель: развить интерес учащихся к предмету - математика

Оборудование: мультимедийное, интерактивная доска.

Ход урока

Участвуют три команды по 5 учащихся 6а, 8а, 10б классов.

Ведущий:

В обычный день, в урочный час
На КВН зовут всех вас.
Ведь знает каждый школьник,
Как математика важна!
Задачи трудные реши,
Жюри вам не помеха,
Добьетесь вы успеха.

Представление жюри.

Представление команд:

  • 6а класс – команда «Биссектриса»;
  • 8а класс – команда «Медиана»;
  • 10б класс – команда «Высота».

Разминка.

  • На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  • К Айболиту пришли на прием животные: все, кроме двух, собаки; все, кроме двух, зайцы; все, кроме двух, кошки, Сколько всего животных ?
  • Ученик 7-го класса Москвы, не сделавший домашнюю работу по алгебре, задает вопрос: «Как в общем виде записать число, которое при делении на 5 дает остаток 7?»

Задание 1.

Каждой команде поочередно задается по 1 вопросу (за правильный ответ начисляется 1 балл). Ответить «да» или «нет».

  • (8а) Высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и биссектрисой. (Да)
  • (6а) Существует ли треугольник с двумя острыми углами? (Да)
  • (10б) два треугольника равны, если 3 угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника. (Да)
  • (8а) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольника равны. (Нет)
  • (6a) Три точки и три отрезка, соединяющие три точки попарно, определяют геометрическую фигуру, которая называется четырехугольник. (Нет)
  • (10б) В равностороннем треугольнике биссектриса угла при основании является осью симметрии. (Да)
  • (8а) Если угол при вершине равнобедренного треугольника равен 60 градусов, то треугольникравносторонний. (Да)
  • (6а) Если в треугольнике один из углов равен 90 градусов, то треугольник прямоугольный. (Да)
  • (10б) В равнобедренном треугольнике основание и биссектриса, проведенная к основанию взаимно-перпендикулярны. (Да)

Задание 2.

Участники одной из команд приводят начало определения, правила, а участники другой команды заканчивают их. Работаем в таком порядке: команда 6а класса задает для команды 8а, 8а – для 10б, 10б – для 6а.

6а – 8а:

  1. Многочлен называют …
  2. Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, надо …
  3. Ромб – это …
  4. Площадь параллелограмма равна …
  5. Квадратным уравнением называют …

8а – 10б

  1. Сформулируйте аксиому 1: через …
  2. Две прямые называют скрещивающимися, если …
  3. Однородным тригонометрическим уравнением 1 степени называют уравнение вида …
  4. Две прямые в пространстве называются параллельными если …
  5. В уравнении sin x = 0, x = …

10б – 6а

  1. Чтобы найти часть от числа …
  2. Взаимно простыми числами называют …
  3. Треугольником называют фигуру, состоящую …
  4. Прямоугольным треугольником называют …
  5. Натуральными числами называют числа ...

Задание 3. «Кто быстрее?»

Участникам команд задаются вопросы, кто знает, поднимает руку.

  1. Сколько яиц можно съесть натощак? (1)
  2. Из какой посуды не едят? (пустой)
  3. Что в горшок кидают перед тем, как варят в нем еду? (взгляд)
  4. Как узнать, спело ли яблоко? (у яблока черные семена)
  5. Какую траву и слепые увидят? (крапива)
  6. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличке написана цифра 9? (20)
  7. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (0,5)
  8. Какой месяц короче всех? (май)
  9. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, снова будет ночь)
  10. Какое целое число делится без остатка на любое целое число? (0)
  11. Когда делимое и частное равны между собой? (делимое 0 и делитель 1)

Задание 4.

За правильный ответ начисляется 5 баллов. После загадок две задачи для всех команд, за правильный ответ начисляется 5 баллов.

  1. Кулек невелик
    Целой сотне велит:
    То сядь да учись,
    То встань, разойдись! (звонок)

  2. Я – цифра меньше 10,
    Меня тебя легко найти,
    Но если букве «Я» прикажешь
    Рядом встать, Я – все!
    Отец и дедушка, и ты, и мать. (семь – я)

  3. Мы – большущая семья.
    Самый младший – это я
    Сразу нас не сосчитать:
    Юра, Саша, Шура, Клаша,
    И Наташа тоже наша.
    Мы по улице едем,
    Говорят, что детский дом.
    Сосчитайте поскорей,
    Сколько нас в семье детей. (6)

  4. Я, Сережа, Коля, Ванда –
    Волейбольная команда,
    Женя с Игорем пока –
    Запасных два игрока.
    А когда подучаться,
    Сколько нас получится? (6)

  5.  Сидят рыбаки, стерегут поплавки,
    Рыбак Корней поймал 13 окуней,
    Рыбак Евсей – четырех карасей,
    А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.
    Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19 штук)

  6. По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов
    Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.
    А теперь вопрос таков: сколько было петухов?
    И узнать я был рад, сколько было поросят?
    (11 голов: т.к. у петухов 2 ноги, а у поросят 4 ноги, то 4 поросят и 7 петухов)

Задача 1.

Медведь с базара плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшек съел
И плюс еще пол плюшки
Шел, шел, уселся отдохнуть
И под «ку-ку» кукушки
Вновь половину плюшек съел
И плюс еще пол плюшки.
Стемнело, он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол остатка съел
И плюс еще пол плюшки.
С пустой кошёлкой, увы? –
Он в дом вошел уныло…
Хочу, чтоб мне сказали вы,
А сколько плюшек было? (7, схема)

Задача 2.

Барсук позвал к себе гостей;
Медведя, рысь и белку.
И подарили барсуку
Подсвечник и тарелку.
Когда же он позвал к себе
Рысь, белку, мышку, волка
То он в подарок получил
Подсвечник и иголку
Им были вновь приглашены
Волк, мышка и овечка
И получил в подарок он
Иголку и колечко,
Он снова пригласил овцу,
Медведя, волка, белку
И подарили барсуку
Колечко и тарелку
Нам срочно нужен ваш ответ
На миг дела отбросьте:
Хотим понять, какой предмет
Каким дарился гостем.
И кто из шестерых друзей
Явился без подарка?
Не можем мы сообразить,
Сидим… Мудрим… Запарка!
(Овечка принесла колечко, медведь – тарелку, рысь – подсвечник, мышь – иголку. Без подарка пришли волк и белка).

Задание 5. Конкурс художников (сеанс компьютерной графики)

С каждой команды выходит по 2 человека, Вам даются координаты точек по которым вы должны воспроизвести портрет (чей портрет?)

10б
(3,14),(4;15), (3;16),
(2;15), (3;14),(0;7),(1;6)
(-2;3),(-4;3),(-2;2)
(-1;1),(0;2),(1;1)
(2;2),(3;2),(4;2)
(5;1),(6;2),(3;5)
(0;2),(0;0),(1;-1)
(1;-3),(2;-4),(2;-7)
(0;-7),(0;-8),(1;-9),
(3;-7),(5;-9),(6;-8)
(6;-7),(4;-7),(4;-4)
(5;-3),(5;-1),(6;0)
(6;2),(7;1),(8;2)
(10;3),(8;3),(5;6)
(6;7),(3;14)
  • Глаза (1;8), (2;9), (3;8), (4;9), (5;8)
  • Рот (1;7), (2;6), (4;6), (5;7), (1;7).

Пока участники выполняют задание, приглашаем 2 участника с каждой команды (задания выполняют на доске):

Задание:

На счет один, два, три одновременно нарисовать левой рукой цифру – 9, а правой рукой цифру – 6.

Приглашаем с каждой команды по одному человеку (на доске)

Задание:

Не отрывая мела от доски, нарисовать лебедя (гуся).

Спроектируем рисунок на доске.

Задание 6. Конкурс «Эрудитов»

Участвуют по одному человеку из каждой команды. Вопросы задаются каждому участнику отдельно.

  1. (6а) Вычислить: 52=…, 72=…, а чему равен угол в квадрате? (25, 49, 90 градусов)
  2. (8а) Вычислите: (-2) * (-1) – 2 =… (0)
  3. (10б) Вычислить: (-3) + (-2) + 2 + 3 + 4 =… (4)

Жюри учитывает рациональный способ решения.

  1. (6а) На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ни одного)
  2. (8а) От какого слова происходит название цифры 0? (лат. слова «пулла» - пусто)
  3. (10б) Что первоначально означало слово «математика»? (знание – наука)

Жюри определяет, кто из участников достоин звания «Эрудит».

Задание 7. Конкурс «цыплят по осени считают».

Капитаны команд получают задание: каждой команде дается пословица, через несколько минут нужно изобразить в лицах и объяснить ее суть, а зрители должны отгадать.

Пословица (6а): «Чем дальше в лес, тем больше дров».

Пословица (8а): «Семь раз отмерь, один раз отрешь».

Пословица (10б): «Большому куску – рот радуется».

Жюри оценивает артистизм участников.

Задание 8. Конкурс «Один за всех и все за одного»

Команды должны быстро, верно и, самое главное дружно дать ответ.

  1. (8а) Ноль подставил спинку брату,
    Тот забрался не спеша,
    Стали новой цифрой братцы,
    Не найти нам в ней конца.
    Повернуть ее ты можешь,
    Головой поставить вниз.
    Цифра будет все такой же,
    Ну,… подумай?
    Так скажи!(8)

  2. (6а) Десятки превратил он в сотни,
    А может в миллионы превратит,
    Он среди чисел равноправен,
    Но на него нельзя делить. (0)

  3. (10б) Когда меня ты режешь, то не плачешь,
    И все-таки слезу смахнешь с лица.
    А сменишь букву, – выгляжу иначе:
    С началом стану я, но без конца. (лук – луч)

Задание 9. Конкурс капитанов.

(вызываются капитаны команд)

Капитаны, капитаны, постарайтесь,
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбнитесь,
Лишь веселым покоряются жюри.

Капитаны должны правильно и быстро отвечать на один и тот же вопрос. Баллы присуждаются только тому, кто первым и верно ответит на вопрос.

1. Умеете ли вы считать?

Проверим:

а) В дилижансе едут 8 человек, на первой остановке 5 вышли, 3 вошли. Поехали дальше, на следующих остановках вышли 2, затем 5 и наконец еще 3. Затем дилижанс прибыл на конечную остановку, где вышли все. Сколько было остановок? (4 остановки, 5 – конечная)
б) Можно ли между цифрами 5 и 6 поставить какой либо знак, чтобы получилось число, больше 5 и меньше 6? (запятую)
в) В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (100)
г) Сколько будет, если полсотни разделить на половину? (50:½ = 100)

2. Конкурс загадок:

  1. Шел с рыбалки волк, повстречал лису и спрашивает:
    Кума, где ты была?
    Окуньков в реке ловила.
    Много ли взяла?
    До двадцати двух не добрала.
    А у меня 2 десятка и еще 2.
    Сколько окуньков? (40)

  2. Назовите фигуру?
    …Младший треугольный,
    Вечно не довольный.
    Смотри: ты полней меня и шире,
    У меня углов лишь три,
    У тебя же их четыре. (треугольник)

  3. …Ты в странствии живешь,
    И в поступи твоей есть сдержанная мощь,
    Твой путь весь состоит из пути вращений,
    Твой путь весь в любом твоем вращении. (окружность)

Вопросы и задания (для капитанов)

  1. Назовите автора учебника по геометрии, по которому вы учитесь.
  2. Пойманная рыба весит 1 кг, и еще столько, сколько весит половина пол рыбы. Сколько весит вся рыба? (2 кг)
  3. Быстро сосчитайте:
  4. Полтора лимона стоит 1,5 рубля. Сколько стоит 10 лимонов? (10 руб.)
  5. Какие числа при перевертывании увеличиваются в 1,5 раза? (6, 66, 666…)
  6. Назовите признаки делимости на 2; на 3; на5; на 9?

Конкурс окончен. Жюри подводит итог.

Задания болельщикам:

  1. Если последовательно соединить середины сторон равностороннего треугольника, какой треугольник получится? (р/ст.)
  2. Половина, какой буквы дает название военной части? (пол-к)
  3. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (три-о)
  4. В каком слове 40 гласных? (сорок-а)
  5. Какая рыба носит имя человека? (Карп)
  6. На берегу собрались 12 черепах. Возраст которых 30 и 50 лет. Число 30-летних черепах составляет половину числа 50-летних. Сколько черепах черных (12)
  7. 3 курицы за три дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48)
  8. В каком случае верно равенство: 19 + 15 = 10? (время 19ч.=7ч.; 15ч.=3ч.)
  9. Можно ли через три точки лежащие на одной плоскости прямой, провести единственную плоскость? (нет, точки не должны принадлежать одной прямой)
  10. Лежат ли пересекающиеся прямые в одной плоскости? (да)
  11. Из полки торчит неочищенный карандаш. Сколько у него граней? (8)

Подведение итогов. Награждение.